Пора заканчивать свой рассказ о поездке в День Шахтёра по южным горняцким городам Кузбасса, всего одна статья осталась. Напомню, что мы только что выехали из Калтана в надежде добраться к вечеру по правому берегу Кондомы, по глухой лесной дорожке, до Кузедеева, откуда уже по левобережному шоссе помчаться в родной Кемерово, отдыхать перед рабочей неделей.
Путь наш лежал на юг. Горки становились выше, Кондома петляла всё сильнее, долина её становилась уже, а где- то за холмами, в распадках её притоков, прятались от сторонних глаз огромные разрезы, выгрызающие из-под земли драгоценный каменный уголь.
Первым в списке посещения на этом этапе стояло село Сарбала. Удобно обосновавшись ещё в конце XIX века на месте впадения речки Калтанчик в Кондому, впоследствии оно обзавелось крупной станцией, где поезда с углём, спускаясь с севера с разреза по долине Калтанчика, перецепляют локомотивы и укатывают опять же на север, к Новокузнецку, но уже вдоль Кондомы. Две железнодорожные линии пересекают дорогу в село одна за другой, поэтому дождаться, когда поднимут шлагбаум иногда непросто, особенно если попадаешь на идущие вспять длиннючие составы из пустых вагонов. Не знаю, как с этой проблемой справляется маршрутный транспорт, так как автобусы из Калтана в Малиновку обязательно заезжают в Сарбалу.
Мы в тот путь открытия шлагбаума ждать не стали, но поскольку первоначальный наш план не реализовался, на обратном пути мы всё же заскочили в село и погуляли в парке. Нас без проблем запустили на переезде в село, но долго не выпускали: всё-таки пришлось постоять перед закрытым шлагбаумом, любуясь удивительной красоты небом над горкой, потихоньку уничтожаемой глиняным карьером.
Но вернёмся к более ранним событиям. Пять часов вечера, мы въезжаем в Малиновку. Приветственная стела с куском угля, ощетинившимся, как ёжик, встретила нас около речушки Аларды, давшей своё название одной из известнейших шахт региона.
Справа от дороги посёлок начинается с аккуратно застроенного райончика с логичным названием Коттеджи. Его предваряет небольшой, но симпатичный парк "Радуга", где работники разреза создали для детишек уменьшенные макеты горных машин, чтоб, так сказать, привыкали сызмальства. Будете ехать мимо, обязательно загляните!
Малиновка появилась в 1927 году, как посёлок при станции, строящейся дороги до железнорудных месторождений на юге Кузбасса. В то время как раз возводили Кузнецкий Металлургический и сырьё было необходимо. После Войны, в процессе строительства ГРЭС в Калтане, Кондому перегородили. Сплавлять лес по ней ниже по течению стало невозможно, и в Малиновке появился лесокомбинат, перебравшийся из Шушталепа. Вскорости в окрестностях посёлка началась и добыча угля.
На закате советского периода в посёлке проживало 11 тысяч человек, что определяло Малиновку в список крупнейших ПГТ России. Сейчас же в ней живёт чуть более семи тысяч жителей и, войдя в состав Калтанского городского поселения, статус посёлка городского типа Малиновка потеряла.
Малиновка - приятный посёлок. Зелёный и ухоженный. Но время строительства (70-е - 80-е) сказывается - в нём нет симпатичных архитектурных решений. Даже дворец культуры скучен, хотя поверху его главного корпуса тянется потемневшая, нечитаемая мозаика, сделанная в похожем стиле с той, что на осинниковском ДК " Октябрь".
С осмотром Малиновки мы покончили довольно быстро. Сделав небольшой кружок по площади у памятника Ленину, заглянув меж сосен на одноэтажное продолжение посёлка, мы сели в машину и поехали дальше.
Малиновка построена на пригорке, поэтому, чтобы ехать дальше, мы спустились обратно к её началу, к переезду через железку. Дорога в леса до Кузедеево и Мундыбаша шла мимо автохозяйства Калтанского разреза, потом сворачивала в частный сектор, понемногу взбираясь всё выше. Грунтовка по посёлку была размыта дождями так, что я боялся, проеду ли. Но поскольку мимо проскакивали местные пузотёрки, понятно было, что не всё так плохо.
Мы, кстати, пропустили наверно самое красивое здание Малиновки - вокзал. Его недавно отреставрировали, и выглядит он симпатично, хотя и там использованы эти дурацкие стеновые панели. Но стоял он в отдалении, поэтому здесь я выложу его фото из Интернета.
Дорога вырвалась из Малиновки на простор. Дальше она следует до посёлка Верх-Теш. За ним, за речкой Большой Теш, начинается территория Липового Острова - уникального леса, в котором с доледниковой эпохи сохранилась липа сибирская. Теперь это - заказник, но там разрешён сбор мёда. На цветение липы в заповедный лес заходят с ульями пасечники.
