Журналисты — люди скрытные. Если бы в публичности они хоть на 20% приблизились к блогерам, мы бы точно знали, как делают инфографику и как выглядит ньюсрум РИА Новости. Сегодня открываем завесу тайны этой профессии вместе с гостем рубрики #людивпрофессии Линой Каптейн, журналисткой, которая более 12 лет работает в федеральных и московских СМИ.
Читайте до конца, в интервью много дельных советов для авторов 😏
Все началось с одной «Штучки»…
— Как вы обычно представляетесь? Продолжите фразу: «Здравствуйте, я Лина, и я…».
— Раньше бы я сказала, что я журналистка и фотограф. Теперь — писательница, художница, журналистка и фотограф. Я долгое время не решалась открыто говорить о своем творчестве, хотя занимаюсь им еще с подросткового возраста.
— Чем вызвана такая скрытность?
— Думаю, меня останавливал синдром самозванца. Диплом журналиста я получила, поэтому не стеснялась говорить об этом. А вот диплома художника не было, и мне долгое время казалось, что без него нельзя называть себя этим словом. Я даже свои работы боялась подписывать. Выкладывала в сеть, но не ставила автограф, до того плохо было дело.
— Как вы пришли в журналистику? Сколько вам тогда было лет?
— Журналистикой заинтересовалась в 15 лет. Один из своих первых рассказов я отправила на литературный конкурс во всероссийский подростковый журнал «Штучка». Когда я купила очередной выпуск и увидела на страницах собственное имя, моему удивлению не было предела. Каким-то образом об этом узнали в школе и отправили меня на районное мероприятие, где награждали выдающихся учеников. Там я познакомилась с ребятами из Ростовского клуба юных журналистов «Искатель», который впоследствии дал мне путевку в жизнь.
— Расскажите, пожалуйста, об «Искателе». Как проходили встречи клуба? Чем занимались его участники?
— Клуб «Искатель» находится во Дворце творчества детей и молодежи в Ростове-на-Дону, его бессменный руководитель — Лариса Николаевна Коваленко.
Занятия в клубе проходили три раза в неделю. Нам рассказывали о теории и практике журналистской работы, помогали писать материалы, которые потом публиковались в газете «Класс», готовили всех желающих к поступлению на журфак. А еще мы участвовали в конференциях и фестивалях юных журналистов в Ростове и в других городах. Участие было бесплатным, и, по-моему, таким и осталось.
— В каком вузе и по какой специальности учились?
— Я училась в Южном федеральном университете на отделении международной журналистики. На четвертом курсе переехала в Москву и перевелась в Институт журналистики и литературного творчества.
Адреналин сумасшедший!
— Вы говорили, что 12 лет работали в федеральных СМИ. С чего начинали? Как попали в свое первое издание?
— Я начала сотрудничать со СМИ внештатно еще во время учебы в школе. Первым изданием была ростовская областная школьная газета «Класс», потом ростовская областная газета «Наше время», где я проходила практику на первом курсе, а после третьего напросилась в местное отделение РИА Новости.
Это забавная история. Я просто нашла адрес офиса, пришла туда, открыла дверь, поздоровалась и сказала, что я студентка и хотела бы пройти у них практику. Сотрудники РИА видели меня впервые в жизни, но не отказали. Полтора месяца я ходила к ним как на работу и писала новости, которые публиковали в основной новостной ленте агентства.
Затем я узнала, что в головном офисе РИА открылась вакансия редактора-новостника. Я попросила о помощи руководителя практики, получила рекомендации и договоренность о собеседовании. Потом собрала вещи и отправилась в Москву. Я ужасно переживала по поводу собеседования, мне задавали каверзные вопросы, попросили там же в офисе в условиях опенспейса на 300 человек выполнить тестовое задание, а через несколько дней неожиданно взяли в штат.
— Что вам нравится в работе новостника?
— Новостник находится на острие событий. Он знает все, что происходит в стране и мире. Это удивительное чувство — когда получаешь невероятно важную информацию, о которой никто не знает, кроме тебя, и именно тебе выпала роль рассказать о ней стране. Ты становишься ее проводником и напрямую влияешь на жизни людей. Адреналин сумасшедший!
— А что, наоборот, вызывало дискомфорт или было неприятным в этой работе?
