Самое время поговорить об Арктике.
Особенно учитывая погоду, установившуюся на Русской равнине в последние дни.
Главное:
Северный Морской Путь (СМП) проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому). Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет чуть более 14 тыс. км. Для сравнения, тот же путь через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км. Расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль. 1 морская миля = 1,852 км.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Северный_морской_путь
https://triptonkosti.ru/10-foto/severnyj-morskoj-put-rossii-...
История.
https://icebreakers.tass.ru/dolgij-put-na-sever/
1525. Первый проект Северо-Восточного прохода и первая в мире карта Арктики составлены со слов Дмитрия Герасимова во время его посольской миссии в Риме.
1648. Семён Дежнёв открывает пролив, отделяющий Чукотку от Аляски.
1724. Начало Первой Камчатской экспедиции, которая подтвердила наличие пролива между Азией и Америкой.
1878. Шведская экспедиция на шхуне «Вега» впервые проложила путь через Северный Ледовитый океан в Тихий океан.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Экспедиция_Норденшёльда_(1878—...
1893. Вторыми по Северному морскому пути в попытке достичь Северного полюса прошли норвежцы во главе с Фритьофом Нансеном.
1897. Начало строительства первого в мире ледокола арктического класса «Ермак» в Ньюкасле.
1900. Русские исследователи на шхуне «Заря» под руководством Эдуарда Толля в третий раз в истории прошли по СМП.
1932. Создано Главное управление СМП — в его ведение переданы вся инфраструктура и ледокольный флот.
1933. Экспедиция на пароходе "Челюскин",
https://tass.ru/arktika-segodnya/18412601
1935. Первая транспортная операция на Северном морском пути — грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток.
1941. В годы Великой Отечественной войны СМП стал важнейшей трассой советского Севера. Через Мурманск и Архангельск проходило плавание союзных конвоев из США и Англии, а через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси шло снабжение углем, никелем, медью, лесом.
1959. Ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Ленин», построенного на верфи Адмиралтейского завода в Ленинграде.
1977. Атомный ледокол «Арктика» стал первым в истории надводным судном, которое достигло Северного полюса.
1978. Весной этого года атомный ледокол «Сибирь» впервые прошел по линии Мурманск — Дудинка. Так он доказал возможность круглогодичной навигации в Арктике.
1987. Рекорд СССР по транспортировке грузов по СМП — 6,58 млн тонн.
1991. После распада СССР грузоперевозки сократились до 2 млн тонн в год, инфраструктура обслуживания СМП постепенно разрушалась.
2008. Атомный ледокольный флот передали в ведение Росатома. База судов расположена в Мурманске.
2010. Росатомфлот впервые подтвердил возможность прямых поставок углеводородов по СМП в Азиатско-Тихоокеанский регион.
2012. Принят закон о Северном морском пути, который определил границы акватории и разграничил полномочия в этой зоне.
2016. Грузооборот по СМП впервые превысил советские показатели, достигнув 7,26 млн тонн.
Современность.
https://lenta.ru/articles/2023/12/13/zapolyarnym/
1.В 2022 году при целевом показателе в 31 миллион тонн объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути превысил 34 миллиона тонн. За 11 месяцев 2023 года объем перевозок уже достиг показателя в 33,1 миллиона тонн. По соглашениям, которые на сегодняшний день подписаны с основными грузоотправителями, планы на 2030 год — 150 миллионов тонн. В 2035 году этот показатель должен превысить 220 миллионов тонн.
// А это - почти 20% от объема перевозок через Суэцкий канал. Впрочем, транзитное использование СМП, на мой взгляд, не так чтобы выгодно для России.
2. Развитие СМП в первую очередь выгодно российским транспортным и добывающим компаниям. Немаловажно, что круглогодичная навигация также позволит улучшить ситуацию с северным завозом, в рамках которого ежегодно доставляется 3,2 миллиона тонн грузов в 25 регионов России.
3. «Росатом» уже обсуждает переориентацию части добываемой в Арктике нефти с западных маршрутов на Севморпуть, предлагая использовать обычные танкеры с гарантированной безопасностью и ледоколы в летне-осеннюю навигацию. Также «Росатом» предлагает направить на Севморпуть экспорт российской нефти, осуществлявшийся ранее из портов Балтики на Запад.
4. Еще одним направлением увеличения грузопотока через СМП могут стать экспортные перевозки угля, пиломатериалов, зерновой продукции по речным транспортным коридорам (Обь-Иртышский и Енисейский бассейны) через акваторию Севморпути в страны Юго-Восточной Азии. Таким образом, СМП может взять на себя часть грузов Восточного полигона железных дорог.
Ледоколы.
Для роста грузооборота по СМП строятся новые ледоколы и суда ледового класса. Так, к 2035 году маршрут будет обслуживать 18 ледоколов, что обеспечит непрерывность и круглогодичность ледовой проводки. К 2030 году в акватории будут работать семь ледоколов серии 22220, из них уже работают три, еще четыре строятся. Эта новая серия 60-мегаваттных (75 тысяч лошадиных сил!) судов атомного флота в настоящее время является самой большой и мощной в мире. Длина корабля составляет 173,3 метра. Это почти два футбольных поля, минимальная длина которого по правилам не должна быть меньше 90 метров. Ширина судна — 34 метра, а его водоизмещение — 33,5 тысячи тонн. Корабль с экипажем 54 человека имеет двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200. Максимальная скорость судна составляет 22 узла (40,74 километра в час), а срок службы — 40 лет. По проекту, который реализуется с 2012 года, уже построены три атомохода — «Арктика» (головной), а также «Сибирь» и «Урал», которые уже вошли в состав атомного ледокольного флота России. Третий и четвертый серийные универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Якутия» и «Чукотка» строятся, их планируется сдать в 2024 и 2026 годах соответственно. Пятый и шестой серийные ледоколы готовятся к закладке.
https://russiangiant.ru/2023/09/22/22-sentjabrja-2017-goda-s...
