Мое внимание к этой экзотической теме привлекла статья френдессы N_dank из ЖЖ о двух иконах из Русского музея в Петербурге. На одной из них, большой иконе "Отче наш", в одном из сегментов имеется изображение зодиакального круга - крайне редкое для русской иконописи.
Поскольку с астрономией в Древней Руси дела обстояли неважно (если говорить о сугубо научном подходе), то эти мотивы в религиозном искусстве практически отсутствовали, в отличие от искусства западноевропейского и восточного - там зодиак встречается.
Солнце и Христос
Более того, можно проследить линию преемственности от античности к иудео-христианской иконографии, связанной с солярными божествами.
Но Иудея, Грузия, Греция - это всё-таки не Русь. На Руси я такого не припомню. Впрочем, фресок 16 века сохранилось очень немного, и они обычно в плохом состоянии.
А откуда зодиак взялся на иконе? Это ведь каноническое искусство, отсебятина там не поощрялась.
Западные влияния
Вновь сошлюсь на n_dank:
Со второй половины XVII века в России получили широкое распространение издававшиеся в Западной Европе иллюстрированные Библии, состоявшие из гравюр с краткими подписями к сюжетам. Многие изображения послужили образцами при создании храмовых росписей и иконостасов. Широкую известность получила «Библия Пискатора» (лат. Theatrum Biblicum, 1650), включавшая порядка полутысячи резцовых гравюр на меди, выполненных по рисункам фламандских и голландских мастеров.
Пискаторы (лат. piscator — рыбак) — латинизированное название, под которым был известен в Европе XVII века издательский дом голландских гравёров и картографов Висхеров (Visscher).
Русские иконописцы черпали своё вдохновение в подобных изданиях. К примеру, таким образом выглядела иллюстрация 9-ая к молитве «Отче наш», издатель Claes Janszoon Visscher (*1587–1652 in Amsterdam):
Вариант того же сюжета - "переизданный на русском вариант библии Пискатора с рукописными подписями-виршами Мардария Хоникова".
Еще раз взглянем на фрагмент иконы "Отче наш".
Различия очевидны (русские ангелы не играют на музыкальных инструментах, и никаких женщин в левом нижнем углу тут нет. Но обе композиции сходны.
Почему до 17 века зодиака на иконах не было, а потом вдруг появился, хотя и в качестве исключения?
Видимо, сказалась политика царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, направленная на мягкую "вестернизацию" русской культуры. Именно в это время русский царский двор приобщился к театру, приехали первые музыканты, и даже танцовщики из Германии, церковное пение резко изменилось - возобладало многоголосие, и чисто крюковая нотация получила параллельную нотную запись, а потом певчие перешли на привычные нам ноты.
В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, созданная по инициативе ученого монаха, поэта и воспитателя царских детей Симеона Полоцкого, уроженца Речи Посполитой и выпускника Киево-Могилянской академии.
Насколько я поняла, астрономии в этой академии специально не учили, но форточка на запад была прорублена, в Московию потекли ученые книги на латинском, греческом и прочих иностранных языках. В том числе и те, в которых изображение Зодиака соседствовало с библейскими сюжетами.
Но 17 век - это уже Новое время, а не древняя Русь.
--
В моей фантастике о зодиаке, по-моему, вообще не упоминается. Какой зодиак, если действие большинства книг разворачивается на других планетах, в другой галактике?..
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.