Несмотря на успех первого «Робокопа» продюсеры из Orion Pictures оказались в отчаянном положении: на горизонте маячит банкротство, а они остались без сценаристов, с сырым сценарием на руках и без Верховена, а снимать фильм надо. Поэтому от «Корпоративных войн» отказались. Успех первого фильма отпугнул многих потенциальных режиссеров не желающих браться за разработку чужого сиквела. Одно время к сиквелу присматривался Алекс Кокс, который был одним из кандидатов в режиссерское кресло первого фильма. Но после выхода провального сиквела «Изгоняющего дьявола» он окончательно отказался от проекта. Но на тот момент студия все еще хотела снять хороший фильм и не была намерена сдаваться. Тогда один из продюсеров «Робокопа 2» Джон Дэвисон пригласил на пост режиссера своего друга Тима Хантера, который только-только отхватил премию «Независимый дух» за криминальную драму «На берегу реки» с Киану Ривзом. В этом фильме режиссер изображает подростков, которым предстоит найти свой собственный путь без особого родительского надзора.
Эта тема отлично перекликалась с темой разлагающегося Детройта, созданной Ноймайером и Майнером, где взрослые впадают в отчаяние и апатию, пристращаясь к наркотикам, в то время как лишенные родительской любви дети вступают в банды.
Также Джон Дэвисон был большим фанатом графических романов Фрэнка Миллера. А Миллер, в свою очередь, — поклонником фильма Верховена.
После непродолжительный успешных переговоров Миллер, никогда прежде не имевший дела с Голливудом и не знавший особенностей местной кухни, с радостью присоединился к проекту в качестве сценариста. Он не состоял в гильдии сценаристов и не участвовал в забастовках, а потому мог вполне работать над сценарием. Но чтобы лишний раз не конфликтовать с профсоюзом, официально Миллера наняли писать сценарий к условному «Робокопу 3», хотя на самом деле он работал над вторым фильмом. И хоть от «Корпоративных войн» отказались, некоторые идеи перекочевали в сценарий Миллера – например перепрограммированный Робокоп. Только в «Корпоративных войн» – он бездумный палач на побегушках, а в сценарии Миллера он – городской дурачок.
Миллер родился 27 января 1957 года в местечке Онлей (штат Мэриленд), но большую часть детства он провёл в Монпелье (штат Вермонт). С раннего детства у мальчика было два увлечения, которым он посвящал большую часть свободного времени: рисовать и читать детективные романы. Как раз наступил Серебряный век комиксов. Это был период художественного развития и коммерческого успеха комиксов в США. Marvel, DC Comics и некоторые менее крупные издательства стали жертвами цензуры. Хорроры и криминальные истории утратили популярность. И в это время начался новый расцвет супергероики.
«Я никогда не планировал рисовать супергероев. Моим любимым жанром всегда были криминальные истории».
Уже в 1978-м Миллер успел поучаствовать в проектах DC Comics и Marvel. Среди проектов, в которых был занят молодой художник, были в том числе приключения Человека-паука. Приложил руку Миллер и к комиксу «Ром: космический рыцарь».
Но лучше всего получилось с Сорвиголовой. Супергерой-инвалид не пользовался популярностью у читателей. Но талант и упорство Миллера вдохнули новую жизнь в умирающего героя. В новых сериях, которые начали выходить с 1979 года, получили развитие классические черты американских рисованных историй: сражение добра со злом, использование суперспособностей, постоянное балансирование главных персонажей на грани жизни и смерти, колоритные злодеи, необычные и, самое главное, неожиданные повороты сюжета. Стараниями Миллера к 1983-му Сорвиголова стал одним из наиболее популярных супергероев вселенной Marvel.
Пиком карьеры Миллера в DC стала серия комиксов о возвращении Тёмного рыцаря – «The Dark Knight Returns» 1986 года.
И вот в конце 80-х Миллер попал в мир кинематографа. Но первый опыт работы киносценаристом чуть не стал для него последним.
