Найти тему
88,9K подписчиков

Чем дружба с Китаем обернулась российскому бизнесу?

10K прочитали
Не так давно я опубликовал статью о том, что чрезмерный рост товарооборота с Китаем и отсутствие всякой диверсификации, фактически, ставит под угрозу российский бизнес, поскольку все условия торговли

Не так давно я опубликовал статью о том, что чрезмерный рост товарооборота с Китаем и отсутствие всякой диверсификации, фактически, ставит под угрозу российский бизнес, поскольку все условия торговли будет единолично диктовать только Китай:

Ранее также писал, что на эту проблему уже обратил внимание даже такой значимый российский чиновник как Сергей Собянин, заявивший, буквально, что страны Азии, и в первую очередь - Китай, ведут против России экономическую войну:

Обе статьи ожидаемо вызвали череду возмущений в комментариях. Но вот буквально недавно аналогичная статья вышла не у какого-то там блогера, а в федеральном издании "Коммерсант": журналисты опросили некоторых реальных представителей бизнеса, переориентировавших свои торговые связи с Запада на Китай, и те отзываются о таком партнерстве очень нерадужно, буквально повторяя все то же, о чем писал я: Китай жестко диктует свои условия, с которыми невозможно не согласиться. Ставит в зависимость российский бизнес. Фактически, указывает, что делать, что почем покупать и что почем продавать. Ни о каком равноправном партнерстве там и речи не идет, полное доминирование со стороны Китая.

То есть, российский бизнес уже бьет тревогу.

Статья называется "Товароразворот. Чем для России так и не стал Китай". Она большая и написана большим коллективом авторов.

Не так давно я опубликовал статью о том, что чрезмерный рост товарооборота с Китаем и отсутствие всякой диверсификации, фактически, ставит под угрозу российский бизнес, поскольку все условия торговли-2

Кто хочет - может найти эту статью и прочесть целиком, я же приведу некоторые моменты, касающиеся непосредственного взаимодействия российского бизнеса с китайскими компаниями.

"Спустя почти два года интенсивного взаимодействия с Китаем российский бизнес начинает понимать, что у этого направления есть свои ограничения, в некоторых случаях труднопреодолимые", - констатируют авторы в начале статьи.

Потенциал роста российского экспорта в Китай, состоящий только из сырья и, прежде всего - энергетического сырья, в ближайшее время близок к исчерпанию. При этом все эти поставки идут с минимальной, а часто даже нулевой рентабельностью:

Если для экспортеров нефти Urals поставки в Китай просто менее прибыльны, чем в Индию или Турцию, то для производителей стали и алюминия они в этом году зачастую были просто нерентабельными. Схожая ситуация по древесине, где дорогая логистика и низкие цены на китайском рынке уничтожают маржу экспортеров, из-за чего поставки в КНР по итогам года вырастут только на 3%.

Я тоже писал об этом и делал отдельный анализ по газу: в Китайском направлении он экспортируется, как минимум, примерно вдвое дешевле, чем в европейском и турецком. И не только сейчас, но и ранее, когда экспорт в Европу еще осуществлялся в прежних крупных объемах.

"Чтобы дать новый толчок экспорту, необходимы совместные проекты и подписание новых крупных контрактов, однако китайские компании не спешат это делать, предпочитая поддерживать чисто торговую логику взаимоотношений", - утверждают авторы статьи, приводя в качестве примера нежелание китайской стороны подписывать реализацию проекта "Сила Сибири - 2".

Путин зря возил Миллера в Китай: договоренностей по "Силе Сибири - 2" опять не достигнуто
Финансовый гений22 октября 2023

И такое затягивание имеет перед собой единственную цель - максимально снизить цену будущего газа, который будет поставляться по этому трубопроводу. Снизить ее на долгие десятилетия, вынудить Россию поставлять колоссальные объемы с минимальной рентабельностью, а может, даже в убыток. А может - и вообще бесплатно. Китай отлично понимает, что у России сейчас нет альтернатив, в то время как у Китай они есть. Поэтому он медленно и не торопясь диктует свои условия, ожидая, пока Россия будет вынуждена с ними согласиться.

Не так давно я опубликовал статью о том, что чрезмерный рост товарооборота с Китаем и отсутствие всякой диверсификации, фактически, ставит под угрозу российский бизнес, поскольку все условия торговли-3

Вот как коротко и емко прокомментировал ситуацию журналистам источник в правительстве, знакомый с ходом российско-китайских переговоров:

Китайцы хотят все и желательно бесплатно.

Это что касается вопросов экспорта. Ситуация с импортом еще сложнее.

Например, авторы статьи анализируют ситуацию конкретно с импортом китайских автомобилей и пишут, что китайские автопроизводители ставят гораздо более жесткие условия, чем западные, с которыми российские автодилеры сотрудничали ранее:

Требования к качеству комплектующих и особенно к послепродажному обслуживанию автомобилей пока сильно отличаются от того, к чему привыкли российские автоконцерны и дистрибуторы.

Также сказано, что в ряде промышленных секторов экономики китайские товары стали вообще безальтернативными, что позволило китайским партнерам резко взвинтить цены.

