В этом материале я покажу Вам как менялся тульский трамвай, а вместе с ним и город.
Официально история тульского трамвая началась 7 ноября 1927 года, когда было открыто движение на первой линии от Московского (тогда Курского) вокзала до Толстовской заставы, но предшественником электрического трамвая, был трамвай конный, в простонародье "конка". Движение конного трамвая было открыто в городе в 1888 году. Удивительно, но первая линия конки также связывала между собой Курский вокзал и Киевскую заставу, впоследствии ставшая Толстовской. Это ныне примерно пересечение проспекта Ленина и ул. Толстого. Правда трасса следования ее была немного иной от Посольской до Курского вокзала (ныне Советской и Московского вокзала). Впоследствии система конного трамвая была расширена. Рельсы были проложены по Миллионной, Суворовской, Крестовоздвиженской, Менделеевской, Воронежской улицам и Ваныкинскому проезду, ныне это Октябрьская улица, Красноармейский проспект, улицы Революции, Оборонной и Первомайской соответственно. Подошла конка и к Ряжскому вокзалу города. После ликвидации конного трамвая, рельсы так и не вернулись на некоторые улицы, где они были после сооружения трамвая электрического.
Период 1927 - 1941 годов. Время зарождения и развития тульского электрического трамвая или Тульской городской железной дороги, как его еще называли. Основной моделью тульского трамвая были составы Х+М. Но движение открывали подержанные вагоны из Москвы и Ленинграда - Ф и "Бреш".
Период ВОВ опустим, тогда было не до развития, а трамвай активно помогал фронту, перевозил раненых, грузы.
Период 1945 - 1965 годов. С 1949 года в Тулу стали поступать цельнометаллические вагоны КТМ-1 с прицепами КТП-1, они были двухосными, в первой половине 60-х годов к ним добавились также двухосный трамваи, но более усовершенствованной модели КТМ-2/КТП-2. В 50-е годы трамвайный парк пополнился и небольшим количеством подержанных трамваев из Ленинграда, модели МС, построенных еще до ВОВ. Продолжилось развитие сети.
1965 - 1992 годы. Эпоха чешских "Татр". Последние довоенные вагоны были списаны в 1969 году, усть-катавские двухосники доработали до 1974 года включительно, последние из них выходили на однопутный 4 маршрут. С 1965 года началась поставка в город новых четырехосных трамвайных вагонов чехословацкого производства Т-3, которых вплоть до 1986 года поступило свыше 400 единиц в разных модификациях. С 1988 года началась поставка усовершенствованной модели Т-6В5 (Т-3М). Продолжалась расширяться трамвайная сеть. Последним ее приращением стал участок от Комбайнового завода до Щегловской засеки в 1991 году. С 1975 по конец 1992 года трамваи "Татра" были единственным типом подвижного состава среди пассажирских вагонов Тулы. В городе в 70-е годы даже работало 19 сочлененных чехословацких вагона К-2.
1992-2016 годы. Чехословацкие "Татры" не сдаются, но постепенно уступают свое место отечественным вагонам. Первая попытка была совершена в 1992-1993 годах - внедрение вагонов модели КТМ71-608К производства ФГУП УКВЗ, трамваи в городе не прижились, так что в 2006 и 2007 году чехословацкие вагоны вновь ненадолго стали единственными хозяевами тульских улиц, тем более их парк удалось пополнить двумя новыми трамваями в 1996 году (последние вагоны модели Т-6В5 поступившие в Тулу), большим количеством подержанных Т-3 из Москвы, а также партией модернизированных трамваев Т-3DC1/Т-3DC2 из немецкого Шверина. Тем не менее с середины 2000-х начинается выбывание чешских вагонов, в 2008 году их монополию разбавил единственный трамвай ЛМ-2008, а в 2013 парк пополнился 14 новыми отечественными трамваями 71-407. До 2005 года тульский трамвай держится, лишь только сократили несколько маршрутов, а с 2006 года начинается серьезное сокращение парка подвижного состава, закрывается одно депо и ремонтные мастерские, прекращено движение до поселка Косая Гора, периодически над трамваем сгущаются тучи в виде планов демонтажа тех или иных линий.
2017 - настоящее время. В конце 2016 года в город поступило 30 вагонов модели 71-619КТ, ранее работавших в Москве, в 2018 году к ним добавилось еще 20 вагонов. Ныне из них 43 трамвая в строю. С августа 2017 года прекращена эксплуатация трамвайных вагонов Т-3. Чехословацкие вагоны доживают свой век - ныне остается лишь 45 трамваев серии Т-6В5. Без привычных глазу Т-3 тульский трамвай воспринимается совершенно по иному, он уже другой, не тот, что был привычен тулякам старшего и среднего возраста.
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото автора, из архива автора, Владимира Щербакова.
Другие материалы канала о городском транспорте Тулы и Туле:
НА РОДИНЕ ГАРМОНИ ТРАМВАИ-«ГАРМОШКИ» НЕ ПРИЖИЛИСЬ
Самая необычная "Татра" Т-6В5 в Туле