Вспоминаю публикации тульской прессы начала 1990-х годов, в одной из них было написано, что чешские трамваи ездят по Туле, как по Чехословакии. Собственно так и было, на момент распада СССР парк пассажирских вагонов на 100 % состоял из трамваев, поставленных ЧКД-Прага. В 1992-1993 их было пытались разбавить новыми отечественными трамваями модели 71-608К усть-катавского производства, но трамваи в Туле не прижились и ушли с тульских линий даже раньше более старых чехословацких вагонов. Более того, с 1992 года началась поставка чешских "Татр" из Москвы, модели Т-3, частично с ремонта, частично без, с перерывами подобная практика существовала вплоть до начала 2005 года. В 1996 в город в последний раз поступили новые трамваи "Татра" непосредственно с завода, обещали десять вагонов модели Т-6В5, но пришло в итоге всего два, остальных восьми так и не дождались, хотя до сих пор где-то хранятся газетные вырезки, в которых черным по белому написано, что трамваев будет 10. Жаль спросить уже не с кого...
Во второй половине 1990-х даже начали ремонтировать трамваи на площадке Комбайнового завода, модели Т-3, более того, было обещано производство, т.е. сборка новых чешских трамваев в Туле, но не срослось.
В 2005 году поступили необычные подержанные трамваи из Германии, чешского производства, но прошедшие капительный ремонт. После их прихода с линий ушел последний усть-катавский поезд, составленный из вагонов 71-608К, можно сказать, что монополия трамваев чешского производства была восстановлена, в 2008 году парк разбавил единственный трамвай ЛМ-2008, но, он был один среди "чехов", так что считай монополия оставалась вплоть до 2013 года, когда в город поступило 14 трамваев 71-407.
Стоит отметить, что со второй половины 2000-х годов начался процесс стремительного сокращения парка трамвайных вагонов, причем выделил бы два периода, вторая половина 2000-х, ликвидация одного депо и мастерских, расцепка большинства систем, но и печальный 2015 год, когда был урезан выпуск, а также серьезно сокращен парк трамваев и троллейбусов. Тогда же впервые вагонов модели Т-3 стало раза в два меньше, чем трамваев модели Т-6В5. А ведь именно "Татра" Т-3 была визитной карточкой города многие десятилетия.
В 2016 году в город поступают первые подержанные трамваи модели 71-619КТ, общим количеством 30 единиц, до сентября 2017 года они полностью замещают последние "Татры" Т-3. В 2018 году поступают дополнительные 20 вагонов модели 71-619КТ, парк немного растет. Но количество трамваев Т-6В5 относительно стабильно, свыше 40 единиц. Они устойчиво работают, на линиях их было достаточно.
Все изменилось в последние годы. "Татры" по разным причинам начали активно списываться, в качестве замены поступили подержанные трамваи из Москвы и Таганрога, более того в 2023 году впервые за 10 лет поступили новые трамваи "Львенок" в количестве 17 штук, а в начале 2024 года ожидается еще пять "Львят". С появлением на улицах города "Львят" чешские трамваи стали сдавать позиции. Еще летом на линии можно было встретить около десятка вагонов, вспоминаю в один день, как навстречу чуть ли не друг за другом попалось 4-5 "Татры".
21 декабря 2023 года стал первым днем, когда на линию не вышла ни одна "Татра", не было их в наряде 31 декабря 2023 года, 1,2 января 2024 года и некоторые другие дни. В лучшем случае на линию выпускается 1-2 "Татры". По состоянию на 19 января 2024 года на балансе значилось 9 трамваев Т-6В5, а рабочими еще меньше. Все это весьма напоминает 2017 год, когда прекратилась эксплуатация трамваев модели Т-3, тогда тоже в последние месяцы выпуск их был несущественным.
Все когда-то заканчивается, и история чешских вагонов в Туле тоже. Свыше 50 лет они исправно служили тулякам. В память об этом несколько лет назад трамвай Т-3 номер 57 1974 года выпуска был переведен в разряд музейных.
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото автора канала.
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала: