Найти тему
ПАНТОГРАФ

Как менялся тульский трамвай и город Тула. История в фотографиях

В этом материале я покажу Вам как менялся тульский трамвай, а вместе с ним и город.

Официально история тульского трамвая началась 7 ноября 1927 года, когда было открыто движение на первой линии от Московского (тогда Курского) вокзала до Толстовской заставы, но предшественником электрического трамвая, был трамвай конный, в простонародье "конка". Движение конного трамвая было открыто в городе в 1888 году. Удивительно, но первая линия конки также связывала между собой Курский вокзал и Киевскую заставу, впоследствии ставшая Толстовской. Это ныне примерно пересечение проспекта Ленина и ул. Толстого. Правда трасса следования ее была немного иной от Посольской до Курского вокзала (ныне Советской и Московского вокзала). Впоследствии система конного трамвая была расширена. Рельсы были проложены по Миллионной, Суворовской, Крестовоздвиженской, Менделеевской, Воронежской улицам и Ваныкинскому проезду, ныне это Октябрьская улица, Красноармейский проспект, улицы Революции, Оборонной и Первомайской соответственно. Подошла конка и к Ряжскому вокзалу города. После ликвидации конного трамвая, рельсы так и не вернулись на некоторые улицы, где они были после сооружения трамвая электрического.

Линия конки в Заречье, слева парк конки
Линия конки в Заречье, слева парк конки
Конка на улицах Тулы
Конка на улицах Тулы

Период 1927 - 1941 годов. Время зарождения и развития тульского электрического трамвая или Тульской городской железной дороги, как его еще называли. Основной моделью тульского трамвая были составы Х+М. Но движение открывали подержанные вагоны из Москвы и Ленинграда - Ф и "Бреш".

Строительство трамвая
Строительство трамвая
Линия на Косую Гору
Линия на Косую Гору
Вагон серии Х на Красноармейском проспекте
Вагон серии Х на Красноармейском проспекте
Строительство трамвая на ул. Воронежской (ныне Оборонная)
Строительство трамвая на ул. Воронежской (ныне Оборонная)
Вагон серии Ф на Октябрьской улице
Вагон серии Ф на Октябрьской улице
Аварийная машина ТГЖД
Аварийная машина ТГЖД
Трамвай на ул. Коммунаров (современный проспект Ленина), справа вагон "Бреш"
Трамвай на ул. Коммунаров (современный проспект Ленина), справа вагон "Бреш"

Период ВОВ опустим, тогда было не до развития, а трамвай активно помогал фронту, перевозил раненых, грузы.

Период 1945 - 1965 годов. С 1949 года в Тулу стали поступать цельнометаллические вагоны КТМ-1 с прицепами КТП-1, они были двухосными, в первой половине 60-х годов к ним добавились также двухосный трамваи, но более усовершенствованной модели КТМ-2/КТП-2. В 50-е годы трамвайный парк пополнился и небольшим количеством подержанных трамваев из Ленинграда, модели МС, построенных еще до ВОВ. Продолжилось развитие сети.

Тройник из вагонов Х-М-М, ул. Советская
Тройник из вагонов Х-М-М, ул. Советская
КТМ-1/КТП-1 на конечной Красный Перекоп
КТМ-1/КТП-1 на конечной Красный Перекоп
Х у Московского вокзала
Х у Московского вокзала
Х+М в трамвайном депо
Х+М в трамвайном депо
Демонтаж путей с проспекта Ленина
Демонтаж путей с проспекта Ленина
Строительство нового депо на Оборонной
Строительство нового депо на Оборонной
Старые вагоны переоборудовались в служебный
Старые вагоны переоборудовались в служебный
КТМ-2/КТП-2 на Красноармейской улице (ныне проспект)
КТМ-2/КТП-2 на Красноармейской улице (ныне проспект)
КТМ-1/КТП-1 на популярном маршруте "Кольцо"
КТМ-1/КТП-1 на популярном маршруте "Кольцо"
КТМ-1/КТП-1 на конечной станции Рогожинский поселок
КТМ-1/КТП-1 на конечной станции Рогожинский поселок
Трамваи на проспекте Ленина (ул. Коммунаров)
Трамваи на проспекте Ленина (ул. Коммунаров)
КТМ-1/КТП-1 на Оборонной
КТМ-1/КТП-1 на Оборонной

1965 - 1992 годы. Эпоха чешских "Татр". Последние довоенные вагоны были списаны в 1969 году, усть-катавские двухосники доработали до 1974 года включительно, последние из них выходили на однопутный 4 маршрут. С 1965 года началась поставка в город новых четырехосных трамвайных вагонов чехословацкого производства Т-3, которых вплоть до 1986 года поступило свыше 400 единиц в разных модификациях. С 1988 года началась поставка усовершенствованной модели Т-6В5 (Т-3М). Продолжалась расширяться трамвайная сеть. Последним ее приращением стал участок от Комбайнового завода до Щегловской засеки в 1991 году. С 1975 по конец 1992 года трамваи "Татра" были единственным типом подвижного состава среди пассажирских вагонов Тулы. В городе в 70-е годы даже работало 19 сочлененных чехословацких вагона К-2.