— Одна из самых сложных вещей — крайне короткие дедлайны. На написание обычной новости дается 10 минут, срочной — 3 минуты, молнии — 1 минута. Время отсчитывается с момента получения информации. Когда обновился сайт, пришло письмо или факс, счетчик пошел. Большинство новостей — негативные (особенно в происшествиях). Нужно обладать очень большой стрессоустойчивостью для такой работы. Многие мои коллеги спасаются с помощью юмора, в том числе черного.
— Вспомните какую-нибудь особенно чернушную шутку?
— В Агентстве городских новостей «Москва», помню, однажды кричали на всю редакцию: «Возьмите бомжа!» В переводе на русский это значит: «Пожалуйста, выпустите новость про бомжа в ленту». У журналистов вообще распространен внутренний сленг, который непосвященному человеку не так-то легко понять.
— Хочется побольше узнать о внутренней кухне. Как выглядел офис РИА Новости?
— Ньюсрум РИА совершенно не похож на обычный офис. Он представляет собой огромный суперсовременный опенспейс на 300 сотрудников. Работа там кипит 24/7, без праздников и выходных. Корреспонденты (корры) находятся «в полях» и появляются в редакции эпизодически. Редакторы отвечают за выпуск новостей и следят за всеми важными сайтами, почтой и другими СМИ. Есть сотрудники, которые дежурят по ночам (и я тоже периодически так дежурила).
Рабочие столы круглые и полукруглые, между ними нет перегородок. В центре находится Главный выпуск, где сидят выпускающие редакторы, ответственные за выпуск самых важных новостей. Наш отдел мониторинга располагался рядом с Главным выпуском, чтобы не бежать далеко, если вдруг придет молния. В таком случае нам с коллегами для экономии времени приходилось кричать, не вставая с места, что-то вроде: «Посмотрите факс!».
Днем в ньюсруме всегда было очень шумно. Кто-то обязательно ходит перед тобой и за тобой, кто-то разговаривает с коллегами, а кто-то с источниками по телефону, стучат пальцы по клавиатуре, кто-то кричит редакторам о чем-то срочном. А тебе нужно внимательно смотреть на свои два монитора, где бесконечно обновляются сотни сайтов, почтовые ящики и факсы, и ни в коем случае ничего не пропустить. В РИА я научилась не обращать внимания на шум и писать в любых условиях.
Кроме редакции в здании для сотрудников есть столовая, кафе, фитнес-клуб, комната отдыха, учебный центр. Ходили слухи, что начальство собиралось поставить капсульные кровати, чтобы сотрудники могли поспать там между сменами. Не знаю, удалось ли им реализовать эту идею.
Журналисту важно быть в курсе
— Писать про недвижимость достаточно сложно. Насколько легко ориентировались в терминах и в теме в целом? Что помогало проникнуть в эту сферу? Легко ли было находить общий язык с респондентами?
— Писать для портала о недвижимости мне предложили коллеги, с которыми я работала в «АиФ». В мои обязанности входило пополнение базы экспертов и проведение интервью с ними. В «АиФ» я научилась быстро вникать в совершенно разные темы, мы с коллегами вели рубрику «Вопрос – ответ». В один день я писала о традициях празднования Пасхи, на следующий — об устройстве плотин на гидроэлектростанциях.
Быстро находить любую информацию — навык, который вырабатывается с опытом. Быстро писать — тоже навык. Поэтому и в теме недвижимости (и дизайна интерьеров) я через какое-то время стала неплохо разбираться, с каждым новым материалом углубляла свои знания. Сильно помогало мое любопытство.
Когда просила экспертов об интервью, мне не отказывали. Часто люди рады поговорить о себе, своей работе и вопросах, которые им интересны. Медийные эксперты не исключение. Им самим хочется больше публичности, поэтому они обычно рады возможности дать комментарий СМИ. В этом случае важно быть хорошим слушателем и выполнять договоренности.
— Что для вас — быть хорошим слушателем?
— Проявлять искренний интерес к человеку. Фокус всегда должен быть на человеке, а не на вас. Журналист — профессия, которая публичной только кажется. На самом деле вы в большинстве случаев в тени, а сиять должен ваш спикер. К каждому интервью нужно готовиться, чтобы не задавать вопросы, на которые человек уже отвечал много раз (это касается медийных личностей), — это может вызвать раздражение. И нужно вникнуть в тему, о которой он говорит. Журналисту вообще важно быть в курсе.
