Найти в Дзене
Анна Бердникова

Все нормальные пацаны в восьмом классе не учатся... - убежден мой сын

Из рабочего процесса: Ребенок последний год почти не учится. Конечно, во многом, я считаю, школа постаралась: классный руководитель каждый год новый, русского языка почти четверть не было – учитель в больнице, а на замену никто не выходит. Жалобы писали, с директором встречались – все без пользы. Итог – три двойки за четверть. Это для сына прорыв, до этого больше одной не было. Хотя и одна двойка – это много. Каждый раз договариваемся: на каникулах позаниматься, догнать программу, закрепить материал… И каждый раз сын технично сливается. И в эти каникулы все то же самое. Говорю мальчику: ты уже выше меня ростом, у тебя в следующем году выпускные экзамены, как тебя заставить заниматься? Он мне отвечает, что учиться очень трудно, а он за это денег не получает. Учиться в каникулы – это двойной тариф должен быть. А так у него никакой мотивации нет. Неужели я думаю, что тройка в четверти имеет хотя бы какое-то отношение к мотивации? Просила с ним своего брата поговорить. Но как? Тот сам крим

Из рабочего процесса:

Ребенок последний год почти не учится. Конечно, во многом, я считаю, школа постаралась: классный руководитель каждый год новый, русского языка почти четверть не было – учитель в больнице, а на замену никто не выходит. Жалобы писали, с директором встречались – все без пользы. Итог – три двойки за четверть. Это для сына прорыв, до этого больше одной не было. Хотя и одна двойка – это много. Каждый раз договариваемся: на каникулах позаниматься, догнать программу, закрепить материал…
И каждый раз сын технично сливается. И в эти каникулы все то же самое. Говорю мальчику: ты уже выше меня ростом, у тебя в следующем году выпускные экзамены, как тебя заставить заниматься?
Он мне отвечает, что учиться очень трудно, а он за это денег не получает. Учиться в каникулы – это двойной тариф должен быть. А так у него никакой мотивации нет. Неужели я думаю, что тройка в четверти имеет хотя бы какое-то отношение к мотивации?
Просила с ним своего брата поговорить. Но как? Тот сам криминала в происходящем не видит: все нормальные пацаны в восьмом классе не учатся, что он сам должен понять, что это ему надо, что заставлять – дохлый номер и трата нервов. Я это понимаю. Но это мне через год голову ломать, куда его пристраивать: колледж – так там средний балл позволяет учиться на бюджете; школа – так здесь сделают все возможное, чтобы сын «выпустился», кому нужно такое отношение и успеваемость? Работать – кто его в шестнадцать, да без навыков возьмет? Вот и мечусь.

Учебная мотивация в подростковом возрасте – очень непростая тема. Если посмотреть на кривую успеваемости школьников, то можно увидеть большую яму в области 6-8 параллели. К девятому классу ситуация и в самом деле немного выправляется. Хотя тот же экзамен ОГЭ по математике последних лет показывает, что примерно треть девятиклассников подходит к нему неподготовленными.

Восьмиклассник не хочет учиться
Восьмиклассник не хочет учиться

У современной школы для работы с мотивацией ученика практически нет инструментов: внеурочная деятельность добровольна, замечания – тема скользкая, права ребенка обширны, правила условны… Описываемый Вами дефицит кадров, к сожалению, нарастает. Дело вовсе не в том, что школа хочет каждый год менять классного или придерживает учителя для собственных нужд, дело в том, что в штатном расписании постоянно образуются дыры из-за текучки кадров, и решить этот вопрос локально силами администрации конкретно взятой школы не представляется возможным.

Сын и его дядя проблем в происходящем не видят, но Вы испытываете тревогу, и не можете перестать беспокоиться. Просто махнуть рукой со словами «будь, что будет» Вы не можете, могли бы давно так сделали. Чтобы снизить тревогу, Вы можете попробовать прояснить ее.

Выберите полчаса свободного времени, чтобы Вас не отвлекали ни бытовые, ни рабочие дела, и посвятите их снижению своей тревожности. Представьте, что самое страшное в этой ситуации со слабой подготовкой к экзамену произошло: что это? Опишите максимально детально то, что видите. Предположим, что Вам надо подготовиться именно к такому развитию событий. Итак, сын не сдает экзамен трижды – ему нужно повторить обучение по предмету или полностью остаться на второй год. Как это повлияет на Вашу жизнь? Чем тогда следующий год будет отличаться от того, что происходит сейчас? Что в этом пугающего? Как к этому можно подготовиться?

Понимаете, довольно часто самым пугающим бывает мнение соседей и родственников. Однако им можно не рассказывать или не вдаваться в детали.

Основная идея предложения заключается в том, что Вы не тревожитесь по поводу неприятных последствий, а планируете их, то есть управляете ими, строите варианты своего поведения для решения ситуации. Такой подход формирует совершенно иное восприятие происходящего. Из жертвы обстоятельств Вы превращаетесь в человека, осознающего, что ему предстоят трудные времена, но не теряющего контроля над ситуацией.

Когда картинка у Вас сложится достаточно детальная, Вы можете ее обсудить с сыном: что Вы предполагаете с наибольшей вероятностью, как предполагаете себя вести, чего от него ожидаете… Сын может высказать дельные предложения. Не исключен и вариант, когда сына заденет Ваше планирование его провала настолько, что ему захочется Вас переубедить. Особо рассчитывать на это не стоит, но вероятность такого развития событий не нулевая.

Анна Бердникова