Найти в Дзене
13-й пилот

Прочитал "Трусливый ястреб"

Фото с Литрес
Фото с Литрес

Закончил читать книгу «Трусливый ястреб». Верно говорили языковеды в комментариях к предыдущему посту об этой книге, что дословный перевод с английского звучит - «Ястребёнок». В послесловии автора этот вариант и упоминается несколько раз, но победила, видимо, редакция, выбрав другое название. «Ястребёнок» слишком неблагозвучно русскому слуху, а вот «Трусливый ястреб» и звучит красивее и приятнее массовому антиамериканскому настроению нашего народа. Коммерция победила.
Да уж, американцы бережно относятся к своей тушке или, как учил нас долгое время М.Задорнов, к своей заднице. Другой менталитет, отсюда и другая тактика ведения войны.

Трудно представить, чтобы русский военный в увольнении распевал: «Мы дезертиры, мы дезертиры...», а вот в американской военной литературе такая тема встречается. И в этой книге Р.Мэйсона, а особенно — в «Уловка-22». В последней тема дезертирства проходит через всю книгу и, в конце концов, одному из героев удаётся благополучно дезертировать из одной воинской части, ведущей боевые действия с фашистами на территории Италии.
Но пилота-ястребёнка трусливым не назовёшь: отважно отвоевал положенный срок на транспортном вертолёте, забрасывая пехоту в джунгли, а потом из этих же джунглей вывозя раненных и трупы американских солдат. Чаще всего это происходило под обстрелом вьетнамцев, чтобы выжить пилоту приходилось показывать чудеса пилотирования вертолётом, удивляя и пехоту, и коллег своими маневрами. А вот человеком войны этот пилот не был. Сломали его психику жестокости борьбы с вьетконговцами. Не принимал целей войны, не желал в этом участвовать, выжил, но душевным калекой остался на всю жизнь.
По своей летательной сути Мэйсон - не боец, человек был заточен под умопомрачительный пилотаж винтокрылой машины, а не под войну. В пилотажной группе он бы смотрелся естественно, ещё у него были задатки методиста-инструктора и недюжинный писательский дар кратко и понятно описывать деятельность пилота, сочинять инструкции. Психический надлом отразился и на физическом здоровье пилота, пришлось человеку прекратить лётную работу и уйти на гражданку, где ветераны вьетнамской войны были не в почёте.
А мне в этой книге было интересно выуживать элементы тактики кавалерии во Вьетнаме. Это был своего рода эксперимент: массовое использование вертолётов на поле боя. Операция по высадке пехоты в джунгли выглядела впечатляюще количеством участвующих вертолётов.
Сначала шли боевые вертолёты, которые зачищали огнём место высадки пехоты, а при подходе транспортных вертолётов боевые занимали верхний эшелон и патрулировали зону, подавляя новые огневые точки. Транспортные вертолёты везли по 8-10 пехотинцев, перед посадкой экипажные пулемётчики поливали свинцом все подозрительные места рядом с точкой приземления. После высадки, транспортники убирались, сразу прихватив убитых и раненых. Шли за этой внушительной кавалькадой из десятков и сотен лёгких вертолётов и тяжеловозы «Чинук», они сразу подбирали сбитые вертолёты. Экипажи спасались, пересев на освободившийся от пехоты транспортник или «Чинук». Раненных и убитых переправляли сразу в госпиталь по воздуху.
Очень эффективно!
Представляю себе сложности организации такой массовой воздушной операции. Как они не сшибались в воздухе в этой кутерьме, когда с земли неслись огненные рои пуль.
Вьетнамцы тоже не лыком шиты. Сидели под огнём боевых вертолётов, не обнаруживая себя, ожидая главного противника — пехоту. Как только транспортники начинали зависать, открывали огонь.
Мне показалось, что эта тактика массового применения вертолётов с пехотой очень эффективна, но у нас не прижилась в таком виде. А потом и автор объяснил, что вьетнамцы получили от русских зенитки, позже появились ПЗРК. Эти средства вкупе с партизанским характером военных действий во Вьетнаме и джунглями сделали своё дело: опасно стало летать большими стаями вертолётов над джунглями. Нам-то известно, что американцы пытались выжечь-вытравить вьетнамцев вместе с джунглями, но победы это им не принесло. С победами у них вообще туго, но зато мускулы армии постоянно в тонусе.
Эта книжка напомнила мне и про фильм, который не раз просматривал, «Айр Америка». Эта компания упоминается и в книге Р.Мэйсона, мечтали некоторые пилоты подзаработать в ней, работая на подпольных торговцев оружием. Бизнес, бизнес… Не забывают про него американцы и на войне.
Есть ещё забавный фильм про этот вьетнамский период - «Операция «Слон». А вспомнил про него в связи с тем, что ястребёнок надеялся, что за месяц до дембеля его перестанут посылать на боевые задания, только - перевозить по тылам высокопоставленные задницы. Не повезло, пришлось до последнего дня летать в самое пекло. В фильме боец, которому до дембеля осталась неделя, отказывался идти на боевое задание, типа, не положено. Есть у них такие традиции, или хочется, чтобы они были. Но война, а точнее — начальники на войне не всегда считаются с этими традициями.
Не жалею, что потратил время на книгу «Трусливый ястреб», но сомневаюсь, что захочу её прочитать ещё раз. А вертолётчикам рекомендую к прочтению.

Птицы
1138 интересуются