Найти в Дзене
КультPROсвеТ

История Робокопа. Часть 1. «Живой или мертвый, ты пойдешь со мной».

В свете выхода игры «RoboCop: Rogue City» нельзя не вспомнить с чего все началось. А началось все с… «Бегущего по лезвию».

Первоначальная идея о создании Робокопа принадлежит Эдварду Ноймайеру. Есть две версии появления идеи. Одна гласит, что проходя мимо постера «Бегущего по лезвию», Ноймайер поинтересовался у друга, о чем фильм. Другая – Ноймайер сам был занят на съемках фильма Ридли Скотта. Ноймайер действительно в те года трудился на кинопроизводстве помощником режиссера и редактором (корректором) сценариев для Paramount Pictures и Columbia Pictures. А «Бегущего по лезвию» снимали на студии Warner Bros. Если Ноймайер и принимал участие в работе над фильмом, то неофициально. Но, факт остается фактом: именно из идеи охоты человека на роботов родился Робокоп. Ноймайер попросту переиначил концепт «Бегущего по лезвию», допустив следующее: «Что если робот будет охотиться на людей?» На дворе стоял 82-й год, до выхода культового «Терминатора» было еще два года. Так что, на тот момент, идея Ноймайера была вполне свежей и незаезженной.

Эдвард Ноймайер
Эдвард Ноймайер

Изначально Ноймайер не планировал далеко отходить от идей «Бегущего по лезвию». В первых набросках сценария был тот же город будущего, злые корпорации во главе и хладнокровный страж порядка на побегушках. Только главная роль отводилась не человеку, а роботу, которому предстояло осознать природу человечности, ценность жизни и развить в себе человеческие чувства такие, как сострадание. В этой версии Робокоп напоминал персонажа комиксов Marvel – Человек-машина. По сути это робот, который выглядит как человек. Обретя разум, робот не покончил с собой и не превратился в психопата-убийцу (как 50 образцов до него), а развил в себе полноценную личность.

Посмотрев фильм «Психо» Ноймайер решил обратиться к художественному приему, при котором персонаж умирает, но история продолжается. Не последнюю роль в этом сыграл другой комикс Marvel – «Ром: космический рыцарь». Изначально Ром был просто игрушкой. Но, когда права на игрушку перешли к Marvel, те, недолго думая, написали комикс-предысторию. К нескольким выпускам приложил руку Фрэнк Миллер. (Позже нам эта информация пригодиться). Согласно комиксам, Ром – человекоподобный житель планеты Галадор. Когда планете стала угрожать раса враждебных пришельцев, правитель Галадора призвал добровольцев для превращения их в киборгов. После того, как угроза минует «человечность» им обещали вернуть. Так, Ром становится первым добровольцем. У Робокопа, разумеется, такой роскоши, как возвращение «человечности» не было, что делало его весьма трагичным персонажем.

-4

Но, работа над сценарием шла медленно. За пару лет Ноймайер написал лишь 40 страниц набросков – полноценного сценария даже на пилотный эпизод сериала у него не было. Вкупе с тем фактом, что «Бегущий по лезвию» провалился в прокате, никто не спешил браться за проект. С мертвой точки процесс сдвинулся в 84-м году, когда Ноймайер, работая на Universal Pictures, познакомился с оператором и клипмейкером Майклом Майнером.

Майкл Майнер
Майкл Майнер

Ноймайер привлекло видео на тему роботов-шахтеров. Он показал Майнеру свои наброски Робокопа, а тот в ответ поделился своими идеями. Он задумал схожую концепцию, где главный герой был симбиозом Железного Человека и Капитана Америка на службе в полиции. А действие должно происходить не в мегаполисе далекого будущего, а в дистопичном Детройте будущего недалекого. Ноймайер и Майнер решили объединить идеи, оставив лучшее и избавившись от худшего. В итоге остался трагичный герой в загнивающем под гнетом корпораций Детройте. Майнер предложил не отказываться от сверкающего мегаполиса будущего. По задумке им должен был стать Дельта Сити, отстроенный на развалинах старого Детройта.

Оба комикса, вдохновившие творческий дуэт на создание Робокопа, появляются в фильме. Создатели Железного человека оценили этот жест. И в будущем во время съемок «Железного человека» не постеснялись напрямую копировать сцены из «Робокопа».
«Ром: космический рыцарь» лежит на прилавке, а «Железный человек» берет грабитель.
«Ром: космический рыцарь» лежит на прилавке, а «Железный человек» берет грабитель.