— Если бы была возможность начать все сначала, вы поменяли бы профессию?
— Я думаю, что журналист навсегда остается журналистом, кем бы он потом ни работал. У тех, кто хотя бы год был в штате СМИ, возникает профдеформация. Теперь каждое событие и каждая ситуация, выходящая из ряда вон, может стать поводом для новости, статьи или хотя бы поста в блоге.
Недавно ехала в электричке, и мы внезапно остановились на перегоне напротив другого состава. В окне я заметила чьи-то ноги и людей между путями. Оказалось, встречный состав сбил человека. В нашем вагоне оказалась девушка-врач, которая просила машиниста выпустить ее и помочь, у нее включился внутренний врач.
А у меня включился внутренний журналист. Я тут же написала коллегам, что на таком-то участке железной дороги задерживается движение поездов из-за человека на путях, и спустя несколько минут они выпустили новость в ленту. Для людей, которые собирались ехать в этом направлении, это важная информация, ведь было неизвестно, когда движение возобновится. В результате задержка составила больше часа.
Изобразительное искусство преодолевает языковые барьеры
— Как вы стали редактором инфографики? Какие навыки вам в этом помогли?
— Это произошло еще в «АиФ». Мне просто сказали, что помимо рубрики «Вопрос – ответ» я буду заниматься инфографикой. Обучалась в процессе работы и общения с дизайнерами и начальством. Сейчас мы с коллегами делаем инфографику для портала мэра Москвы mos.ru, агентства городских новостей «Москва» и портала «М24».
— Как выглядит создание инфографики? С кем приходится работать вплотную?
— Я работаю в тесной связке с графическими дизайнерами, главным редактором, выпускающими редакторами. Утверждаю тему, собираю информацию, пишу ТЗ, отдаю рисовать, слежу за сроками, а потом проверяю результат, и мы вносим правки. После этого картинка публикуется.
— Откуда берете идеи для инфографики?
— Иногда придумываю сама или нахожу интересную статистику, которую можно красиво показать, иногда получаю редакционное задание. Большинство тем так или иначе привязано к текущей повестке, например, к ожидаемым событиям. Но бывает, что мы придумываем и просто интересные темы.
— Я знаю, что вы уже давно рисуете. Вы создаете иллюстрации для себя или как-то монетизируете это хобби?
— Я действительно рисую с детства, и это семейное (оба родители получили художественное образование). Сама я корочки не имею, но посещала студию рисования «Цветное настроение» в Москве и проходила курс в Smirnov School. Долгое время выкладывала свои рисунки на зарубежных площадках, таких как Deviantart, Tumblr, Reddit, а также в запрещенной в России соцсети. Сейчас думаю развивать паблик «ВКонтакте». Я пыталась монетизировать хобби и имела магазинчик с раскрасками на Etsy, но в марте 2022 сайт удалил всех российских продавцов.
— Почему выкладывали работы именно на зарубежных площадках? Чем не угодили русские?
— В рунете не было площадок (и мне кажется, до сих пор нет), которые бы хорошо подходили художникам, поэтому пришлось идти на зарубежные. Сейчас русские художники в основном ведут паблики «ВКонтакте» и с недавнего времени каналы в Телеграм, кто-то перешел в Дзен. Но когда я начинала выкладываться, все это было еще в зачаточном состоянии, в то время как Deviantart переживал пик своего развития и представлял собой огромное сообщество единомышленников. Меня сразу подкупило то, какая там царила доброжелательная атмосфера, что с моими комплексами по поводу творчества было идеально. Никто не приходил с критикой, если автор об этом не просил. Кроме того, изобразительное искусство — это не писательство, оно преодолевает любые языковые барьеры. Однако сейчас я приняла решение, что буду показывать свое творчество «ВКонтакте» и в Телеграм.
— В каком жанре и стиле ваши рисунки?
— Меня интересуют два основных направления — реализм и мультяшный стиль. Мечтаю когда-нибудь нарисовать комикс.
— Какие инструменты используете для создания иллюстраций?
— Из традиционных материалов люблю акварель, тушь, маркеры. Также сейчас активно осваиваю графический планшет Wacom и программу Clip Studio Paint.