Не так давно я опубликовал статью о том, что чрезмерный рост товарооборота с Китаем и отсутствие всякой диверсификации, фактически, ставит под угрозу российский бизнес, поскольку все условия торговли-4

Китайские производители задрали цены на свое оборудование до уровня европейских при том, что по качеству и производительности оно не дотягивает до европейского уровня. Например так произошло с газопоршневыми электростанциями:

Так произошло на рынке газопоршневых электростанций: после ухода западных поставщиков промышленность была вынуждена переходить на китайские бренды, ранее никого не интересовавшие. Китайцы тут же воспользовались ситуацией и повысили цены до уровня европейских марок, хотя по техническим показателям не дотягивают до них.

В ряде других промышленных сфер китайское оборудование просто не способно заменить ранее использующееся европейское. И Россия выступает для китайских производителей некой площадкой для тестирования и обкатки:

РФ надеялась на помощь КНР и в секторе газовых турбин большой мощности, которые крайне необходимы энергетикам. Но практика показала, что у китайцев нет обкатанных машин, которые могли бы заместить западные бренды. Единственная разработка AGT-110 от AECC Gas Turbine, рассматриваемая для ТЭС в Якутии, пока не была в коммерческой эксплуатации.

Также, как утверждают источники СМИ, "китайцы готовы долго разговаривать и выяснять детали, но очень быстро отказываются от сотрудничества из-за малейших рисков". Например, так происходит в сфере поставки оборудования для генерации ветряной энергии - за 2 года переговоров нет особого прогресса:

Сложно идут переговоры о привлечении китайских поставщиков в проекты ветрогенерации — их уже два года ведут «Форвард Энерго» (принадлежит финской Fortum, находится под управлением Росимущества), «Росатом» и «Силовые машины».
Оказалось, что китайцы готовы долго разговаривать и выяснять детали, но очень быстро отказываются от сотрудничества из-за малейших рисков. Китайские компании считаются одними из лидеров в области ВИЭ, но текущие объемы российского рынка в 2 ГВт для них — крошечные.

Некоторые отрасли российского бизнеса уже настолько бьют тревогу, что буквально требуют ограничить или запретить поставки из КНР. Например, так происходит в железнодорожном машиностроении. Вот что рассказал журналистам источник в этой отрасли:

В железнодорожном машиностроении вся система сертификации настроена для защиты российского рынка: нельзя в Китае просто купить единицу подвижного состава и ввезти в РФ.
Такое положение и следует поддерживать, иначе повторится ситуация середины 2010-х годов, когда рынок был наводнен китайскими деталями сомнительного качества, а российские заводы работали в половину мощности. Сейчас есть дефицит вагонов, их стоимость резко выросла. Однако ни в коем случае нельзя поддаться, иначе наши заводы встанут в просящую позицию ради преодоления сиюминутного дефицита. Мы спишем несколько тысяч вагонов с будущего выпуска российских предприятий.

Другой собеседник рассказывает, что Китай не поставляет в Россию необходимые товары, производимые там по западным лицензиям, поскольку соблюдает санкционное законодательство - это запрещают страны, выдавшие лицензию.

Не так давно я опубликовал статью о том, что чрезмерный рост товарооборота с Китаем и отсутствие всякой диверсификации, фактически, ставит под угрозу российский бизнес, поскольку все условия торговли-5

Например, так происходит в сфере "критически необходимых комплектующих для железнодорожного машиностроения".

В конце публикации авторы делают следующий вывод, привожу его полностью:

Китай за прошедшие два года стал для российских экспортеров и импортеров рынком, позволившим им выжить. Однако по мере того, как компании начинают думать о переходе к более стабильному развитию, мало кто из них хочет увеличивать масштаб этих связей. Для большинства экспортеров они наименее маржинальны, а продолжение резкого роста импорта все больше входит в противоречие с позицией отраслевого лобби и российской промышленной политикой. Решением могла бы быть более высокая степень интеграции и создание СП с китайскими компаниями. Но, хотя о правильности такого пути говорят российские чиновники, китайский бизнес на практике пока не стремится по нему идти.

Обо всем этом я уже писал ранее в своих статьях, с которыми многие начинали яростно спорить. Вот вам, пожалуйста, реальные примеры "из жизни", их самых разных сфер.

Я совершенно не против развития экономического сотрудничества с Китаем. Я за то, чтобы такое сотрудничесто развивалось не только с Китаем, и Китай не попадал в положение абсолютного доминирования, позволяющего ему диктовать России любые условия.

И еще. Обязательно найдутся желающие написать что-нибудь вроде: "так что, лучше от Запада зависеть?!". От Запада Россия никогда так не зависела как от Китая. Никогда западные компании так не диктовали свои условия как китайские. Никогда экспорт на Запад не был столь низкорентабельным. Никогда западный импорт не прикрывали под разными предлогами. До того как...

Западные компании с радостью открывали в России свои производства, поставляли технологии, обеспечивали множество рабочих мест, поднимали российскую производительность и экономику. Западные компании обеспечивали повышение технологического, экономического, цивилизационного потенциала России. Это было нормальное равноправное партнерство.

С Китаем ничего подобного нет и близко. Почувствуйте разницу.

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.