Все эти идеи так и остались бы идеями, если бы не вышедший в том же 84-м году фильм со схожей концепцией. Речь идет, конечно же, о «Терминаторе». Если вдруг кто не знает, то в фильме киборг охотится на людей. Прямо, как и задумывал Ноймайер, который, как ни странно, к «Терминатору» никакого отношения не имел. «Терминатор» окупился в пятикратном размере. Могло бы получиться даже лучше, если бы Orion Pictures не пожадничала. Студия не верила в успех и попросту саботировали рекламную компанию. Вот тут-то кто-то вспомнил про сценарий «Робокопа». С «Робокопом» студия решила реабилитироваться. Теперь на руках у студийных боссов был схожий по концепту сценарий, только в этот раз центре повествования был не отрицательный персонаж, а положительный. Проработав свои ошибки, продюсеры не поскупились на рекламную кампанию.

А в трейлер к «Робокопу» вставили музыку из «Терминатора».

Вот только сценарий еще не был готов. Ноймайер и Майнер продолжили прорабатывать мир. Но неудачи «Бегущего по лезвию» и скромный бюджет наложили свой отпечаток. Пришлось отказаться от Дельта Сити, который все еще опирался на образ Лос-Анджелеса будущего – остался только загнивающий Детройт. Детройт был выбран, поскольку он напоминал об индустриальной мощи США, которая в принципе могла породить Робокопа. А его плачевное состояние объяснялось политикой Рональда Рейгана, которой Ноймайер был крайне недоволен.

Рональд Рейган - актер и 40-й президент США
Рональд Рейган - актер и 40-й президент США

Ноймайер был ярым активистом и нередко участвовал в протестах. Его политические взгляды нашли отражение и в сценарии. Не отставал и Майнер – ведь сценарий надо было дорабатывать. Чтобы замаскировать рваное повествование, сценаристы добавили сатирические новостные вставки, ставшие их фирменной фишкой и отличительной особенностью фильмов о Робокопе. В этих вставках Ноймайер и Майнер вовсю поиздевались над режимом Рейгана. Военная программа «Звёздные войны», участие США в Ливанской гражданской войне, вторжение в Гренаду, бомбардировки Ливии – все это нашло отражение в фильме в самой циничной форме, все это так или иначе обстебывается. Так, на одной из космических платформ, созданной в рамках программы «Звездные войны» произошел сбой, и она уничтожила 10 000 акров земли попутно убив двух бывших президентов США. Также реальная забастовка авиадиспетчеров в 81-м году в фильме превратилась в забастовку полицейских в фильме. А продажность СМИ, усиление власти корпораций, возросшее социальное расслоение и переориентирование государственного бюджета на производство вооружения и вовсе стали центральными темами фильма. В реальности ничем не сдерживаемый капитализм эпохи Рейгана едва не привел к тому, что полиция стала организацией на коммерческой основе, ориентированной на получение прибыли. В фильме же «Старик», глава компании ОСР – прямая карикатура на Рейгана, что ставит прибыль выше гражданских прав и свобод, и уж тем более человеческих жизней. И полиция уже перешла под контроль ОСР и целенаправленно недофинансируется, чтобы программы ОСР по производству роботов выглядели более эффективно на их фоне. При этом руководство компании не отрицает, что не важно будут ли роботы эффективными или нет, ведь уже заключены долгосрочные контракты на поставку запчастей и расходников для них и не только. Один из помощников Мортона, Дональд Джонсон, замечает, что питательная паста для Робокопа «на вкус, как детское питание». А уже на сталелитейном заводе на банках с пастой уже изображено лицо ребенка. Видимо, Джонс придумал, как монетизировать побочный продукт, что объясняет, почему во втором именно он стал вице-президентом компании, пускай и после того, как предыдущих поубивали. Да и сам Робокоп выступает лишь рекламой проектов компании.

Но не на одной критике рейгановской политики строился сценарий, хотя без нее «Робокоп» превратился бы в банальный боевик, категории «Б», каким его все и воспринимали. Не менее важную роль в повествовании играют вопросы человечности и смерти. Так, главный герой Алекс Мерфи задается вопросом, сколько в нем осталось от себя прежнего. Поскольку технически, Мерфи застрял между жизнью и смертью, ведь по всем меркам он умер и одновременно вернулся к жизни с помощью механических частей и внедренных программ.

-9

Когда определились со сценарием, пришло время определиться с режиссером. Первым делом постановку предложили Джонатану Каплану. Звезд он с неба не хватал, но отметился продолжительным и стабильным сотрудничеством со студией Orion Pictures. Но, Каплан не задержался на производстве картины и ушел снимать другой фантастический фильм «Проект Х». Фильм стабильно получился неплохим (75% рейтинг на Rotten Tomatoes) и стабильно провалился в прокате.

Джонатан Каплан
Джонатан Каплан

Следующим на очереди был Алекс Кокс, автор культового фантастического фильма «Конфискатор» с Эмилио Эстевесом, и не менее культового фильма «Сид и Нэнси» с Гари Олдмэном в роли скандально известного басиста группы Sex Pistols Сида Вишеса. Алекс Кокс отказался в пользу пост-модернистских вестернов: «Прямо в ад» и «Уокер». Фильмы со временем тоже стали культовыми, но в момент выхода были не поняты большинством зрителей и провалились в прокате.

Алекс Кокс
Алекс Кокс

Не заинтересовался постановкой и Дэвид Кроненберг. После невероятно популярных фильмов «Сканнеры», «Видеодром», «Мертвая зона» и «Муха», любитель боди-хоррора Кроненберг отказался от «Робокопа» в пользу не самого удачного фильма «Связанные насмерть». Неплохой фильм, но на фоне предыдущих его работ попросту теряется.

Дэвид Кроненберг
Дэвид Кроненберг

Из культовых американских кинорежиссеров удалось привлечь лишь Монте Хеллмана. Его фильм «Двухполосное шоссе» выбран для хранения в Национальном реестре фильмов Библиотеки Конгресса США как «являющийся культурно, исторически или эстетически значимым». Он присоединился к производству, но только в качестве второго режиссера.

Монте Хеллман
Монте Хеллман

Свою кандидатуру на пост режиссера предложил соавтор сценария Майкл Майнер. Но студия не рискнула доверить многомилионный проект новичку-клипмейкеру. Тогда Майнер «отправился» снимать другой фантастический фильм «Таинственное оружие», о котором едва ли кто слышал.

Осознав, что привлечь культового американского режиссера к производству не получиться, продюсеры логично решили привлечь европейского культового режиссера. Это и свежий взгляд и дешевле. Выбор пал на только переехавшего в США Пола Верховена. В Нидерландах Верховен зарекомендовал себя, как смелый режиссер, обнажающий пороки современного общества. А вот в Америке он был не так знаменит. Кроме того, его первый англоязычный фильм «Плоть + кровь» даже не вышел в широкий прокат отчего с треском провалился. Что делало Верховена легкой добычей для акул кинобизнеса. Вот только голландский режиссер оказался чересчур строптивым… а еще он плохо знал английский язык и плохо понимал проблемы американского общества. Он попросту не распознал сатиру и решил, что ему подсунули тупой фантастический боевик.

Пол Верховен
Пол Верховен

«Робокоп» стал очередным произведением «спасенным» женщиной из мусорной корзины. Первым таким произведением был роман «Кэрри». Написав несколько страниц романа, Стивен Кинг посчитал его неудачным и выбросил черновик в мусорку, где его обнаружила жена Табита и уговорила дописать книгу. Также и с «Робокопом». Жена Верховена, Мартин, уговорила его дать второй шанс проекту. Все еще не знакомый с американским обществом потребления Верховен заинтересовался двумя сценами. Первая, возвращение Мерфи после смерти в облике Робокопа домой. Вторая, проходка Робокопа по воде в конце фильма. Будучи атеистом, Верховен тут же ухватился за идею представить Мерфи в качестве современного американского Иисуса, который одновременно ходит по воде и творит добро при помощи автоматического пистолета.

-15

Определившись с режиссером, пришло время определиться с актерами. И тут Верховен попер против течения. На роли героев и злодеев он взял актеров, которые ассоциировались с ролями противоположного характера.

Нэнси Аллен и Питер Уэллер
Нэнси Аллен и Питер Уэллер

На роль главы корпорации ОСР по прозвищу «Старик» утвердили ирландского актера — Дэниела О’Херлихи. У нас он едва ли известен массовому зрителю. Но в Великобритании и США известен по ролям бравых и суровых парней, а не офисных клерков.