Сценарий Миллера
Миллер не разделял видения Ноймайера и Майнера с их сменой концепции и обманом ожиданий зрителей. Он писал типичный сиквел – «то же самое, только больше». Робокопу предстояло столкнуться с корпоративной машиной ОСР в полную силу. Никаких подковерных интриг, только безграничная жадность, граничащая с безумием. Если в первом фильме бандит Кларенс Боддикер тайно работал на вице-президента ОСР Дика Джонса. Его целью было превратить жизнь обитателей Старого Детройта в ад, чтобы они добровольно переселились в Дельта-Сити. То во втором фильме планировалась ввести «Подразделения реабилитации» - банду обмороков, напрямую выполняющую приказы ОСР. Они были сформированы с одной единственной целью – силой выселять людей, не желающих покидать свои дома. Разумеется, такое поведение привело к столкновению с полицией. И Робокоп, верный директивам, вставал на сторону полицейских и мирных граждан, а не ОСР. Поскольку «Подразделения реабилитации» были всего лишь подрядной организацией, 4-я директива, запрещающая Робокопу арестовывать/убивать сотрудников ОСР, на них не распространялась.
Сюжет стартует с рекламы Дельта Сити на фоне забастовки полиции и беспорядков в старом Детройте. Творится какая-то безумная дичь. Складывается впечатление, что Детройт не просто неблагоприятный город с высоким количеством преступности, а попросту населен исключительно маргиналами разных сортов. Более-менее адекватных людей в нем попросту нет. Зачем отстаивать эту помойку и продолжать в ней жить не совсем понятно. Да и Робокоп представлен как сумасшедший маньяк с жетоном и пистолетом. В попытке освободить похищенную девочку он разносит несколько машин рядовых граждан, инициирует не одно ДТП (возможно с жертвами), а затем таранит машину в которой находится невинное дитя. И каким-то чудом ее спасает.
И тут же сходу выходит на след торговцев детьми. Пристегнув пулемет вместо левой руки, он устраивает локальную бойню.
При этом негодяи вовсю орут «цельтесь в рот». Что весьма забавно, поскольку многие до сих пор уверены, что от Мерфи осталась целая голова. На самом же деле, от него остался лишь мозг. Боб Мортон постарался избавиться от всего, что осталось от Алекса Мерфи. Лишь лицо Мерфи нацепили на железную бадью, имитирующую голову. Как сказал сам Робокоп во втором фильме, который при всех недостатках более каноничный нежели нереализованные сценарии, «лицо – это дань уважения Алексу Мерфи».
Вернувшись в полицейское управление, Робокоп теряет сознание от переутомления. За него тут же берется шалавитая, чересчур сексуальная и амбициозная доктор Лав из ОСР. Она хочет избавиться от Робокопа и протолкнуть свой проект, поскольку Мерфи руководствуется директивами и сохранившимися моральными принципами, что идет вразрез с политикой ОСР.
Как и в первом фильме, она не одинока в своих стремлениях. Над параллельным проектом Робокоп-2 работает и мерзкий на вид доктор Флек. Разумеется, его проекты, как и в фильме, неудачны. Лав также предлагает перестать делать роботов на основе погибших полицейских, а взять объект с более «нейтральными взглядами». Более того, у нее даже есть кандидат. Им оказывается совершенно отбитый наемник по кличке «Конг».
Под руководством Лав, Конг убивает гражданских, ограбивших оружейный магазин, чтобы защитить свои дома во время забастовки полицейских. И даже пытается убить Льюис. Все это с одной целью – заманить Мерфи в ловушку. Мерфи успевает убить нескольких «реабилитантов» и знатно покалечить Конга, прежде, чем его самого разносят из базуки.
Дальше следует ряд сцен присутствующих и в фильме. Разговор с женой Мерфи, только в более абсурдном ключе. Если в фильме Мерфи действует вполне альтруистично – говорит своей жене, что Алекс мертв, подавляя свои чувства и давая бедной женщине возможность худо-бедно жить дальше, то в комиксе он проявляет эмоции. И под давлением адвокатов дает согласие на развод. В чем-то сцена даже более эмоциональная… но никуда не ведет. А дальше Робокопа перепрограммируют в городского дурачка с кучей директив. С тем отличием, что отступление от них причиняет ему физическую боль. И это тоже бестолковый никуда не ведущий троп.
Столкнувшись с РобоКонгом, активированным Лав, он просто игнорирует остальные директивы. В итоге он банальными угрозами заставляет Лав стереть из его головы все директивы. После чего калечит Лав и оставляет умирать в горящем помещении. Крайне нетипичное поведение ни для Робокопа, ни для Алекса Мерфи.