Порты.
https://arctic-russia.ru/article/vekhi-bolshogo-puti/
1. Мурманск - незамерзающий порт. В состав мурманского перевалочного узла входят собственно порт Мурманск (до 20 млн.т. грузов в год) и новый порт Лавна (до 18 млн.т. в год). Общий планируемый грузооборот мурманского портового района - 110 млн.т. в год. В декабре порт Лавна подключен к транспортной сети РЖД.
https://rg.ru/2023/12/24/reg-szfo/lavna-zarabotal.html
https://tass.ru/ekonomika/19669439
https://ria.ru/20231215/putin-1916058836.html
2. Порт Сабетта — арктический морской порт на западном берегу Обской губы Карского моря. Находится на восточном берегу полуострова Ямал в районе посёлка Сабетта. Предназначен для транспортировки сжиженного природного газа и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Строительство началось в 2012 году. Первые грузовые суда порт принял в 2013 году.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сабетта_(порт)
https://morvesti.ru/analitika/1688/94393/
3. Архангельск. Порт в значительной степени устаревший, относительно мелководный. Однако потенциал у порта есть. Порт располагает значительными резервами портовых и подъездных железнодорожных мощностей, в отличие от других действующих портовых площадок.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Архангельск_(порт)#%D0%93%D1%8...
// Обычно я не пишу о планах, но из любого правила есть исключения.
В Двинском заливе Белого моря, севернее острова Мудьюг, в пяти километрах от деревни Куя, будет создан глубоководный морской район. Планируется, что ориентировочная мощность нового терминала к 2040 году составит 25 млн тонн в год.
https://pravdasevera.ru/2023/10/02/651a8f684a4d245a1d61a732....
https://29.ru/text/politics/2023/10/02/72766931/
// Уверен - построят. У России достаточно компетенций в области строительства портов. Порт - это не айфон, и не легковой автомобиль среднего класса (делать эти вещи мы не умеем). А вот порт - построим. В него нам автомобили и айфоны и привезут.
Зачем?
Под одним из моих постов был комментарий примерно с таким текстом:
"... А зачем нам ледоколы? Посмотреть красивые картинки? Испытать гордость за то, что мы можем - а другие нет? ..."
Текст привожу по памяти, поэтому в формулировке могут быть неточности. Однако именно этот комментарий вызвал желание написать этот пост.
Дело в том, что некоторые масштабные проекты воспринимаются частью граждан как "проекты ради проектов", потому, что они не улучшают жизнь этих "простых граждан" немедленно. Но давайте попробуем посмотреть чуть дальше.
Что даёт СМП экономике России в целом:
1. Главное - независимость транспортного коридора. СМП - это ПРЯМОЙ выход в мировой океан. Минуя турецкие и датские проливы. И платить за прохождение проливов не надо.
2. Скорость поставок. Когда ледокольный флот достигнет проектного количества судов, а проводка по СМП станет круглогодичной, скорость прохождения грузов увеличится в 1,5 - 2 раза. А время - деньги.
3. Потенциальный транзит. СМП - российский "Суэцкий канал". Рано или поздно события, начавшиеся 24.02.2022 закончатся, санкции будут ослаблены, а экономика ЕС начнёт искать новые варианты развития. И СМП, как кратчайший путь из северной Европы в Азию вполне может оказаться востребованным.
4. ВВП, рабочие места, развитие региона. Тут - всё очевидно. Порты, железные дороги, собственно ледокольный флот, флот судов ледового класса и т.д. и т.п. Любое развитие - это развитие. Рост.
Важный комментарий. Развитие СМП - сложный и проблемный процесс. Я уже вижу комментарии типа "Ну вот теперь заживём!", и заранее улыбаюсь. Проблемы - есть. В том числе, созданные санкциями. Особенно в части производства и перевозки СПГ. Но у каждой проблемы есть решение. Комментарии специалистов по СПГ, иногда появляющиеся под моими постами, вселяют надежду на успех.
Что даёт СМП "простым гражданам":
1. В данный момент - возможность получить хорошую работу с хорошей оплатой на строительстве портов, ледоколов, судов ледового класса, железных дорог и другой инфраструктуры СМП, рабочие места собственно на ледоколах, и т.д. Зарплаты там вполне достойные.
https://rekamore.su/job/inpro-dlya-raboty-na-atomnom-ledokol...
Приключение длиной в Арктику или как я попала в Росатом
https://strana-rosatom.ru/2023/07/24/do-2030-goda-atomflot-p...
2. Чуть позже - сокращение времени доставки товаров из Азии. И (возможно), некоторое удешевление этих товаров, т.к. стоимость доставки зависит от её скорости.
3. Главное - СМП даёт "простому гражданину" уверенность в том, что никто и никогда не сможет заблокировать поставки в Россию тех товаров, которые наша страна не производит. Тех же смартфонов и качественных автомобилей, бытовой электроники и т.д.
Резюме: Северный Морской путь России необходим. С портами, железными дорогами, и, конечно, ледоколами.
С Вами - AlexRadio. На связи!