Создателя Робокопа Боба Мортона сыграл Мигель Феррер. Вполне возможно, что именно Мортон повинен в смерти Мерфи, отправив того на убой, чтобы получить материал для своего проекта.

Мигель Феррер в роли Боба Мортона
Мигель Феррер в роли Боба Мортона

Распознать в «Старике» или Мортоне негодяев проблематично. Во-первых, благодаря грамотной подаче Верховена. Со стороны «Старик» выглядит так, будто он переживает за смерть одного из сотрудников из-за сбоя у прототипа робота ED-209. И только во время разговора с вице-президентом Диком Джонсом он раскрывает истинную причину своего недовольства — срыв контракта на поставку роботов армии. В этот момент подключается Мортон и предлагает свой проект — Робокоп. Все время, пока они обсуждают бизнес-план, позади них остывает тело бывшего сотрудника и друга. Все это идет сразу после впечатляющей сцены расстрела роботом из крупнокалиберных пулеметов бедолаги Кинни. Поэтому, впечатленный зрелищем зритель может и пропустить разговор мимо ушей.

Старик, Дик Джонс и Боб Мортон обсуждают бизнес-проект. На заднем плане остывает засбоивший ЕD-209
Старик, Дик Джонс и Боб Мортон обсуждают бизнес-проект. На заднем плане остывает засбоивший ЕD-209

Во-вторых, О’Херлихи и Феррер отыгрывали не опереточных злодеев, а классных парней.

А в-третьих, на фоне Дика Джонса и Кларенса Боддикера Мортон и «Старик» выглядят невинно.

Ронни Кокс был известен по ролям строгих но добродушных персонажей. Здесь же сыграл гнусную корпоративную сволочь — вице-президента ОСР Дика Джонса. Лучше всего Дика Джонса характеризует эпизод в туалете. Дик Джонс умудряется возвышаться над всеми остальными в туалете, сидя. Верховен снял шикарную в своей абсурдности сцену, где парень в сортире со спущенными штанами на лодыжках изображен как угроза – не то, что Танос с его космотроном. Созданный образ так понравился Верховену, что едва появилась возможность, то он тут же пригласил Кокса повторить его в фильме «Вспомнить все».

Еще более ярким получился образ злодея из низших социальных слоев — Кларенса Боддикера. Раз уж Мерфи задумывался, как Иисус, то противостоять ему должно истинное зло высшего порядка. И у Верховена был подходящий прототип — нацисты. Верховен использовал свои детские воспоминания при создании банды Боддикера. По этой же причине он настоял на том, чтобы Боддикер носил очки. Актер Кертвуд Смит часто играл скромных и тихих интеллектуалов и думал, что очки призваны усилить этот образ, тем самым играя на контрасте между внешностью и сущностью. На деле же, очки были нужны, чтобы усилить сходство Боддикера с рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером. Смит узнал об этом только после съемок и был рад этому факту. Знай он это раньше, то играл бы свою роль иначе, более осторожно.

Смит подошел к роли ответственно — он вовсю импровизировал. Верховену нравилась такая самоотдача, поэтому он всегда шел актеру навстречу. Но, была сцена, которая не давалась Смиту — разговор с секретаршей Дика Джонса. По слухам, несмотря на то, что Смит играл злодея, на деле был вполне приятным парнем и переживал чтобы никого не обидеть. Тогда он попросил Верховена, чтобы тот отдал роль секретарши его жене. Сам же Смит в интервью рассказывал, что на площадке постоянно болталась куча народу, и если Верховену все равно, кто будет играть роль то почему бы не отдать роль Джоан Перкл? Тем более, что именно с ней Смит репетировал роль. Верховен был не против.

Кертвуд Смит и Пол Верховен
Кертвуд Смит и Пол Верховен

Как и Кокс, Смит был настолько убедителен в роли беспринципного негодяя, что только с этим амплуа он стал ассоциироваться на десятилетие вперед.

Роль напарницы главного героя досталась Нэнси Аллен, известной по роли антагонистки в фильме «Кэрри» Брайана Де Пальмы. Но, она была не первой кандидаткой. Изначально утвердили Стефани Цимбалист. Но, ей пришлось вернуться на съемки сериала «Ремингтон Стил». Рассматривались на роль даже Мэрил Стрип и Сюзан Сарандон. Но Верховен отдал предпочтение Нэнси Аллен.