Тем временем «реабилитанты» уже убили сержанта Рида, а теперь осаждают полицейский участок, в котором заперлись копы во главе с Льюис. И, в принципе, тут становится понятно, почему ОСР прекратило финансирование полиции. Оказавшись в критической ситуации копы паникуют, суетятся и творят прочую разнообразную дичь, которая приводит лишь к их гибели. Профессионализм сохраняет лишь Льюис. Да и этого недостаточно. Если бы не Робокоп, то «реабилитанты» прибили бы и ее. При этом он сорвался на помощь аккурат в момент битвы с РобоКонгом. Точнее РобоЛавКонгом. Да, после того, как Робокоп оставил ее умирать, она загрузила свое сознание в свое творение.
Вот только сознание Конга, несмотря на форматирование, не было до конца стерто. В итоге, чем больше повреждений получала РобоЛав, тем сильнее проявлялось сознание Конга. И этот потенциально интересный троп… никуда не ведет. В итоге РобоЛавКонга Льюис уничтожает из базуки, как до этого был уничтожен Робокоп. После чего Робокоп целует Льюис и, заявив, что его работа окончена, уходит прочь с пустым списком директив. По сути он остается единственным полицейским в городе, что защищает простых граждан от ОСР.
Комикс на основе сценария начал выходить в 2003-м году. Стоит учесть, что сам Миллер не участвовал в его создании ни в качестве писателя, ни в качестве художника. Он лишь предоставил свой первоначальный сценарий для адаптации, да рисовал обложки. За сюжетную адаптацию отвечал Стивен Грант, который занимался комикс-адаптацией «Робокопа 3» для компании Dark Horse Comics. Широкому русскоязычному зрителю он известен тем, что на основе его комикса «2 ствола» сняли одноименный фильм с Марком Уолбергом и Дэнзелом Вашингтоном.
Забегая вперед стоит отметить, что комиксы от издательства Dark Horse, единственные из всех комиксов про Робокопа которые выстраивались в целостную вселенную. Они не игнорировали события третьего фильма, а напрямую продолжали его. В 2003-м права на «Робокопа» перекупила Avatar Press. Свою вселенную она начала с того самого «Робокопа Фрэнка Миллера» за авторством все того же Стивена Гранта, который не сделал ничего, чтобы превратить сырой сценарий Миллера во что-то удобоваримое. Да и Миллер ему не был помощником. В итоге комикс получил смешанные отзывы. Противники киносиквела комикс хвалили. Более непредвзятые критики справедливо поставили комиксу «двойку». А отвратная рисовка Хуана Хосе Рипа лишь все портит. В действительности комикс не за что хвалить.
По сути Миллер дал продюсерам то, что они просили: кастрированный туповатый боевик с кучей взрывов и перестрелок лишенный драматической составляющей. Но и его сценарий в итоге лег на полку, пускай он и нравился Питеру Уэллеру. Собственно, подписывался он именно на него. Продюсеры назвали его «неснимаемым». Хотя на деле – банальная жадность. При желании его можно было довести до ума, но в итоге решили «распилить» сценарий Миллера на две части для второго и третьего фильма, соответственно. Это не понравилось Миллеру. Да и фильму это не пошло на пользу. Во втором фильме нет социального подтекста, в третьем - нет сюжета.
Чтобы хоть как-то довести огрызок от сценария Миллера до ума, в помощь был выделен Уэйлон Грин. Тогда студия еще хотела сохранить жестокость первого фильма, считая ее первопричиной успеха. А Грин написал сценарий к достаточно жестокому вестерну «Дикая банда». Грин пытался сделать максимально реалистичный и мрачный фильм, в отличии от Миллера, что тяготел к неуместному гротеску. Хантер тоже склонялся к видению Грина. А вот продюсеры отстаивали миллеровский вариант. Отсутствие внутреннего конфликта и неуместный юмор не понравились Хантеру, и он покинул проект.
Итоговый фильм
Все трещало по швам, и чтобы хоть как-то реабилитироваться студия наняла Ирвина Кершнера. Расчет был прост Кершнер снял один из лучших сиквелов в истории, по совместительству лучший фильм во вселенной «Звездных войн» – «Империя наносит ответный удар».
Кершнеру, как ни странно, тоже понравился подход Миллера. И даже из урезанного сценария можно было сделать конфетку со временем. Но вот времени, как раз-таки, и не было.
