Работа сводит с разными людьми. Недавним приобретением стало знакомство с научным редактором Докторслон.ру, стоматологом-терапевтом и блогером Анной Трандафиловой. Поговорили про ее телеграм-канал, поиск достоверных источников, отношение к фактам и планы на профессиональную деятельность. Получилось интересно и весело.
А рубрика #людивпрофессии наконец стартовала 😍
Студентка-медик: «Кто я такая, чтобы отказываться от такой идеи?»
— Как пришло желание пойти учиться на стоматолога? Это семейная традиция или тебя вдохновило что-то другое?
— В школьные годы не было чего-то особенного, что бы заставило меня посвятить этому еще 5–7 лет обучения. Я пела, танцевала, вела концерты, неплохо училась, но никогда не было тяги к медицине. Я понимала, что это благородная профессия со слишком большой ответственностью, и это меня пугало. Стоматологию в 11 классе предложил рассмотреть старший брат. Мне эта идея понравилась, ведь стоматология — специальность немного поуже. Показалось, что она менее ответственная. Сейчас понимаю, что ошибалась. Еще одна причина, по которой я выбрала эту профессию — все говорили, что она прибыльная. Кто я такая, чтобы отказываться от такой идеи?
А врачей в роду у меня нет. Не испугалась быть первой, хотя стоило бы))). За годы обучения в медицинском вузе заметила, что студентам с родителями-врачами было спокойнее, они не так переживали из-за оценок.
— Канал Стомат. ежедневник на каком курсе появился и как начинался? Думала ли, что он станет популярным?
— Он появился на 5-м курсе, но до этого я год вела инстаграм. Надоело ждать от преподавателей каких-то качественных и современных знаний, поэтому решила уйти в самообразование. Писала я сугубо экспертный контент для студентов и ординаторов — всего около 3000 человек. Иногда мои посты репостили известные врачи и лекторы. Я много общалась со студентами, рассказывала про свои успехи, делала конспекты книг, создавала стоматологические мемы, ставила себе какие-то челленджи и показывала, как учусь. Только вот ограничение знаков в этой соцсети мешало мне писать большие посты, которые я так любила. Перешла в телеграм и смогла перевести за собой часть аудитории. Здесь я уже не ограничивала себя. Уходило много времени, но мне нравилось.
По поводу популярности… Я собрала в инстаграме большую аудиторию и знала, что в телеграме у меня тоже получится. Понимала, что если буду создавать хороший и интересный контент, он станет популярным.
— Ты как-то рекламировала свой канал?
Нет. Мой канал вырос за счет старой аудитории в инстаграме. Также меня регулярно репостили коллеги. За три года существования канала я ни разу не закупала рекламу.
— Тогда расскажи про продвижение инстаграма. Набрать 3000 подписчиков — далеко не шутки. Быстро это получилось сделать?
— Первая тысяча далась тяжело. Кажется, что я использовала самый сложный метод продвижения. Подписывалась на сотню стоматологов в день, ставила им лайки на посты и ждала, что они подпишутся в ответ. Гивы, реклама, взаимный пиар — нет, не слышала. На удивление, подписывалось много людей. Все они были студентами, ординаторами и уже опытными стоматологами. Скорее всего, люди охотно подписывались из-за яркого и интересного наполнения профиля. Я переводила кусочки английских книг, писала броские посты про (не)любовь к профессии и стоматологов в темноте, рисовала анатомию зубов, показывала, как я делаю ремонт половины стены в общаге и выбираю вуз для ординатуры. Остальные 2 тысячи подписались за счет репостов неравнодушных коллег. Репостили, конечно же, чаще мемы, которые я сама придумывала. Если бы не Лапенко и мои мемы с ним, даже не знаю, где была сейчас.
Автор telegram-канала: «Больше всего мне нравится копаться в теме»
— Что больше всего тебе нравится в создании контента: тексты, поиск материала, иллюстрации?
— Больше всего мне нравится копаться в теме. Часто это сложно и долго, но только когда я полностью разберусь в материале, изучу все источники, смогу понятно выразить мысли в тексте. Это занимало недели и даже месяцы. Жалею, что не начала так подробно изучать стоматологию раньше и не использовала англоязычную литературу. Сейчас была бы халком стоматологии 😄
— Ты сама рисуешь иллюстрации к своим текстам. Училась этому где-то или по наитию? Какие инструменты используешь?
— Да, все иллюстрации я создавала сама. Всегда плохо рисовала в школе, даже не знаю, как я решилась на это. Мне всего лишь хотелось сделать свои тексты еще понятнее, поэтому рисовала схемы, старалась, чтобы они были яркими, детскими, иллюстративными, с какими-то персонажами. Но на иллюстрации уходило по полдня, поэтому я прошла пару обучений по цвету и композиции, чтобы рисовать быстрее и увереннее. Последний год я иллюстрирую на iPad, используя приложение Procreate. Сейчас иллюстрации создаю проще и быстрее, не заморачиваюсь, как раньше. Делаю акцент на текст.