Нэнси Аллен в роли Энн Льюис
Нэнси Аллен в роли Энн Льюис

Теперь пришло время определиться с исполнителем главной роли. Знакомые с творчеством Верховена были уверены, что главную роль сыграет его любимчик — Рутгер Хауэр. Что было бы весьма символично. Актер сыграл робота, на которого охотился главный герой фильма, благодаря которому родилась идея Робокопа - «Бегущий по лезвию».

Рутгер Хауэр в «Бегущем по лезвию»
Рутгер Хауэр в «Бегущем по лезвию»

Только в этот раз ему предстояло стать охотником. Но, не судьба. На съемках фильма «Плоть + кровь» актер и режиссер разругались вхлам. Они не только больше не работали вместе, но даже не общались. Курсировали слухи, что на главную роль планировали зазвать Арнольда Шварценеггера, но отказались, решив, что в костюме он будет смотреться нелепо. Вот только костюм даже близко не был готов, чтобы кого-то в нем представлять. Скорее всего, это был лишь пиар-ход, и никакого Шварценеггера звать никто не планировал. К тому же Арни на тот момент был уже весьма дорогим актером (за роль в «Хищнике», что вышел в один год с «Робокопом», он получил 3,5 млн. долларов), а бюджет «Робокопа» на тот момент был еще не очень большим.

Арнольд Шварценеггер в «Хищнике»
Арнольд Шварценеггер в «Хищнике»

Не довелось сыграть Мерфи и Майклу Айронсайду, который был известен в основном (естественно!) по ролям отрицательных персонажей. Поговаривали, что в отличии от Шварценеггера, Айронсайд был мелковат для костюма.

Майкл Айронсайд в «Вспомнить все»
Майкл Айронсайд в «Вспомнить все»

Тогда на роль взяли Питера Уэллера, который на 4 см. выше Айронсайда.

Питер Уэллер в роли Алекса Мерфи
Питер Уэллер в роли Алекса Мерфи

Есть информация, что Айронсайд попросту не помещался в костюм. И снова упираемся в костюм! Да, что не так с костюмом Робокопа?

Все просто, он не был готов на момент кастинга.

В первую очередь проблема заключалась в сценаристах и режиссере. Перечитав комиксов они попросту хотели невозможного — по их задумке Робокоп должен быть быстрым ловким. Собственно, именно такое техзадание они выдали Робу Боттину. Боттин был мастером практических спецэффектов и специального грима. Боттин в первую очередь известен своей работой над фильмом «Нечто» Джона Карпентера.

Роб Боттин дурачится на съемках «Нечто» Джона Карпентера.
Роб Боттин дурачится на съемках «Нечто» Джона Карпентера.

Когда Боттин получил техзадание, он сразу же смекнул, что из этого ничего не выйдет. Он работал над IV эпизодом «Звездных войн» и не понаслышке знал про неудобства, что доставлял костюм робота С-3РО актеру Энтони Дэниелсу. Боттин использовал весь свой опыт и мастерство, чтобы сделать костюм более удобным. Получалось не многим лучше. Но, Верховен и слушать не хотел. Он подсовывал Боттину работы японского художника Хадзимэ Сораяма. Глядя на изображения гиноидов Сороямы, Боттину пришла в голову мысль обратиться к творчеству Фрица Ланга. Речь идет, конечно же, о «Метрополисе». Но и из этой затеи ничего не вышло.

Гиноид или фембот — разновидность андроида, имеющего женскую внешность.

От гиноидов Сороямы Робокопу достались лишь отверстия под шарниры на плечах и бедрах.

-31

В итоге Верховену пришлось сдаться, поскольку он уже выбился из графика и бюджета. Позднее, Верховен признал свою ошибку. Вот, что сказал Верховен в интервью журналу Esquire:

«Мы с Эдом Ноймайером обратились к дизайнеру Робу Боттину с просьбой сшить костюм для нас, и у нас были нереалистичные ожидания после прочтения слишком большого количества японских комиксов…

...Все мои идеи были абсолютно неправильными, и нам потребовались недели, чтобы принять это. Мы, по сути, саботировали создание костюма. Поэтому, когда мы начали съемки, костюм еще не был готов. Я беру на себя всю ответственность за то, что Боттин опоздал с костюмом».