По факту Кершнер успел привести в порядок диалоги, попытался закончить оборванные Миллером сюжетные линии и сделать повествование более цельным. Также Кершнер хотел развить тему конфликта человека и машины. В конце первого фильма Робокоп осознал себя человеком. По задумке Кершнера это осознание должно было выйти ему боком. Одолевающие воспоминания и чувства должны были приносить боль не только Робокопу, но и его семье. Для этого Крешнер взял из комикса сцену общения Мерфи с женой под присмотром адвоката, привел ее в порядок, добавил к ней пролог и эпилог. Так, получив пулю в голову от малолетнего преступника Хоба, Мерфи вспоминал новые эпизоды из своей прошлой жизни. После встречи с женой он отказывался признать себя человеком, чтобы лишний раз не причинять близким боль. А после «хоронил» свою человечность стоя у своей же собственной могилы.
После чего он снова стал откликаться исключительно на «Робо», а не «Мерфи», и вести себя соответствующе. Но, открытое противостояние бестолковым директивам, что в него заложила ОСР, и финальная фраза, адресованная Льюис: «Мы всего лишь люди», намекали, что человеческого в нем больше, чем он демонстрирует. Но студия зарубила эту идею на корню, несмотря на то, что соответствующие сцены уже были отсняты. Продюсерам была не нужна драма – им нужен был боевик. Основополагающий конфликт человека и машины из первого фильма превратился в жалкую пародию на самого себя. В итоге Робокоп изначально предстает металлическим болванчиком, отпускающим глупые пафосные фразочки, и остается таким до финальных титров. А вся история с семьей и воспоминанием выглядит никчемным рудиментом. В повествовательном плане – это гигантский скачок назад. Это равносильно тому, что наблюдать за приключениями Джона Коннора только для того, чтобы в начале следующего фильма его убили. Это попросту обесценивает путь героя. Из-за этого и второй фильм смотрится менее выигрышно – у героя нет дуги характера. Мы следим за бездушным механизмом, что выполняет определенные сюжетом задания без страха и сомнения. Один раз он противостоит системе. Сражается с боссом. Титры.
Из-за сжатых сроков сатиры в фильме также поубавилось, хотя в изначальном сценарии Миллера ее было с избытком. В фильме же можно отметить лишь противоугонную систему MagnaVolt прямиком из «Зеленой мили». Да крем от Солнца призванный снизить вероятность заболевания раком, который сам же этот рак и провоцирует при чрезмерном использовании.
Перестрелки стали более пресными. Если в первом фильме в экшен-сценах Робокоп демонстрировал всю свою танкообразную мощь, чуть ли не разрывая противников в клочья. То во втором фильме он уныло идет вперед, поглощая урон и иногда кого-то убивает, отпуская пафосные фразочки.
Вкратце сюжет таков. ОСР старательно продвигает свой проект Дельта-Сити. На пути корпорации стоит всего лишь администрация города Детройт. Чтобы загнать ее в долги и спровоцировать жителей покинуть свои дома, ОСР урезает финансирование полиции. Администрация города тоже не в состоянии покрыть издержки. В результате копы устраивают забастовку и город потихоньку начинает накрывать волна преступности. В связи с этим растет влияние банды Кейна, которая заполонила улицы новым наркотиком «Ньюком». На службе правопорядка остались лишь Робокоп, его напарница Энн Льюс, сержант Рид и горстка рандомных копов (не все из которых честные). Понимая, что в будущем им предстоит решать проблемы с преступностью, ОСР вовсю продвигает проект «Робокоп-2». Причем проект буксует уже на самом старте. Подопытные мертвые полицейские едва осознав себя в теле робота тут же повторно добровольно уходят из жизни, устроив напоследок небольшое жуткое и кровавое шоу.
Штатный психолог ОСР, доктор Джульет Факс, выдвигает теорию, что вся причина в неудачно подобранном исходном материале. Поскольку копы, взятые за основу – сплошь помешанные на своей сексуальности и мускулинности мужики. Она предлагает взять за основу тех, кто не помешан на своем теле и вполне не прочь, обменять свое существование внутри кожаного мешка на вечную жизнь в металлическом теле. Первым делом она бросается просматривать досье преступников, осужденных на смертную казнь.
Первым, кстати, оказывается досье самого режиссера.
Местный аналог мерзотного Флека из первоначального сценария, доктор Шенк, постоянно гундит о недопустимости методов Лав. И, в принципе, несмотря на свою визуальную никчемность он постоянно оказывается прав. На что в фильме, к сожалению, акцент сделать не удосужились. Первым делом он замечает, что смертников попросту невозможно контролировать. Тогда Факс переключается на наркоманов. Эта идея не с потолка взялась. Прежде, чем окучивать мэра, банда Кейна (пока он еще был в состоянии) решила наладить контакты с ОСР. В частности с доктором Джульет Факс. Именно Кейн подкинул ей идею, что наркоманов проще контролировать благодаря их зависимости. Чем по сути и подписал себе приговор. Но и эту сцену тоже безжалостно вырезали.
Как раз в этот момент Кейн разбирает Робокопа на запчасти. Факс пользуется моментом чтобы загрузить в Робокопа кучу бестолковых директив и убрать его с пути. Для этого она собирает совет директоров различных направлений. Каждый из которых выдвигает одну абсурдную идею за другой. И только бедолага Джонсон пытается вразумить всех. Ведь Робокоп создан для убийства, а не для пропаганды. Но кто бы его слушал! В итоге вполне положительные директивы вроде «берегите природу», «поддерживайте здоровый образ жизни», «будьте дружелюбными» из уст Робокопа звучат чужеродно. И этот эпизод стал самым нелюбимым в фильме. Но, по сути самым важным. Миллер, Грин и Кершнер этим эпизодом опередили свое время. Изначально он задумывался как стеб над Orion Pictures (директива №262: Избегать встреч с Орионом), которые не понимали сути и причин успеха первого фильма, что в конечном итоге привело к печальным последствиям. А в более долгосрочной перспективе мы наблюдаем то же самое сейчас. Когда смотрим очередной фильм, в котором ни с того ни с сего начинают продвигать экологическую, расовую, гендерную повесточки. Выглядит это также чужеродно и нелепо, но боссы корпораций решили все за нас. И там нет условного Джонсона, который пристыдит их. А может и есть, только его, как и в фильме «Робокоп 2» никто не слушает.
Устав от бардака в своей голове Робокоп решает обнулиться до заводских настроек и пропускает через свое тело электричество. Придя в себя он аки Аагорн у Черных Врат мотивирует бастующих полицейских на штурм убежища Кейна. Задержание идет не по плану, и Кейн отправляется прямиком на больничную койку, а его подельники сбегают. Факс не придумывает ничего лучше, чем использовать мозг врага Робокопа — Кейна. Шенк пытается донести до Факс, что мозг наркомана не лучшая альтернатива мозгу смертника. Всем очевидно, что ради дозы наркоманы пойдут на все… Но только не Факс.
Тем временем один из подельников Кейна, подросток Хоб, решает легализовать торговлю наркотиками. Для этого он идет на сделку с мэром Детройта. Он дает мэру необходимое количество денег, чтобы погасить долг администрации перед ОСР. Взамен администрация не лезет в дела Хоба. ОСР в лице Старика не может смириться с репутационным ущербом. И вот тут Старик впервые предстает не аморальным дельцом, а натурально злодеем. Он соглашается с предложением Факс использовать РобоКейна, чтобы избавиться и от мэра и от его спонсора разом. С одним условием — не оставлять свидетелей. С чем, естественно, РобоКейн не справляется. Умирающий Хоб сообщает Робокопу, что эту бойню учинил Кейн в металлическом теле. А мэр (ради которого все затевалось) и вовсе сбежал.
Потенциально хорошая сцена смерти Хоба превратилась в банальный рояль в кустах. Умирая подросток спрашивает Робокопа о смерти, что вполне логично, ведь Мерфи уже один раз умерирал. Здесь нам по первоначальной задумке режиссера должны были продемонстрировать скрытую человечность Робокопа, которому жаль умирающего ребенка. Вот только тема с человечностью великолепно слита в унитаз. А сам Хоб показан такой лютой сволочью, которая подсаживает всех и вся на наркоту ради выгоды, а в перерывах не стесняется расстреливать людей из складного пистолета-пулемета, что сочувствие едва ли вызывает. В итоге сцена нужна, чтобы сообщить Робокопу, что Кейн не только жив, но и стал сильнее. Ведь ни на какое расследование (которое предполагалось) хронометража уже не осталось.
В итоге Робокоп заявляется на презентацию ОСР, где РобоКейн завидев капсулу с ньюком начинает вести себя как типичный наркоман — крушит все вокруг ради дозы. После непродолжительной схватки где РобоКейн пускает в ход весь свой арсенал (пулемет, полицейский таран, аппарат для точечной сварки), Робокопу удается использовать наркозависимость Кейна, чтобы вытащить его мозг и уничтожить. И… на этом все. Продюсеры посчитали, что как и в случае с первым фильмом достаточно убить главного злодея и пустить титры после лаконичной фразы главного героя, свидетельствующей о его человечности.