Ты не можешь отредактировать только пустую страницу
— На своем канале в Дзене вы рассказываете о книге, над которой работаете, «Призрачный рассвет». Как родилась идея этого произведения?
— В «Призрачном рассвете» рассказывается о девушке, которая влюблена в лучшего друга своего брата и по совместительству самого популярного парня в университете. У нее на глазах парень попадает в аварию и оказывается в реанимации, а потом приходит к героине в виде призрака. Теперь только она может помочь ему найти виновника ДТП и вернуться к жизни.
Идея появилась у меня еще в 2012 году, и первоначально я планировала написать сценарий для фильма. Тогда я активно изучала сценарное мастерство, читала книги, даже ходила на мастер-класс режиссера Александра Митты («Граница. Таежный роман», «Экипаж»). Но тогда я сценарий не закончила и вернулась к идее только в 2021 году.
В «Призрачном рассвете» вы можете заметить влияние таких фильмов, как «Привидение», «Три метра над небом», «В ожидании чуда» и короткометражки «По контуру лица». Я все еще не оставила надежду снова сделать из книги сценарий.
— Для кого эта книга?
— Главные герои «Призрачного рассвета» — студенты, действие происходит в наши дни. Поэтому я думаю, что моя книга может быть интересна молодежи. Ее рейтинг — 16+. Но также мне кажется, что «Призрачный рассвет» может понравиться взрослым, которые любят мистику и вновь хотят окунуться в атмосферу студенческой жизни.
— Вы собираетесь издавать книгу? Уже выбрали издательство?
— Сейчас я веду выкладку на площадках самиздата (Литнет, Author.Today, Wattpad, ФикБук), но, конечно, хотела бы издаться и в бумаге. У меня есть несколько издательств и серий на примете. После окончания выкладки отошлю им рукопись.
— Обложку и иллюстрации к книге делаете сами?
— У меня есть две обложки. Одну нарисовала сама, другую сделал графический дизайнер. Использую их на разных площадках. И да, я рисую иллюстрации для своей истории. Возможно, из некоторых сцен сделаю мини-комикс.
— Бывали ли сложности с работой над рукописью? Периоды, когда все валилось из рук, а сил на написание не было? Как справлялись с этими эпизодами?
— Я пишу эту историю с 2021 года, и бывали ситуации, когда какие-то события в жизни надолго отбивали у меня желание писать. Если бы я писала каждый день или хотя бы через день, то могла бы закончить за несколько месяцев. Когда я осознала, что хочу видеть свою историю изданной, начала подходить к писательству более серьезно. Как-то я услышала прекрасный совет — ты не можешь отредактировать только пустую страницу.
— Как вы отдыхаете?
— Я люблю читать, рисовать, смотреть фильмы и мультфильмы, танцевать. Часто выхожу на прогулку в парк вместе с музыкой, подкастом или аудиокнигой в наушниках. Прогулки очень помогают проветрить голову. Стараюсь периодически выбираться в интересные места и на мероприятия (такие как ММКЯ). Люблю путешествовать, как в другие страны, так и по России. В этом году ездила в Крым и на Байкал.
— Дайте советы тем, кто всегда мечтал написать книгу, но еще так и не начал. Как решиться на этот шаг?
— Если история пришла к вам, это значит, что вы лучше всего подходите для того, чтобы ее рассказать, и я уверена, что найдутся люди, которые захотят ее прочесть.
Идея в голове часто кажется огромной, как Эверест, и не сразу понимаешь, как к ней подступиться. Тогда можно начинать с каких-то отрывков, описания персонажей, отдельных сцен, а потом склеивать все воедино. Я часто пишу статьи таким образом — записываю мысль, которая приходит в голову первой, а заголовок нередко придумываю в самом конце. И еще помогает не бояться одна простая мысль: попробовав, вы ничего не теряете. С этой мыслью я ехала на собеседование в РИА Новости тысячу километров, и она очень мне помогла.
Лина Каптейн ведет свой канал в Дзене, где рассказывает о работе над книгой «Призрачный рассвет». Обязательно подписывайтесь, чтобы следить за этой историей 😉
P. S.: Лина Каптейн — псевдоним.
Интервью брала Ирина РИПВАМ