Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

"Татра" покидает Тулу

Вспоминаю публикации тульской прессы начала 1990-х годов, в одной из них было написано, что чешские трамваи ездят по Туле, как по Чехословакии. Собственно так и было, на момент распада СССР парк пассажирских вагонов на 100 % состоял из трамваев, поставленных ЧКД-Прага. В 1992-1993 их было пытались разбавить новыми отечественными трамваями модели 71-608К усть-катавского производства, но трамваи в Туле не прижились и ушли с тульских линий даже раньше более старых чехословацких вагонов. Более того, с 1992 года началась поставка чешских "Татр" из Москвы, модели Т-3, частично с ремонта, частично без, с перерывами подобная практика существовала вплоть до начала 2005 года. В 1996 в город в последний раз поступили новые трамваи "Татра" непосредственно с завода, обещали десять вагонов модели Т-6В5, но пришло в итоге всего два, остальных восьми так и не дождались, хотя до сих пор где-то хранятся газетные вырезки, в которых черным по белому написано, что трамваев будет 10. Жаль спросить уже не с кого...

Музейный вагон 57 на дне города, 2022 год
Музейный вагон 57 на дне города, 2022 год

Во второй половине 1990-х даже начали ремонтировать трамваи на площадке Комбайнового завода, модели Т-3, более того, было обещано производство, т.е. сборка новых чешских трамваев в Туле, но не срослось.

В 2005 году поступили необычные подержанные трамваи из Германии, чешского производства, но прошедшие капительный ремонт. После их прихода с линий ушел последний усть-катавский поезд, составленный из вагонов 71-608К, можно сказать, что монополия трамваев чешского производства была восстановлена, в 2008 году парк разбавил единственный трамвай ЛМ-2008, но, он был один среди "чехов", так что считай монополия оставалась вплоть до 2013 года, когда в город поступило 14 трамваев 71-407.

Стоит отметить, что со второй половины 2000-х годов начался процесс стремительного сокращения парка трамвайных вагонов, причем выделил бы два периода, вторая половина 2000-х, ликвидация одного депо и мастерских, расцепка большинства систем, но и печальный 2015 год, когда был урезан выпуск, а также серьезно сокращен парк трамваев и троллейбусов. Тогда же впервые вагонов модели Т-3 стало раза в два меньше, чем трамваев модели Т-6В5. А ведь именно "Татра" Т-3 была визитной карточкой города многие десятилетия.

"Татры" в депо, многие из них уже не поедут, декабрь 2023 года
"Татры" в депо, многие из них уже не поедут, декабрь 2023 года
Вагон номер 83, 15.08.2023 года
Вагон номер 83, 15.08.2023 года
"Татра" на линии 26.10.2023 года
"Татра" на линии 26.10.2023 года

В 2016 году в город поступают первые подержанные трамваи модели 71-619КТ, общим количеством 30 единиц, до сентября 2017 года они полностью замещают последние "Татры" Т-3. В 2018 году поступают дополнительные 20 вагонов модели 71-619КТ, парк немного растет. Но количество трамваев Т-6В5 относительно стабильно, свыше 40 единиц. Они устойчиво работают, на линиях их было достаточно.

Все изменилось в последние годы. "Татры" по разным причинам начали активно списываться, в качестве замены поступили подержанные трамваи из Москвы и Таганрога, более того в 2023 году впервые за 10 лет поступили новые трамваи "Львенок" в количестве 17 штук, а в начале 2024 года ожидается еще пять "Львят". С появлением на улицах города "Львят" чешские трамваи стали сдавать позиции. Еще летом на линии можно было встретить около десятка вагонов, вспоминаю в один день, как навстречу чуть ли не друг за другом попалось 4-5 "Татры".

Вагон 347 на линии, 31.10.2023 года
Вагон 347 на линии, 31.10.2023 года
Вагон 334 на линии, 19.09.2023 года
Вагон 334 на линии, 19.09.2023 года
Вагон 83 на линии, 21.07.2023 года
Вагон 83 на линии, 21.07.2023 года
Вагон 322 на линии, 24.07.2023 года
Вагон 322 на линии, 24.07.2023 года
Вагон 332 на линии, 30.07.2023 года
Вагон 332 на линии, 30.07.2023 года
Вагон 322 на линии, 08.09.2023 года
Вагон 322 на линии, 08.09.2023 года

21 декабря 2023 года стал первым днем, когда на линию не вышла ни одна "Татра", не было их в наряде 31 декабря 2023 года, 1,2 января 2024 года и некоторые другие дни. В лучшем случае на линию выпускается 1-2 "Татры". По состоянию на 19 января 2024 года на балансе значилось 9 трамваев Т-6В5, а рабочими еще меньше. Все это весьма напоминает 2017 год, когда прекратилась эксплуатация трамваев модели Т-3, тогда тоже в последние месяцы выпуск их был несущественным.

Вагон 335 на линии, 08.09.2023 года
Вагон 335 на линии, 08.09.2023 года
Вагон 26 на линии, 09.09.2023 года
Вагон 26 на линии, 09.09.2023 года
Трамвай пожарной безопасности, 12.10.2023 года
Трамвай пожарной безопасности, 12.10.2023 года

Все когда-то заканчивается, и история чешских вагонов в Туле тоже. Свыше 50 лет они исправно служили тулякам. В память об этом несколько лет назад трамвай Т-3 номер 57 1974 года выпуска был переведен в разряд музейных.

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото автора канала.

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала:

-14