Вообще весь второй фильм строится по зеркальному принципу. Как и в первом фильме Алекс Мерфи (во втором фильме уже в виде Робокопа) состоит на службе в полиции Детройта. Именно Алекс, ведь согласно режиссерской задумке Робокоп осознает себя Мерфи, хоть и скрывает от остальных. И во время одного из вызовов он попадает в ловушку, где его «убивают». Сцена разборки Робокопа на заводе во втором фильме хронологически соответствует сцене сборки из первого. Даже ракурс соответствует — вид от первого лица. После чего на непродолжительное время он превращается в бездушного робота. Лишь для того, чтобы воспрять как Феникс и отомстить своим мучителям.
Также, было решено выкрутить идею Верховена о тождественности ОСР и нацистов на максимум. В конце второго фильма флаги на здании ОСР один-в-один флаги нацистской германии. А охранники в длинных кожаных плащах довершают образ.
И чтобы завершить превращение Старика в злодея, в конце фильма создатели вкладывают в его уста фразу Кейна из начала: «Слова «Сделано в Америке» снова будут что-то значить!» Ведь несмотря на все свои поступки ни Старик, ни Джонсон все еще не кажутся злодеями. Да, ОСР сократила финансирование полиции, вынудив их бастовать. Что в итоге привело к росту преступности. И все это с одной целью — построить утопичный Дельта-Сити. И ради этой цели они готовы даже пойти на убийство мэра. Негодяи! А кто на другой чаше весов? Правительство США в лице мэра Детройта. Правительство, что продало полицейских как актив, ибо не способно элементарно платить им зарплату, чтобы они выполняли одну из основных функций государства — оберегать покой граждан. Что может предложить в качестве альтернативы Дельта-Сити? Трущобы старого Детройта, где царит беззаконие. Более того, чтобы сохранить условную власть над городом мэр охотно идет на сделку с наркобарыгами. И на полном серьезе рассматривает возможность легализации наркотиков. И не банальную травку (что мы наблюдаем в современной Америке), а «ньюк»! Получается правительство планирует усугубить криминогенную обстановку, в то время, как ОСР пытается как-никак бороться с преступностью. Для чего и создает проект «Робокоп-2» - поставить производство роботов-полицейских на поток.
Несмотря на то, что Фрэнк Миллер сокрушался, что от его сценария практически ничего не осталось. На деле же, как мы видим, это не совсем так. С двумя большими сюжетными линиями двухчасовой фильм попросту не справился. Поэтому было решено оставить лишь одну. Все остальное в сценарии (тупиковые сюжетные линии, бессмысленные погони и взрывы) не имело никакого смысла и было нещадно пущено под нож, отчего фильм даже выиграл.
Миллер, Грин и Кершнер вопреки требованиям продюсеров дописывали сценарий на ходу. И если судить по заявлениям режиссера и актеров в промо, посвященном съемкам фильма, а так же вырезанным отснятым сценам и официальному комиксу - им это удалось. По сути у фильма было две глобальные проблемы: порезанная сюжетная линия и малое количество экшен-сцен. В трейлере активно демонстрировались кадры с РобоКейном, который по сути появлялся лишь ближе к концу фильма. Зрителям обещали масштабное противостояние двух роботов, которое на самом деле занимает 10-15 минут хронометража. В результате не удалось привлечь ни взрослых зрителей, ни юных. Как итог - провал. И это при том, что бюджет фильма существенно вырос по сравнению с первой частью.
Производство
За исключением Верховена, Майнера и Ноймайера в работе над сиквелом была задействована старая команда. И это при том, что Боттин, Типпет и Джоффре присоединились к Верховену в работе над фильмом «Вспомнить все». Тем не менее они нашли время поработать над «Робокопом-2». Роб Боттин нашел компромисс, оставив вместо себя свою команду. Рокко Джоффре, по сути, нечего было делать на съемках второго фильма о Робокопе. Поэтому, большую часть времени он провел работая с Верховеном, создавая интерьеры и пейзажи Марса. А вот Типпету нечего было делать на съемках «Вспомнить все», поэтому он сосредоточился на «Робокопе-2». Тем более предстояло разработать и анимировать нового еще более смертоносного робота.
