С художницей Алёной Цветковой и ее творчеством я познакомилась, когда искала иллюстратора для своей книги «Бес, Лулу и другие». Увидела потрясающие работы и поняла, что именно такими вижу персонажей. Проект с книгой движется полным ходом. А параллельно мы сделали любопытное интервью для рубрики #людивпрофессии. Поговорили с Алёной о том, где и как учиться на художника, почему важно участвовать в выставках и творческих челленджах, а также об ее образовательном проекте — студии цифрового рисунка «Крупá».
Читайте до конца. Внизу дала ссылочку на группу Алёны и ее личную страницу во «ВКонтакте» 😎
В художественной школе сказали «Никогда рисовать не будет, слишком неусидчивая»
— Ты рисуешь детства? Помнишь, как возник интерес к рисованию? Что тогда предпочитала — краски, карандаши, фломастеры?
— Я любила рисовать в очень раннем детстве, лет до шести. В основном это были цветные карандаши, но в первом классе я совсем забросила это занятие. Родители пытались отдать меня в художественную школу, но меня оттуда отчислили через пару недель. Сказали: «Никогда рисовать не будет, слишком неусидчивая». И рисование ушло из моей жизни до 17 лет. Тогда я много болела и рисовала просто для себя, но втянулась. Пошла в художественную студию. Поначалу предпочитала работать в графике, потом перешла на акварель, это до сих пор мой любимый материал. И менее чем через год обучения в студии бросила обучение по технической специальности и поступила в художественный колледж. На этот раз это было только мое решение, но в семье меня поддержали.
— Сложно было учиться? Какая была атмосфера в колледже? Какие предметы любила больше всего?
— Я впервые в жизни училась с таким удовольствием! Мне было не лень придумывать, рисовать и лепить до утра. Период обучения в колледже — до сих пор один из лучших этапов моей жизни. Атмосфера была отличная. Наш куратор была нам как мама, за каждого стояла горой. Да и вообще все педагоги были очень классными. Больше всего мне нравились Мастерские, они так и назывались и включали не только рисование, но и декоративно-прикладное искусство.
Была цель создать некое пространство для цифровых художников
— Ты начинала профессиональный путь как дизайнер интерьера. Насколько близко было тебе это направление? Что нравилось, а что наоборот отталкивало?
— Это была проба пера, дизайн мне не особо близок в целом, ни интерьерный ни графический. Этап подбора материала и цветов мне нравился, а вот все остальное не очень. Мне было сложно работать с заказчиками, потому что большинство хочет все самое стандартное, и это дико скучно. И конечно, технический и бумажный момент. Очень много нюансов в плане расчетов и куча документации.
— Много времени ты уделяешь педагогике. Тяжело работать с учениками?
— Это выматывающе, потому что ученики требуют много ресурса, эмоционального в том числе. Но это интересно, и взамен ты многое получаешь. Сейчас я работаю только со взрослыми и подростками. С детьми мне работать тяжело, так как я предпочитаю задавать интенсивный темп и ставить крупные цели, дети же требуют иного подхода. Мне в таком формате некомфортно.
— Получается, с детьми работать сложнее?
— Тут скорее — кому что подходит. С детьми я также работала, но это не мое, хотя встречала людей, кому максимально тяжело работать со взрослой аудиторией, а с детьми прямо отлично. Так что все индивидуально.
— Где находишь своих учеников? Занимаешься ли специально продвижением педагогической деятельности?
— Сейчас можно сказать, что да. Хотя продвигаю не себя, а свою студию цифрового рисунка. Так же у меня есть группа в VK. Но продвижением себя как педагога целенаправленно никогда не занималась. Обычно люди как-то сами меня находят. Работает сарафанное радио, плюс всякие ивенты: фестивали, арт-форумы. Иногда знакомство — это вообще случайность, вроде обмена парой фраз в очереди за кофе.
— Про кофе жутко интересно. Расскажешь подробнее, как это было?
— Это было пару лет назад. Кто начал разговор, уже не помню, я частенько могу озвучить рандомную мысль, из разряда: «Какой у вас красивый шарф!», или «Отлично стоим, еще бы кофе дали, вообще было бы замечательно!». Подробностей уже не помню, но обычно бывает так, что в разговоре всплывает моя профессия, и некоторые люди сразу интересуются, преподаю ли я, после чего мы обмениваемся контактами. Вот и вся магия.
— Как пришла мысль создать собственную студию «Крупá»?
— Студия «Крупá» — образовательный проект. Была цель создать некое пространство для цифровых художников, которое станет и местом, где можно учиться, и территорией, где можно найти единомышленников, и площадкой, которая будет помогать молодым художникам продвигаться, искать заказы, обмениваться опытом. Сама идея зародилась давно, но в движение все пришло буквально несколько месяцев назад по удачному стечению обстоятельств. С самого начала это было продиктовано собственной потребностью в таком месте. Сейчас студия только начинает свой путь, но уже получает много поддержки.
— Насколько сложно вести такой проект?
— Это и сложно, и легко одновременно. Сложно в вопросе финансирования, многих нюансов, которые я познаю методом тыка. А легко, потому что мне интересно этим заниматься и я чувствую большой отклик.
— Расскажи подробнее, как решаешь вопрос с финансированием.
— Пока финансирую своими силами. Возможно, буду пробовать привлечь инвестора или выйти на грант, но это только планы.
Иногда в процессе подготовки к выставке ты сам узнаешь что-то интересное о своем творчестве
— Заметила в твоей визитке интересный факт. Ты была администратором в музее «Бестиарий». Расскажи про сам музей и эту работу.
— Да, верно, работала там более двух лет. «Бестиарий» — очень интересное и атмосферное место, музей посвящен мифологии, в основном славянской и скандинавской, но представлены там и мифы других стран. Работалось здорово и приятно, у нас проходили разные мероприятия и бывало много интересных людей. До музея я была сотрудником мониторингового центра частного охранного предприятия и еще пару лет проработала фрилансером в IT. Так что «Бестиарий» стал некой отдушиной, местом, куда хотелось приходить. Параллельно я брала много заказов, в том числе работала над этнокалендарем «Мифология Метсолы», и атмосфера музея здорово вдохновляла меня.
— Какую роль в твоей жизни играют фестивали? Как ты поняла, что в них нужно обязательно участвовать, чтобы продвигать свое творчество?
— Фестивали — это скорее отдых для меня. Вписалась в первый раз я совершенно случайно. Это был фестиваль цифрового искусства, который проводит библиотечный центр Современник. Мне очень зашел формат, потому что фесты — это в первую очередь коммьюнити, люди, собравшиеся по интересам. После я стала сама искать интересные фестивали и форумы. Цели участвовать в фестивалях ради продвижения не стояло, это просто классный досуг, который меня очень заряжает. Но на фестивалях всегда много с кем знакомишься, так что инструментом для продвижения это тоже может быть.
— Ты много раз участвовала в художественных выставках и даже побывала сама в роли организатора. Насколько это интересно? Что можешь вообще рассказать об этом направлении деятельности?
— Участвовала не так чтобы много. Одна из проблем в мире цифровых художников — площадок и возможностей для выставок куда меньше, чем у художников, работающих в традиционных материалах. Для меня это крайне интересно и как для участника, и как для организатора. Ведь выставка — это возможность представить свои работы. Иногда в процессе подготовки ты сам узнаешь что-то интересное о своем творчестве. А как организатор соприкасаешься с талантливыми людьми и теми мирами, которые каждый из них транслирует через свое творчество.
— У тебя были персональные выставки. Какие работы на них показывала?
— У меня были и персональные выставки, и выставки по проекту «Мифология Метсолы». Персональная выставка — это скорее некая выжимка из иллюстраций по разным проектам. Для выставки отбирала работы, которые сама люблю и считаю значимыми.
Задача иллюстратора — взять мир, придуманный автором, пропустить его через себя и превратить эти образы в изображения, которые будут откликаться каждому читателю
— Как ты начала делать иллюстрации к книгам? Какая работа была первой?
— Первые иллюстрации я рисовала на челлендж FolkTaleWeek. Челлендж предполагал неделю иллюстраций в этно- и фолк-стилистике. Темы иллюстраций объявляются за несколько месяцев, есть достаточно времени на продумывание и работу. Потом в отведенную неделю авторы постят свои работы в порядке следования тем под хэштегом челленджа. В первый раз я не поняла условия и рисовала в отведенную неделю по иллюстрации каждый день. Подумала что это как INKTOBER (INKTOBER — месяц признания в любви к искусству рисования тушью и чернилами всех видов и мастей, прим. редактора). Работала акварелью, и на одну иллюстрацию уходило 10–12 часов. На четвертой иллюстрации я сдалась.
Уже на следующий год, зная в чем суть челленджа, приняла участие в FolkTaleWeek как положено, подготовив все иллюстрации заранее. До сих пор считаю их одними из самых удачных в моем портфолио. С публикации этих работ ко мне начали приходить первые заказчики. Помню, как иллюстрировала небольшую сказку про мальчика и его собаку для деток с ограничением слуха и делала карточки для сети детских поликлиник «АстроКидс».
— Как проходит работа над иллюстрациями к книге по этапам? Почему важно прочитать книгу перед тем, как приступишь к эскизам?
— Я читаю саму книгу и делаю для себя вывод, готова ли работать над проектом. Ключевым моментом тут служит яркость визуальных образов при прочтении: вижу ли я красочно описанный мир, оживает ли он в моей голове. Ведь задача иллюстратора не просто отрисовать картинку по описанию, а взять мир, придуманный автором, пропустить его через себя и превратить эти образы в изображения, которые будут откликаться каждому читателю.
Дальше идут технические моменты. Вместе с автором мы выбираем эпизоды, которые будут проиллюстрированы, решаем, что это будут за иллюстрации — на целый разворот или маленькие зарисовки. После утверждения списка и формата иллюстраций подписываем договор, и я начинаю рисовать эскизы.
Само слово «эскизы» в моем случае не совсем корректно, так как подразумевает под собой набросок или серию набросков. Я же обычно рисую лайн, это более чистовой вариант, после которого переходишь к работе с цветом. На этом этапе что-то правится, изменяется, происходит поиск образов и композиции. И после утверждения остается работа с цветом.
Звучит конечно же куда проще, чем бывает на практике. Иногда что-то не выходит, я могу перерисовывать даже готовую иллюстрацию по несколько раз, пока не получу желаемый результат.
— Продолжи фразу: «Художник — это…».
— Творец вселенных.
Вступайте в группу студии цифрового рисунка «Крупá» во «ВКонтакте» и смотрите работы Алёны Цветковой на ее личной страничке. Рисунки и образы потрясающие! А если вы хотите стать гостем рубрики #людивпрофессии, пишите мне в телеграм: @ripvam. Или прямо здесь, в комментариях.
Ирина РИПВАМ
Также вам будет интересно:
📌Персонажи комиксов Marvel другими глазами. Интервью с художником Аскольдом без Дира
📌«Сейчас была бы халком стоматологии»: интервью с научным редактором Анной Трандафиловой