Найти в Дзене

Горный Алтай. Что самостоятельно посмотреть и как добраться. Часть 3. Чике-Таман - Айры-Таш

Оглавление
Чуйский тракт - одна из самых красивых дорог мира
Чуйский тракт - одна из самых красивых дорог мира

Здесь можно посмотреть

1 часть: Горно-алтайский ботанический сад и зубровый питомник

и

2 часть: Семинский перевал и природный парк Уч-Энмек.

И вот мы добираемся, пожалуй, до одного из самых красивых участков Чуйского тракта.

Перевал Чике-Таман. Чике-Таман (южно-алтайский чике «прямой» + южно-алтайский таман «подошва» - буквально «прямая подошва») - горный перевал на 659 км Чуйского тракта. Высота перевала - 1295 м, подъём, спуск - 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.

Всо смотровой площадки перевала
Всо смотровой площадки перевала

По одной из легенд, свое название перевал получил именно из-за крутизны тропы, по которой раньше карабкались купеческие караваны. При подъеме на перевал тот, кто шел позади, мог видеть подошвы обуви человека, шедшего впереди. Вячеслав Яковлевич Шишков - писатель и инженер, автор романа "Угрюм-река" и проекта ныне существующего Чуйского тракта, приводил содержание надписи, процарапанной на одном из придорожных столбов старой дороги впавшим в отчаяние ямщиком: «Ета не Чике-Таман, а Черт-Атаман, сорок восемь грехов».

-3

Все основные участки трассы Чуйского тракта были построены к 1935 году ( основной рабочей силой на строительстве были заключенные отделения Сиблага НКВД), но участок дороги через перевал Чике-Таман на своем современном месте, ввиду чрезвычайной сложности и трудоемкости работ, сделали только 1984 году. На вершине перевала есть несколько смотровых площадок, сувенирный рынок, где также можно приобрести мёд, алтайский чай, мумиё и различные травяные сборы.

А какие здесь чебуреки ! Возьмите и точно не пожалеете !

Подкрепившись, спускаемся с перевала. Горный Алтай красив в любое время года. Но по-особому наряжается в начале мая. Склоны гор за Чике-Таманом окрашиваются в сиренево-лиловые краски.

Цветение маральника (Рододендрон Ледебура)
Цветение маральника (Рододендрон Ледебура)
Цветение маральника
Цветение маральника

По-научному этот кустарник семейства вересковых, именуется «Рододендроном Ледебура», а в простонародье «маральник», и по праву считается символом весны Алтая. Его цветение, как правило, наступает в конце апреля – начале мая, раньше, чем у других растений, застилая горные склоны и подлесок восхитительным сиренево-розовым покрывалом. По традиции праздник в честь маральника открывает летний туристический сезон, а в последнее время отмечается не только местными жителями, но и является событием для многочисленных гостей Горного Алтая. С этим растением связана народная примета окончания зимы: если маральник зацвел, значит, на Алтае точно наступила весна, даже если цветение наступило раньше срока и местами лежит снег.

Проезжаете село Купчегень и скоро увидите указатель "Кордон Кур-Кечу". Сверните с Чуйского тракта и немного прогуляйтесь к очень красивому месту - Ильгуменскому порогу. Здесь же на огромной поляне находится около двух сотен погребальных и поминальных сооружений со стелами и изваяниями различных эпох.

Ильгуменский порог
Ильгуменский порог

Это место никого не оставит равнодушным. Здесь недалеко от места впадения реки Большой Ильгумень в реку Катунь и находится Ильгуменский порог 4 категории сложности. Стремительный и мощный поток с большими воронками и бочками требует от экипажей спортсменов-водников, регулярно приезжающих сюда для тренировок и соревнований, слаженной работы, интенсивного и точного маневрирования.

-7

Когда-то путник, передвигавшийся по Чуйскому тракту в сторону Монголии, должен был форсировать в этом месте Катунь и перебраться на ее правый берег. Так как далее отвесные скалы-бомы обрывались в Катунь и пройти по ним с караваном было очень сложно. До 1934 года этот участок дороги был непроходим. «Много хлопот доставляли паромные переправы через реку Катунь между бомом Кор-Кечу и с. Иня, где часами стояли машины и подводы. Необходимо было строить мосты или пробивать скалы и вести тракт в обход, и это было решено сделать.

Чуйский тракт
Чуйский тракт

Около трех месяцев непрерывно грохотали мощные взрывы… Объем скальных работ, проделанных заключенными вручную, превысил 100 тысяч кубометров, а объем кладки подпорных стенок 24 тысячи кубометров. 23 мая 1934 г. по участку тракта около трех километров, проложенному сквозь скалы, уже могли проходить первые машины», — вспоминает шофер-ветеран тракта Б.А. Ялунин. Теперь мы быстро проезжаем здесь, даже не притормаживая. Но не спешите. Будете в этих местах, остановитесь! Поднимитесь по тропе наверх бома. Насладитесь великолепными видами, найдите остатки старой вьючной тропы и прикоснитесь к истории...

Чуйский тракт
Чуйский тракт

Бом Айры-Таш
Бом Айры-Таш
-11
-12

Едем дальше.

А впереди нас ждет Место Силы Чуй-Оозы !

-13

Сайт: https://www.likealtai.ru/

Фото и видео из наших поездок вы также можете найти на моих страничках в ▼▼▼

Instagram

VK

Telegram

YouTube

Подписывайтесь на каналы ! Ставьте лайки ! Пишите комментарии !

-