Научный редактор Докторслон.ру: «У меня не было цели через тг-канал найти себе работу»
— Я правильно поняла, что работу в Докторслон.ру тебе предложили, потому что твой канал понравился и показался актуальным?
— Первая большая тема, которую я освещала на канале, была профилактика и гигиена. Оказалось, что в этот период меня читали несколько сотрудников из Докторслон.ру. Со мной связался генеральный директор (Николай Бороздин — прим. автора) и предложил стать экспертом и научным редактором. Он положительно отзывался о моих постах, назвал их понятными, подробными и качественными. Было очень неожиданно от такого предложения, так как у меня не было цели через тг-канал найти себе работу.
— Насколько приятно выступать профессиональным голосом бренда? Это больше про ответственность или про амбиции?
— Быть профессиональным голосом бренда тяжеловато из-за ответственности. Писать для себя — это одно, а вот писать для бренда совсем другое. Недостаточно разбираться в стоматологии, нужно еще понимать что-то в маркетинге, продвижении, копирайтинге и т. д. Сейчас одна из моих задач — вести телеграм-канал от лица бренда для стоматологов. Для врачей особенно тяжело писать, приходится выдавать профессиональный и сугубо экспертный контент, а еще пытаться что-то продавать, не продавая. С последним у меня сложности, поэтому скоро буду проходить большое обучение по написанию текстов, чтобы работать не по наитию, а как положено.
— Быть научным редактором — это твое? Как в целом относишься к проработке большого количества источников, перепроверке фактов, спорным темам?
— Кажется, что мое. Но есть две проблемы. Первая — это занимает очень много времени. Ну прямо ооочень. Могу неделю сидеть безвылазно за компьютером и проверять один маленький факт, о котором никто кроме меня не задумывался. Вторая — быстро устаю из-за такого сильного погружения в тему. Раньше думала, что я не разобралась в теме, если не узнала все-все подробности. Сейчас отношусь проще и даю себе шанс разобраться в этом позже. Делаю материал без супер-подробностей — как оказалось, простому читателю они не особо и нужны.
— Стоматологи тоже люди? Любят, чтобы все было просто и разложено по полочкам?
— Да. Будь то профессор или студент первого курса. Возможно я ошибаюсь, но в соцсети мало кто приходит учиться и постигать азы профессии. Тебя читают охотнее, если ты пишешь легко о сложном и понятно о непонятном. Я, например, использую соцсети коллег только как источник идей и отрывков новой информации, а не взамен подробному изучению темы. У меня в планах создавать текстовые мини-уроки по стоматологии. Планирую их подавать не в телеграм, а на отдельном сайте, чтобы хоть как-то развести веселье соцсетей и реальное обучение.
— Как справляешься с ситуациями, когда тема слабо изучена, есть много противоречивой информации и исследований?
— Выдаю то, что есть. Честно пишу, что здесь недостаточно информации, чтобы говорить достоверно. Такое в медицине встречается очень часто, и это нормально. Лучше сказать так, чем присвоить какому-то средству или препарату волшебные свойства, которыми он не обладает. Кроме того, следует оценивать исследования и доверять только качественным источникам с низким риском предвзятости.
Стоматолог-терапевт: «Хочу работать по схеме книга-пациент-книга»
— У тебя свое отношение к фактам. Расскажи о нем. Что для тебя факт и каким доказательствам ты веришь?
— Факт для меня — это что-то крайне неопровержимое. В зубном налете содержатся бактерии, вас ждет кариес, если не чистить зубы, фруктовые соки в большом количестве могут вызвать эрозию. Для меня все это факты. Я верю только тем доказательствам, которые построены на знаниях анатомии, физиологии и достаточном количестве хороших исследований. Если мне выдвигают какую-то гипотезу, которая не была проверена в исследованиях, я не могу даже близко назвать это фактом. В каких-то научных спорах я всегда спрашиваю «А где это написано?» и жду источник.
— Каким видишь свой дальнейший профессиональный путь? Куда тебя больше тянет в практику или в науку?
— Я бы хотела миксовать. Мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь, но мне также хотелось бы добавить больше практической деятельности в свои будни. Я много читаю и узнаю, но без отработки на практике эти знания быстро теряются. Один из моих коллег как-то сказал, что лучший вариант усвоить информацию — работать по схеме книга-пациент-книга. Это то, к чему я стремлюсь. Моя идеальная неделя — 2 дня приема пациентов, 3 дня чтения профильной литературы и 2 дня отдыха.
— Ну что ж, удачи тебе в достижении цели. Уверена, ты добьешься этого! И спасибо за классное интервью!
Подписывайтесь на канал Ани в телеграм. Хотите стать участником одной из статей #людивпрофессии? Подписывайтесь на мой канал и пишите мне в телегу: @ripvam.
Интервью брала Ирина РИПВАМ