Типпет с командой поработали на славу. Из старых миниатюр «вернулся» лишь ED-209.
Помимо полноразмерной версии РобоКейна, предстояло сделать множество миниатюр как самих роботов, так и Робокопа с разными видами повреждения брони. Тем более, что старые миниатюры Робокопа не годились. Дело в том, что Роб Боттин все же нашел время появиться на съемках, чтобы довести до ума костюм Робокопа. В этот раз он сделал его из стеклопластика чтобы уменьшить вес, что также привело к изменению цвета брони. И переработал систему заклепок для большего удобства Питера Уэллера.
Все актеры, персонажи которых дожили до финала первого фильма, вернулись и во второй. В последний раз.
По какой-то причине изменили техников, которые обслуживают Робокопа. В частности, доктора Тайлер на этом посту сменила Линда Гарсия, сыгранная Патрицией Шарбонно. Ход откровенно странный, учитывая какую роль сыграла доктор Тайлер в мультсериале. Более того, несмотря на роль, что сыграл персонаж в сюжете, Патрицию Шарбонно даже не указали в титрах. Фамилию Гарсия можно рассмотреть на бейджике, а имя и вовсе указано лишь в новеллизации Эда Нахи. Новеллизация создавалась на основе раннего сценария Миллера и Грина, поэтому диалоги и судьбы некоторых персонажей в ней отличаются. Но при этом ее вполне можно рассматривать как часть канона.
Роль антагонистки от ОСР сыграла Белинда Бауэр. Ее персонаж, доктор Джульет Факс, естественно, списан с Маргарет Лав. Только градус сексапильности ей знатно прикрутили. И в отличии от неадекватной Лав, которая ненавидит Робокопа просто так, мотивы Факс вполне понятны - она карьеристка, готовая лечь под Старика или пойти на сделку с наркобароном, лишь бы продвинуться по службе и протолкнуть свой проект. Робокоп ей просто мешает. У нее нет цели его мучать - только устранить.
Банда Кейна получилась более пестрой, нежели банда Боддикера. Но, при этом менее запоминающейся. Более-менее выделяются: сам Кейн, его подружка-наркоманка Энджи, малолетний убийца и протеже Кейна – Хобб.
Энджи сыграла Галин Горг. В первую очередь она известна как танцовщица. И именно в этом амплуа она поялвялась в большинстве фильмов/сериалов или клипов. Актерская карьера у нее не задалась, хотя она и «засветилась» во всех мало-мальски популярных сериалах.
Габриелу Деймону тоже не повезло с карьерой. Он начинал как ребенок-актер. И первые шаги на актерском поприще были весьма уверенными. Он снялся в куче популярных в начале 80-х ситкомов. А в конце десятилетия ему доверили более трагичные роли. Он снялся в «Звездный путь: следующее поколение», «Спасатели Малибу» и озвучил главного героя в мультфильме «Земля до начала времен» - динозаврика Литтлфута. Но, после роли в «Робокоп-2» карьера юного Деймона пошла на спад и в 2006-м году он ушел из индустрии развлечений.
А вот кому удалось сделать карьеру, так это Тому Нунану, сыгравшему Кейна. Актер обладал специфической внешностью и внушительным ростом под два метра. С такими вводными данными ему суждено было играть маньяков и прочих неординарных личностей. Так и случилось. Первой заметной большой ролью в кинематографе стала роль маньяка Френсиса Долархайда в фильме Майкла Манна «Охотник на людей» по роману Томаса Харриса «Красный дракон».
Нунан попал в кино благодаря театру. Играть он начал в конце 70-х. А уже в начале 80-х перебрался в кино. Но и про театр Нунан не забывал. Он активно писал и ставил пьесы. Некоторые даже перенесли на большой экран. Нунан же их и срежиссировал.