Вагоны КТМ-1/КТП-1 прекратили свою работу на тульских магистралях
Вагоны КТМ-1/КТП-1 прекратили свою работу на тульских магистралях
Ныне не существующее кольцо трамвая на Педуниверситете, конец 70-х годов
Ныне не существующее кольцо трамвая на Педуниверситете, конец 70-х годов
Сочлененный трамвай К-2
Сочлененный трамвай К-2
Многие и не узнают это место, ул. Плеханова,  80-е годы
Многие и не узнают это место, ул. Плеханова, 80-е годы
Открытие трамвайного движения в Мясново, 1977 год
Открытие трамвайного движения в Мясново, 1977 год
Трамвайный вагон Т-3 ранней модификации, "узкономерной".
Трамвайный вагон Т-3 ранней модификации, "узкономерной".

1992-2016 годы. Чехословацкие "Татры" не сдаются, но постепенно уступают свое место отечественным вагонам. Первая попытка была совершена в 1992-1993 годах - внедрение вагонов модели КТМ71-608К производства ФГУП УКВЗ, трамваи в городе не прижились, так что в 2006 и 2007 году чехословацкие вагоны вновь ненадолго стали единственными хозяевами тульских улиц, тем более их парк удалось пополнить двумя новыми трамваями в 1996 году (последние вагоны модели Т-6В5 поступившие в Тулу), большим количеством подержанных Т-3 из Москвы, а также партией модернизированных трамваев Т-3DC1/Т-3DC2 из немецкого Шверина. Тем не менее с середины 2000-х начинается выбывание чешских вагонов, в 2008 году их монополию разбавил единственный трамвай ЛМ-2008, а в 2013 парк пополнился 14 новыми отечественными трамваями 71-407. До 2005 года тульский трамвай держится, лишь только сократили несколько маршрутов, а с 2006 года начинается серьезное сокращение парка подвижного состава, закрывается одно депо и ремонтные мастерские, прекращено движение до поселка Косая Гора, периодически над трамваем сгущаются тучи в виде планов демонтажа тех или иных линий.

Музейный вагон Х в ныне несуществующем депо на Оборонной
Музейный вагон Х в ныне несуществующем депо на Оборонной
Трамваи модели 71-608К не прижились в Туле, одно время два из них даже использовались в качестве стационарного кафе на Красноармейском проспекте
Трамваи модели 71-608К не прижились в Туле, одно время два из них даже использовались в качестве стационарного кафе на Красноармейском проспекте
Поезд 48-47, типичный трамвай конца 90-х - первой половины 00-х, вагоны 48 и 47 последние трамваи типа Т-6В5, поступившие в Тулу в 1996 году
Поезд 48-47, типичный трамвай конца 90-х - первой половины 00-х, вагоны 48 и 47 последние трамваи типа Т-6В5, поступившие в Тулу в 1996 году
Т-3DC1/Т-3DC2 из немецкого Шверина были самыми комфортными трамваями второй половины 00-х
Т-3DC1/Т-3DC2 из немецкого Шверина были самыми комфортными трамваями второй половины 00-х
Трамвай модели Т-3, вагоны данной серии были долгое время визитной карточкой города и атрибутом тульских улиц, конкретно этот вагон поступил в начале 00-х из г. Москва
Трамвай модели Т-3, вагоны данной серии были долгое время визитной карточкой города и атрибутом тульских улиц, конкретно этот вагон поступил в начале 00-х из г. Москва
Т-3DC1/Т-3DC2 из немецкого Шверина с измененной формой кузова, единственный в таком виде в мире
Т-3DC1/Т-3DC2 из немецкого Шверина с измененной формой кузова, единственный в таком виде в мире
Попытка внедрения вагонов модели 71-608К, 1993 год
Попытка внедрения вагонов модели 71-608К, 1993 год
Трамвай 71-608К, 90е годы
Трамвай 71-608К, 90е годы

2017 - настоящее время. В конце 2016 года в город поступило 30 вагонов модели 71-619КТ, ранее работавших в Москве, в 2018 году к ним добавилось еще 20 вагонов. Ныне из них 43 трамвая в строю. С августа 2017 года прекращена эксплуатация трамвайных вагонов Т-3. Чехословацкие вагоны доживают свой век - ныне остается лишь 45 трамваев серии Т-6В5. Без привычных глазу Т-3 тульский трамвай воспринимается совершенно по иному, он уже другой, не тот, что был привычен тулякам старшего и среднего возраста.

71-619КТ
71-619КТ
71-619КТ
71-619КТ
Т-3 иногда можно встретить на линиях лишь как служебный подвижной состав
Т-3 иногда можно встретить на линиях лишь как служебный подвижной состав
Т-6В5, доживающие свой век чехословацкие вагоны
Т-6В5, доживающие свой век чехословацкие вагоны
71-407
71-407
71-619КТ
71-619КТ

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото автора, из архива автора, Владимира Щербакова.

Другие материалы канала о городском транспорте Тулы и Туле:

НА РОДИНЕ ГАРМОНИ ТРАМВАИ-«ГАРМОШКИ» НЕ ПРИЖИЛИСЬ

Самая необычная "Татра" Т-6В5 в Туле

Уголок аутентичной Тулы

-42