В одной из запрещённых ныне соцсетей мне как-то попалось сообщество с таким названием: Токсичные родители. Я тогда впечатлилась, сколько подписчиков в этом сообществе, и какое активное там обсуждение.
Контент на этой странице был прост и доступен для понимания, благодаря эмоциям, которые присутствовали в каждой публикации. Это были реальные истории людей, чье детство прошло в дисфункциональных семьях.
Разумеется, эти истории, написанные с обилием подробностей и эпитетов, всегда вызывали сочувствие, мотивацию помочь, или, как минимум, эмоциональный отклик.
Мне показалось тогда, что создатели сообщества делают очень важное дело, публикуя эти истории. Но потом я в какой-то момент ощутила всю токсичность подобного контента.
Почему же публикация информации о дисфункциональных семьях и реальные историй детей токсичных родителей далеко не всегда приносят пользу?
Почему, тем не менее, необходимо эту информацию публиковать?
Об этом поговорим в данной статье.
Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.
Подборка
Некоторое время пообщавшись в сообществе «Токсичные родители» я заметила закономерность. Больше всего публикаций и комментариев там были о травмирующих событиях. А поскольку описывались (или это по крайней мере так выглядело) чаще всего реальные истории от реальных людей, часто от первого лица. И в ответах на такие публикации было много эмоциональной поддержки. И скорей всего, люди получали некое облегчение. Но менялось ли что-то в жизни этих людей по-настоящему?
Снова и снова
Если рассматривать происходящее как психологический процесс, то по сути, в этих рассказах публично проявлялась травмированная (раненая, нездоровая, уязвимая) часть личности рассказчика. Травма требует исцеления, травмированный человек будет бессознательно искать возможность свою травму «прожить» заново, чтобы исцелиться. Для этого травмированный человек будет создавать чем-то похожие обстоятельства, в которых эта травма возникла. Пересказ историй — это воспроизведение обстоятельств травмы.
Рассказывая, называя своими словами то, что скрывалось, человек делает усилие и справляется с деструктивными чувствами, вроде вины и стыда. И это позволяет ему признать произошедшее, тем самым признать себя как целостную личность, «выздороветь» после перенесенных травм.
Но вся засада в том, что
одного «проговаривания» мало, чтобы произошли изменения.
Психотерапевтическая работа предполагает дальнейшие шаги после наименования словами того, что произошло.
Эффект привыкания
Увы, в сообществах, где происходят обсуждения ужасных историй, не только нет объективных условий для терапевтических результатов— нет и таких целей. Цель сообщества — обсуждения, охваты, рейтинг, маркетинг.
И поэтому травмированные люди получают эмоциональную поддержку, что, чаще всего дает больше временный обезболивающий эффект, чем собственно терапию.
Такой эффект дает дофаминовое удовлетворение. И человек может буквально «подсесть» на общение в таких сообществах, возвращаясь периодически туда, публикуя рассказ о переживаниях и получая «дозу» утешения.
Я не говорю о том, что эмоциональная поддержка в интернете ничего не значит! Наоборот! Я считаю большим достижением эту возможность для человека в сложной жизненной ситуации получить добрые слова или просто информацию, что делать. Иногда это реально спасает.
Я говорю о том, что при повторении ситуаций без реализации неких действий по изменению, может возникнуть «дофаминовая петля», когда человек не может ничего изменить, только снимает симптомы, но при этом получает иллюзию, что что-то делает для изменений в своей жизни. Так появляются ложные надежды и закономерные разочарования.
Выгодно, когда клиент возвращается
По сути, подобные спекуляции на уязвимости людей из-за их детских психотравм— части привычного маркетинга, построенного на инфантилизации потребителя.
Привожу далее мой комментарий к обсуждению одной публикации на Дзен⤵️
«Детские травмы просто используются в информационной деятельности управления людьми. Это просто маркетинг:
1. лишить потребителя критичности и возможности выбирать самостоятельно (это делается через постоянное стимулирование болевых точек, детских воспоминаний и обид),
2. внушить потребителю, что ему «нужно» (например, ему «нужно» ненавидеть родителей, чтобы справиться со своей болью, которую ковыряют маркетологи с помощью инфовлияний)
3. «Продать» готовое решение . Например, отказ от традиционных семей, как вариант. Или отказ от собственной семейной истории, памяти, принадлежности культуре. Или смену идентичности…
Ничего личного. Бизнес.»
конец цитаты
На мой взгляд, сообщества тематики в стиле «Токсичные родители» могут как информировать, так и ограничивать в информации аудиторию. И увы, это приносит больше вреда, чем пользы.
А как считаете вы?
Ваш реалистичный психолог
Информация о консультациях автора канала
Правила общения на этом канале
Уважаемые друзья. Если информация в этой статье для вас оказалась полезной, поделитесь, пожалуйста, этой статьей с другими людьми , сделав «репостнуть» на свою страницу на Дзен или в другую соцсеть. Спасибо за лайки, комментарии и репосты.