О своей работе над вторым «Робокопом» Нунан вспоминал с теплотой. И всячески хвалил работу Ирвина Кершнера в то время, как в газетах расписывали, что на съемочной площадке твориться «ад на земле», а весь актерский состав бастует против режиссера-самодура. Эту историю активно опровергал и Питер Уэллер. Он, как и Нунан, всячески защищал Кершнера. И прекрасно понимал с каким давлением со стороны студии тому приходится сталкиваться. А вот, что Уэллеру не нравилось, так это сценарий. Опять же, всюду упоминается миф, что Уэллеру так понравился сценарий Миллера, что узнав о его переписывании он так расстроился, что отказался участвовать в триквеле и едва не ушел из сиквела. Уэллеру действительно не понравился сценарий. Точнее последняя его часть. Уэллер всячески напирал на то, что в сюжете нет третьего акта - противостояние злодею. Недостаточно просто уничтожить монстра, каким был РобоКейн. Нужно было поставить точку в этой истории, а ее не было. В сценарии Миллера был вполне закономерный конец. Лав и РобоКонг мертвы. А Робокоп отныне открыто противостоит ОСР избавившись ото всех директив. А в фильме Джульет Факс арестовали где-то за кадром, и то лишь потому, что Старик и Джонсон свалили на нее все неудачи, а сами вышли сухими из воды. В итоге Мерфи и Льюис остается только стоять и смотреть, не в силах что-либо сделать. Не самый плохой финал, но чувство недосказанности присутствует.
При этом Питер Уэллер и вправду отказывался сниматься. Да и продюсеры считали, что можно обойтись и без вздорного актера - плевать кто под маской. Вот только Уэллеру некуда было идти - проектов подходящих не было. А продюсерам пришлось возвращать его, поскольку второй костюм Робокопа был подогнан Боттином под Уэллера. Нужно было переделывать костюм под другого актера, что дорого. Либо искать актера схожей комплекции, что долго. В итоге студия и актер примирились.
Вернемся к режиссеру. Он всячески боролся со студией, но битву проиграл. И единственный человек, что не оценил его старания - Нэнси Аллен.
Точнее во время промо-кампании она как и все всячески хвалила режиссера. А вот после смерти режиссера дала интервью в котором выдала следующее:
Я согласилась на роль в «Робокопе 2», потому что режиссером должен был стать Тим Хантер, который снял «На берегу реки». Мне понравился сценарий, который написали Фрэнк Миллер и Уэйлон Грин. Хантер покинул проект, а затем его заменил режиссер «Империи наносит ответный удар» Ирвин Кершнер. Позже я узнала, что он не хотел, чтобы я возвращалась на эту роль. Затем он испортил сценарий, забрав из него сердце и душу.
Звучит все это весьма сомнительно. Никто и нигде не упоминал, что Кершнер хотел избавиться от Аллен. Зато часто упоминается, что Кершнер всячески отстаивал образ Робокопа и его атрибуты. Он договаривался о возвращении Уэллера на роль. Он же не дал заменить оружие Робокопа. Он был против добавления механических ноток в речь Мерфи (их, естественно, добавили на постпродакшене). Он отснял кучу сцен, раскрывающих внутренний конфликт Мерфи, которые беспощадно вырезаны в процессе монтажа. Чего-то не похоже на поведение человека испортившего сценарий. В итоге, Кершнер так намучался на съемках второго «Робокопа», что больше не снял ни одного фильма вплоть до своей смерти в 2010 году.
Фрэнк Миллер тоже оказался недоволен итоговой версией. При этом он проводил уйму времени на съемочной площадке. И все изменения вносились при его непосредственном участии.
Миллер провел столько времени на площадке, что даже получил роль химика Фрэнка. естественно, без указания в титрах.
Но всякий раз в интервью он не забывал рассказывать, что от его сценария мало чего осталось. При этом, судя по комиксу на основе его сценария, не так уж много из него вырезали. А вот, что после вмешательства сюжет стал даже лучше - факт. Так хотя бы Робокоп избвалися от пагубной привычки стрелять на ходу из машины: то по бутылкам в руках алкашей, то по коленям насильникам, то по головам реабилитантам.
«Робокоп 2» как и любой хороший фильм рождался в муках. Но, к сожалению, родился недоношенным. Это определенно плохой фильм с хорошими идеями. И мог бы стать хорошим - у него был потенциал, если бы не жадность и спешка продюсеров. Нельзя на коленке склепать блокбастер. Но почему-то никто об этом не подумал. В целях экономии отказались и от участия Бэзила Поледуриса, хотя на препродакшене вовсю использовались его наработки для первого фильма. И звучали они очень уместно и органично. А вот саундтрек, написанный Леонардом Розенманом этим похвастаться не может. Собственно, ни про композитора, ни про его творчество сказать особо нечего. А ведь саундтрек - это душа фильма. Здесь же - проходняк.
Закономерный итог - провал в прокате и банкротство студии.
Но это уже совсем другая история...
Не забывайте подписываться на канал. Впереди еще много интересного.
Спасибо!