Найти тему

Как знание о строении черепа отражается в портрете?

Сегодня продолжу очень важную тему - зачем художнику знать форму черепа, как это должно сказаться на рисовании портретов. (Это информация, общая для всех, вне зависимости от принадлежности к рисовальной школе.)

Я решила провести параллель: на рисунке черепа рассмотрим основные моменты его строения, а на готовых работах художников - как эти знания отражаются на работе.

Есть такой интересный момент. Если вы знаете, на что обратить внимание, мозг сосредотачивается на этой задаче, и нужная информация обрабатывается. А если вы не знаете, что именно должны искать, эта деталь может остаться не замеченной, ускользнуть.

Буквально: если вы знаете о существовании лобного бугра, вы его будете искать и найдёте, а если не знаете - можно не заметить нюансов тона, которые его выявляют, и лобный бугор в вашем портрете будет отсутствовать, или будет показан не точно.

Рисунок черепа в анфас, который я буду использовать:

В верхней части лба слева и справа есть лобные бугры:

-2

Теперь попробуйте найти их на рисунке художника Крамского (а потом листайте - справа рисунок с обозначением):

Над глазницами выступают надбровные дуги, у мужчин они выявлены сильнее, чем у женщин (и листаем галерею):

Переносица представляет собой маленькую площадку, плоскость между носовой костью и лбом, и, так как она располагается под углом к лбу, то, чаще всего - отличается от лба по тону (справа рисунок, на котором это видно):

По крайней мере, нужно всегда обращать внимание - как освещена переносица.

Далее. Там, где у черепа заканчивается носовая кость, у человека начинается хрящевая ткань, и это выражается в наличии небольшой горбинки (это есть почти у всех, более явно или менее):

В районе горбинки меняется направление плоскостей, образующих форму носа. Это на втором образце хорошо видно - от горбинки вверх - на сужение, и от горбинки вниз - на сужение.

Следующая хорошо выраженная форма - скуловые кости:

На выступающей части скуловой кости часто обнаруживаем блик, а под ней - тень, или лёгкий полутон. Или кость обходит и выявляет граница светораздела.

И хочу обратить внимание на форму подбородка. Она "ни разу" не шар. (На черепе шар какой-то видим? Нет. Смотрим на портрет в галерее - да там ступени из почти прямых линий.)

И предыдущие формы тоже "шарами" не были - ни лобные бугры, ни скуловые кости.

Все вот эти "кручения шаров" в альтернативных рисовальных школах - от непонимания формы (или нежелания её понимать). (В начале статьи я написала, что знания о строении черепа общие для всех; а вот в трактовке - есть отличия.)
Надеюсь, статья получилась понятной.

P.S. Основная тема канала - теория и практика изо искусства. Художник и педагог со стажем, поделюсь профессиональными секретами живописи, рисунка, композиции. Буду рада подписчикам, которым интересно моё творчество, а также уроки живописи онлайн.
😊🎨Приходите в гости в мой телеграм-канал:
https://t.me/arteillar

или группу ВКонтакте:
https://vk.com/arteillar, где я рассказываю о своём творчестве и немного об искусстве. Буду рада новым подписчикам!

А предыдущие статьи о рисунке здесь: