Найти в Дзене

«Журналист — такая профессия, которая публичной только кажется». Интервью с журналисткой Линой Каптейн

Журналисты — люди скрытные. Если бы в публичности они хоть на 20% приблизились к блогерам, мы бы точно знали, как делают инфографику и как выглядит ньюсрум РИА Новости. Сегодня открываем завесу тайны этой профессии вместе с гостем рубрики #людивпрофессии Линой Каптейн, журналисткой, которая более 12 лет работает в федеральных и московских СМИ. Читайте до конца, в интервью много дельных советов для авторов 😏 Все началось с одной «Штучки»… — Как вы обычно представляетесь? Продолжите фразу: «Здравствуйте, я Лина, и я…». — Раньше бы я сказала, что я журналистка и фотограф. Теперь — писательница, художница, журналистка и фотограф. Я долгое время не решалась открыто говорить о своем творчестве, хотя занимаюсь им еще с подросткового возраста. — Чем вызвана такая скрытность? — Думаю, меня останавливал синдром самозванца. Диплом журналиста я получила, поэтому не стеснялась говорить об этом. А вот диплома художника не было, и мне долгое время казалось, что без него нельзя называть себя этим сло
Оглавление

Журналисты — люди скрытные. Если бы в публичности они хоть на 20% приблизились к блогерам, мы бы точно знали, как делают инфографику и как выглядит ньюсрум РИА Новости. Сегодня открываем завесу тайны этой профессии вместе с гостем рубрики #людивпрофессии Линой Каптейн, журналисткой, которая более 12 лет работает в федеральных и московских СМИ.

Читайте до конца, в интервью много дельных советов для авторов 😏

На фото журналистка Лина Каптейн
На фото журналистка Лина Каптейн

Все началось с одной «Штучки»…

— Как вы обычно представляетесь? Продолжите фразу: «Здравствуйте, я Лина, и я…».

— Раньше бы я сказала, что я журналистка и фотограф. Теперь — писательница, художница, журналистка и фотограф. Я долгое время не решалась открыто говорить о своем творчестве, хотя занимаюсь им еще с подросткового возраста.

— Чем вызвана такая скрытность?

— Думаю, меня останавливал синдром самозванца. Диплом журналиста я получила, поэтому не стеснялась говорить об этом. А вот диплома художника не было, и мне долгое время казалось, что без него нельзя называть себя этим словом. Я даже свои работы боялась подписывать. Выкладывала в сеть, но не ставила автограф, до того плохо было дело.

— Как вы пришли в журналистику? Сколько вам тогда было лет?

— Журналистикой заинтересовалась в 15 лет. Один из своих первых рассказов я отправила на литературный конкурс во всероссийский подростковый журнал «Штучка». Когда я купила очередной выпуск и увидела на страницах собственное имя, моему удивлению не было предела. Каким-то образом об этом узнали в школе и отправили меня на районное мероприятие, где награждали выдающихся учеников. Там я познакомилась с ребятами из Ростовского клуба юных журналистов «Искатель», который впоследствии дал мне путевку в жизнь.

— Расскажите, пожалуйста, об «Искателе». Как проходили встречи клуба? Чем занимались его участники?

— Клуб «Искатель» находится во Дворце творчества детей и молодежи в Ростове-на-Дону, его бессменный руководитель — Лариса Николаевна Коваленко.

Занятия в клубе проходили три раза в неделю. Нам рассказывали о теории и практике журналистской работы, помогали писать материалы, которые потом публиковались в газете «Класс», готовили всех желающих к поступлению на журфак. А еще мы участвовали в конференциях и фестивалях юных журналистов в Ростове и в других городах. Участие было бесплатным, и, по-моему, таким и осталось.

— В каком вузе и по какой специальности учились?

— Я училась в Южном федеральном университете на отделении международной журналистики. На четвертом курсе переехала в Москву и перевелась в Институт журналистики и литературного творчества.

Тот самый журнал, где был опубликован рассказ Лины
Тот самый журнал, где был опубликован рассказ Лины

Адреналин сумасшедший!

— Вы говорили, что 12 лет работали в федеральных СМИ. С чего начинали? Как попали в свое первое издание?

— Я начала сотрудничать со СМИ внештатно еще во время учебы в школе. Первым изданием была ростовская областная школьная газета «Класс», потом ростовская областная газета «Наше время», где я проходила практику на первом курсе, а после третьего напросилась в местное отделение РИА Новости.

Это забавная история. Я просто нашла адрес офиса, пришла туда, открыла дверь, поздоровалась и сказала, что я студентка и хотела бы пройти у них практику. Сотрудники РИА видели меня впервые в жизни, но не отказали. Полтора месяца я ходила к ним как на работу и писала новости, которые публиковали в основной новостной ленте агентства.

Затем я узнала, что в головном офисе РИА открылась вакансия редактора-новостника. Я попросила о помощи руководителя практики, получила рекомендации и договоренность о собеседовании. Потом собрала вещи и отправилась в Москву. Я ужасно переживала по поводу собеседования, мне задавали каверзные вопросы, попросили там же в офисе в условиях опенспейса на 300 человек выполнить тестовое задание, а через несколько дней неожиданно взяли в штат.

— Что вам нравится в работе новостника?

— Новостник находится на острие событий. Он знает все, что происходит в стране и мире. Это удивительное чувство — когда получаешь невероятно важную информацию, о которой никто не знает, кроме тебя, и именно тебе выпала роль рассказать о ней стране. Ты становишься ее проводником и напрямую влияешь на жизни людей. Адреналин сумасшедший!

— А что, наоборот, вызывало дискомфорт или было неприятным в этой работе?

— Одна из самых сложных вещей — крайне короткие дедлайны. На написание обычной новости дается 10 минут, срочной — 3 минуты, молнии — 1 минута. Время отсчитывается с момента получения информации. Когда обновился сайт, пришло письмо или факс, счетчик пошел. Большинство новостей — негативные (особенно в происшествиях). Нужно обладать очень большой стрессоустойчивостью для такой работы. Многие мои коллеги спасаются с помощью юмора, в том числе черного.

— Вспомните какую-нибудь особенно чернушную шутку?

— В Агентстве городских новостей «Москва», помню, однажды кричали на всю редакцию: «Возьмите бомжа!» В переводе на русский это значит: «Пожалуйста, выпустите новость про бомжа в ленту». У журналистов вообще распространен внутренний сленг, который непосвященному человеку не так-то легко понять.

— Хочется побольше узнать о внутренней кухне. Как выглядел офис РИА Новости?

— Ньюсрум РИА совершенно не похож на обычный офис. Он представляет собой огромный суперсовременный опенспейс на 300 сотрудников. Работа там кипит 24/7, без праздников и выходных. Корреспонденты (корры) находятся «в полях» и появляются в редакции эпизодически. Редакторы отвечают за выпуск новостей и следят за всеми важными сайтами, почтой и другими СМИ. Есть сотрудники, которые дежурят по ночам (и я тоже периодически так дежурила).

Рабочие столы круглые и полукруглые, между ними нет перегородок. В центре находится Главный выпуск, где сидят выпускающие редакторы, ответственные за выпуск самых важных новостей. Наш отдел мониторинга располагался рядом с Главным выпуском, чтобы не бежать далеко, если вдруг придет молния. В таком случае нам с коллегами для экономии времени приходилось кричать, не вставая с места, что-то вроде: «Посмотрите факс!».

Днем в ньюсруме всегда было очень шумно. Кто-то обязательно ходит перед тобой и за тобой, кто-то разговаривает с коллегами, а кто-то с источниками по телефону, стучат пальцы по клавиатуре, кто-то кричит редакторам о чем-то срочном. А тебе нужно внимательно смотреть на свои два монитора, где бесконечно обновляются сотни сайтов, почтовые ящики и факсы, и ни в коем случае ничего не пропустить. В РИА я научилась не обращать внимания на шум и писать в любых условиях.

Кроме редакции в здании для сотрудников есть столовая, кафе, фитнес-клуб, комната отдыха, учебный центр. Ходили слухи, что начальство собиралось поставить капсульные кровати, чтобы сотрудники могли поспать там между сменами. Не знаю, удалось ли им реализовать эту идею.

Здание офиса РИА Новости, 2012 год
Здание офиса РИА Новости, 2012 год

Журналисту важно быть в курсе

— Писать про недвижимость достаточно сложно. Насколько легко ориентировались в терминах и в теме в целом? Что помогало проникнуть в эту сферу? Легко ли было находить общий язык с респондентами?

— Писать для портала о недвижимости мне предложили коллеги, с которыми я работала в «АиФ». В мои обязанности входило пополнение базы экспертов и проведение интервью с ними. В «АиФ» я научилась быстро вникать в совершенно разные темы, мы с коллегами вели рубрику «Вопрос – ответ». В один день я писала о традициях празднования Пасхи, на следующий — об устройстве плотин на гидроэлектростанциях.

Быстро находить любую информацию — навык, который вырабатывается с опытом. Быстро писать — тоже навык. Поэтому и в теме недвижимости (и дизайна интерьеров) я через какое-то время стала неплохо разбираться, с каждым новым материалом углубляла свои знания. Сильно помогало мое любопытство.

Когда просила экспертов об интервью, мне не отказывали. Часто люди рады поговорить о себе, своей работе и вопросах, которые им интересны. Медийные эксперты не исключение. Им самим хочется больше публичности, поэтому они обычно рады возможности дать комментарий СМИ. В этом случае важно быть хорошим слушателем и выполнять договоренности.

— Что для вас — быть хорошим слушателем?

— Проявлять искренний интерес к человеку. Фокус всегда должен быть на человеке, а не на вас. Журналист — профессия, которая публичной только кажется. На самом деле вы в большинстве случаев в тени, а сиять должен ваш спикер. К каждому интервью нужно готовиться, чтобы не задавать вопросы, на которые человек уже отвечал много раз (это касается медийных личностей), — это может вызвать раздражение. И нужно вникнуть в тему, о которой он говорит. Журналисту вообще важно быть в курсе.

— Если бы была возможность начать все сначала, вы поменяли бы профессию?

— Я думаю, что журналист навсегда остается журналистом, кем бы он потом ни работал. У тех, кто хотя бы год был в штате СМИ, возникает профдеформация. Теперь каждое событие и каждая ситуация, выходящая из ряда вон, может стать поводом для новости, статьи или хотя бы поста в блоге.

Недавно ехала в электричке, и мы внезапно остановились на перегоне напротив другого состава. В окне я заметила чьи-то ноги и людей между путями. Оказалось, встречный состав сбил человека. В нашем вагоне оказалась девушка-врач, которая просила машиниста выпустить ее и помочь, у нее включился внутренний врач.

А у меня включился внутренний журналист. Я тут же написала коллегам, что на таком-то участке железной дороги задерживается движение поездов из-за человека на путях, и спустя несколько минут они выпустили новость в ленту. Для людей, которые собирались ехать в этом направлении, это важная информация, ведь было неизвестно, когда движение возобновится. В результате задержка составила больше часа.

Вкусный «АиФ»
Вкусный «АиФ»

Изобразительное искусство преодолевает языковые барьеры

— Как вы стали редактором инфографики? Какие навыки вам в этом помогли?

— Это произошло еще в «АиФ». Мне просто сказали, что помимо рубрики «Вопрос – ответ» я буду заниматься инфографикой. Обучалась в процессе работы и общения с дизайнерами и начальством. Сейчас мы с коллегами делаем инфографику для портала мэра Москвы mos.ru, агентства городских новостей «Москва» и портала «М24».

— Как выглядит создание инфографики? С кем приходится работать вплотную?

— Я работаю в тесной связке с графическими дизайнерами, главным редактором, выпускающими редакторами. Утверждаю тему, собираю информацию, пишу ТЗ, отдаю рисовать, слежу за сроками, а потом проверяю результат, и мы вносим правки. После этого картинка публикуется.

— Откуда берете идеи для инфографики?

— Иногда придумываю сама или нахожу интересную статистику, которую можно красиво показать, иногда получаю редакционное задание. Большинство тем так или иначе привязано к текущей повестке, например, к ожидаемым событиям. Но бывает, что мы придумываем и просто интересные темы.

Инфографика со зданиями необычной формы
Инфографика со зданиями необычной формы

— Я знаю, что вы уже давно рисуете. Вы создаете иллюстрации для себя или как-то монетизируете это хобби?

— Я действительно рисую с детства, и это семейное (оба родители получили художественное образование). Сама я корочки не имею, но посещала студию рисования «Цветное настроение» в Москве и проходила курс в Smirnov School. Долгое время выкладывала свои рисунки на зарубежных площадках, таких как Deviantart, Tumblr, Reddit, а также в запрещенной в России соцсети. Сейчас думаю развивать паблик «ВКонтакте». Я пыталась монетизировать хобби и имела магазинчик с раскрасками на Etsy, но в марте 2022 сайт удалил всех российских продавцов.

— Почему выкладывали работы именно на зарубежных площадках? Чем не угодили русские?

— В рунете не было площадок (и мне кажется, до сих пор нет), которые бы хорошо подходили художникам, поэтому пришлось идти на зарубежные. Сейчас русские художники в основном ведут паблики «ВКонтакте» и с недавнего времени каналы в Телеграм, кто-то перешел в Дзен. Но когда я начинала выкладываться, все это было еще в зачаточном состоянии, в то время как Deviantart переживал пик своего развития и представлял собой огромное сообщество единомышленников. Меня сразу подкупило то, какая там царила доброжелательная атмосфера, что с моими комплексами по поводу творчества было идеально. Никто не приходил с критикой, если автор об этом не просил. Кроме того, изобразительное искусство — это не писательство, оно преодолевает любые языковые барьеры. Однако сейчас я приняла решение, что буду показывать свое творчество «ВКонтакте» и в Телеграм.

— В каком жанре и стиле ваши рисунки?

— Меня интересуют два основных направления — реализм и мультяшный стиль. Мечтаю когда-нибудь нарисовать комикс.

— Какие инструменты используете для создания иллюстраций?

— Из традиционных материалов люблю акварель, тушь, маркеры. Также сейчас активно осваиваю графический планшет Wacom и программу Clip Studio Paint.

Иллюстрация Лины Каптейн
Иллюстрация Лины Каптейн

Ты не можешь отредактировать только пустую страницу

— На своем канале в Дзене вы рассказываете о книге, над которой работаете, «Призрачный рассвет». Как родилась идея этого произведения?

— В «Призрачном рассвете» рассказывается о девушке, которая влюблена в лучшего друга своего брата и по совместительству самого популярного парня в университете. У нее на глазах парень попадает в аварию и оказывается в реанимации, а потом приходит к героине в виде призрака. Теперь только она может помочь ему найти виновника ДТП и вернуться к жизни.

Идея появилась у меня еще в 2012 году, и первоначально я планировала написать сценарий для фильма. Тогда я активно изучала сценарное мастерство, читала книги, даже ходила на мастер-класс режиссера Александра Митты («Граница. Таежный роман», «Экипаж»). Но тогда я сценарий не закончила и вернулась к идее только в 2021 году.

В «Призрачном рассвете» вы можете заметить влияние таких фильмов, как «Привидение», «Три метра над небом», «В ожидании чуда» и короткометражки «По контуру лица». Я все еще не оставила надежду снова сделать из книги сценарий.

— Для кого эта книга?

— Главные герои «Призрачного рассвета» — студенты, действие происходит в наши дни. Поэтому я думаю, что моя книга может быть интересна молодежи. Ее рейтинг — 16+. Но также мне кажется, что «Призрачный рассвет» может понравиться взрослым, которые любят мистику и вновь хотят окунуться в атмосферу студенческой жизни.

— Вы собираетесь издавать книгу? Уже выбрали издательство?

— Сейчас я веду выкладку на площадках самиздата (Литнет, Author.Today, Wattpad, ФикБук), но, конечно, хотела бы издаться и в бумаге. У меня есть несколько издательств и серий на примете. После окончания выкладки отошлю им рукопись.

Обложка книги «Призрачный рассвет»
Обложка книги «Призрачный рассвет»

— Обложку и иллюстрации к книге делаете сами?

— У меня есть две обложки. Одну нарисовала сама, другую сделал графический дизайнер. Использую их на разных площадках. И да, я рисую иллюстрации для своей истории. Возможно, из некоторых сцен сделаю мини-комикс.

— Бывали ли сложности с работой над рукописью? Периоды, когда все валилось из рук, а сил на написание не было? Как справлялись с этими эпизодами?

— Я пишу эту историю с 2021 года, и бывали ситуации, когда какие-то события в жизни надолго отбивали у меня желание писать. Если бы я писала каждый день или хотя бы через день, то могла бы закончить за несколько месяцев. Когда я осознала, что хочу видеть свою историю изданной, начала подходить к писательству более серьезно. Как-то я услышала прекрасный совет — ты не можешь отредактировать только пустую страницу.

— Как вы отдыхаете?

— Я люблю читать, рисовать, смотреть фильмы и мультфильмы, танцевать. Часто выхожу на прогулку в парк вместе с музыкой, подкастом или аудиокнигой в наушниках. Прогулки очень помогают проветрить голову. Стараюсь периодически выбираться в интересные места и на мероприятия (такие как ММКЯ). Люблю путешествовать, как в другие страны, так и по России. В этом году ездила в Крым и на Байкал.

Фото из путешествия в Марокко
Фото из путешествия в Марокко

— Дайте советы тем, кто всегда мечтал написать книгу, но еще так и не начал. Как решиться на этот шаг?

— Если история пришла к вам, это значит, что вы лучше всего подходите для того, чтобы ее рассказать, и я уверена, что найдутся люди, которые захотят ее прочесть.

Идея в голове часто кажется огромной, как Эверест, и не сразу понимаешь, как к ней подступиться. Тогда можно начинать с каких-то отрывков, описания персонажей, отдельных сцен, а потом склеивать все воедино. Я часто пишу статьи таким образом — записываю мысль, которая приходит в голову первой, а заголовок нередко придумываю в самом конце. И еще помогает не бояться одна простая мысль: попробовав, вы ничего не теряете. С этой мыслью я ехала на собеседование в РИА Новости тысячу километров, и она очень мне помогла.

Лина Каптейн ведет свой канал в Дзене, где рассказывает о работе над книгой «Призрачный рассвет». Обязательно подписывайтесь, чтобы следить за этой историей 😉

P. S.: Лина Каптейн — псевдоним.

Интервью брала Ирина РИПВАМ