Липовый Остров - уникальный памятник природы. Именно оттуда родом все липы, что украшают собой улицы сибирских городов. Теперь их, конечно, выращивают в питомниках, но изначально саженцы вывозили из этих глухих мест. Среди коренных народов ходили легенды про удивительный лес, где растут берёзы с чёрным стволом, настолько необычна и неизвестна была липа для сибиряков в недавнем прошлом. В поездке по этой дороге я силился в окрестных насаждениях разглядеть те самые чёрные стволы, но их не было, хотя нас отделяло от липового острова всего полкилометра.
На самой макушке невысокого хребта (490 метров над уровнем моря), где дорога начинает спускаться к Верх-Тешу (когда-то назывался посёлком Кержацким, в честь кержаков - староверов, расселившихся 300 лет назад в глухих местах Урала и Сибири), мы встретили развилку. Плохонькая гравийка убегала на юг, в чащу леса. Именно по ней, по идее, мы могли добраться до Кузедеево.
По дороге этой мы останавливались несколько раз. Где - проверить грибы (к сожалению, все червивые), где - полюбоваться удивительными видами, а где - развести руками в поисках нужного своротка. Два раза проехали туда и обратно, а его так и не нашли. Наверно спуск в Кузедеево выглядел, как обычная дорожка через поля. Вряд ли я повторю эти поиски когда-либо, но проехаться по этой старинной дороге я хотел давно, и хоть не достиг ни Кузедеево, ни Мундыбаша, всё равно очень доволен.
Вокруг была тайга, но необычная, лиственная. В ней иногда попадаются пихты, но вкрапления их редки. Очень непохоже на те леса, что растут у нас на правобережье Томи, в Кузнецком Алатау, да и южнее в Горной Шории - там уже тёмнохвойные деревья преобладают. На южных склонах горок устроены покосы. У одного из них мы сделали остановку, любуясь удивительной природой нижнегорья и приближающимся закатом.
Я там небольшой клип снял. Хотел панорамку, но получилось видео.
Дорога по лесу поднимается на пару перевальчиков, спускается в ложки, а потом довольно круто начинает сбегать в долину речки Большой Теш - она впадает в Кондому как раз в Кузедеево. Там внизу у речки расположено СНТ "Горняк", ради которого и поддерживают эту дорогу. Дальше она существует в состоянии "есть, и ладно". Через Большой Теш на карте был виден мост, а после, так же по лесу, дорога шла на Мундыбаш.
Меня так озадачило отсутствие своротка на Кузедеево, что дачи я проехал не задумавшись, откуда они здесь. Я предварительно старательно изучал здешние места по картам, но в реальных условиях на меня нашло какое-то затмение. Встретив на пути мост, я, не раздумывая, его пересёк. Мост был старый. Ограждений не было. Поверх металлических конструкций была насыпана земля. Такие мосты я встречал и под Кемеровом, но на этом проезжающие изредка внедорожники выбили в лесной почве такую глубокую колею, что я, слившись с автомобилем, ощущал, как пузом скольжу по суглинку.
За мостом начиналась гора ещё более внушительных размеров и тянулась вверх полуразмытая дорога, где - с глубокими колеями, где - с выступами камней. Подниматься по ней мне совсем не хотелось. И тут ко мне вернулось сознание! Если я хотел добраться до Кузедеева, то ни дачного посёлка, ни, тем более, моста я встретить не должен был! Тут же нахлынул страх, а вдруг я застряну посередине моста на обратном пути. Придётся идти в СНТ за машиной, просить помощи. Жена останется одна в лесу, на мосту без перил. Эвакуация тоже может пойти не по плану. В общем, ничего хорошего мне не светило. В шоке я даже забыл сфотографировать дорогу в горку, которая начиналась за мостом. Развернувшись и собравшись с силами я дал по газам и перелетел мост на одном дыхании. Вылез поснимать уже за ним, чтобы хотя бы просто отдышаться.
Как и говорил, на обратной дороге поворота в Кузедеево мы снова не встретили. К семи добрались до Сарбалы и решили-таки туда заехать. В восемь мы уже прощались с Калтаном, выезжая на трассу до Новокузнецка. Предстояла долгая дорога в ночи. Вернулись в Кемерово уже часов в 12, когда начинался рабочий понедельник.
Поездка эта, хоть и была однодневной, всё равно понравилась и запомнилась. План путешествия полностью мы реализовать были не в силах, не выполнили даже программу-минимум. Значит надо продолжить в 2024-м. Нас-таки ждёт Кузедеево, Мундыбаш, возможно и Тельбес. Уже готовы другие маршруты по родной области. Так что, следите за блогом! До новых встреч.
А здесь можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:
#путешествия #Сибирь #Кузбасс #Калтан #Сарбала #Малиновка #Горная Шория #лето 2023