-32

Очень часто встречается информация, что костюм Робокопа основан на персонаже Космический Шериф Гаван.

Космический Шериф Гаван действительно похож на Робокопа.
Космический Шериф Гаван действительно похож на Робокопа.

Но, ни в одном интервью никто из создателей не упоминал об этом (если кто в курсе откуда пошел этот слух, оставьте, пожалуйста, источник в комментариях). Тем более, что ранняя версия костюма Робокопа и вовсе основывалась на костюме Судьи Дредда.

Чтобы добавить Робокопу индивидуальности, Боттин снова обратился к классике. А именно, к роботу Горту из фильма «День, когда Земля остановилась» 1951 года. От Горта Робокопу достался визор.

Горт
Горт

Вполне возможно, что создатели Гавана вдохновлялись теми же роботами, что и Боттин. Ведь «Звездные войны», «Метрополис» и «День, когда Земля остановилась» весьма популярны на западе. А поскольку в 1960 году США и Япония подписали Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, США получили право иметь на японской территории свои вооружённые силы и базы. Что поспособствовало проникновению американской культуры в японскую.

-36

Боттин не хотел, чтобы Верховен сразу демонстрировал весь свой костюм Робокопа целиком. Он посчитал, что постепенное раскрытие, используя реакцию людей, звуковые и музыкальные эффекты произведет большее впечатление чего-то грандиозного. Плевать, что костюм изображен на постере и показан в трейлере — ни для кого не секрет. Но идея Боттина в купе с режиссерским талантом Верховена отлично сработала в фильме.

Тот же самый прием Верховен провернул и с моментом снятия шлема. Мы знаем, что это именно Мерфи под ним. И все равно, нам сначала показывают его тыльную часть. Затем — символичное кривое отражение в погнутом листе металла. И лишь после всего этого нам показывают лицо Робокопа.

Сделано это еще и в силу технической невозможности показать процесс в одном кадре.

Костюм не позволял приставить дрель к виску. Поэтому на помощь пришел сам режиссер.
Костюм не позволял приставить дрель к виску. Поэтому на помощь пришел сам режиссер.

Дело в том, что из соображений комфорта актер носил мягкий подшлемник, а не еще одну тонну грима.

Собственно, это было единственное удобство. В остальном, костюм представлял собой персонализированное мобильное пыточное устройство.

Перво наперво, костюм оказался крайне тяжелым. Боттин прекрасно знал, какие неудобства доставлял костюм Горта актеру, что его сыграл. Костюм был настолько тяжелый, что актер (который и актером-то не был, он трудился швейцаром в Китайском театре Граумана; взяли его благодаря росту - 235 см) Лок Мартин мог простоять в нем отсилы полчаса. Потом его приходилось снимать. Полностью. Тогда Роб Боттин решил сделать костюм из сегментов, чтобы лишний раз не перенапрягать Питера Уэллера. Да и в полном облачении он попросту не помещался в машину. Поэтому-то мы и не видим, как Робокоп садится или выходит из машины. В сценах с машиной нам показывают либо ногу, торчащую из двери; либо только верхнюю часть костюма внутри машины.

Да, фото со съемок второй части. Но и в первой суть не сильно менялась - без надобности нижнюю часть костюма не надевали.
Да, фото со съемок второй части. Но и в первой суть не сильно менялась - без надобности нижнюю часть костюма не надевали.

Во-вторых, резиновая основа костюма из вспененной резины совсем не пропускала воздух.

Из-за совокупности этих факторов Питер Уэллер стабильно терял в весе ежедневно.

Но это были не все проблемы. Питер Уэллер начал прорабатывать движения Робокопа с профессиональным мимом Мони Якимом, для чего он надевал футбольную защиту. Но, когда Уэллера облачили в готовый костюм (на это, к слову, ушло 11 часов) выяснилось, что он не может двигаться в нем, как он планировал. Актер попытался сымпровизировать, но получилось удручающе. Тогда, Уэллер упросил Верховена дать ему время разучить новые движения, уже в костюме.

Мони Яким и Питер Уэллер перерабатывают движения Робокопа.
Мони Яким и Питер Уэллер перерабатывают движения Робокопа.

Итак, Питера Уэллера утвердили на роль еще до того, как костюм был готов. Так, как остальных могли отсеять по причине того, что они плохо смотрелись в костюме?

До кучи, актер в шлеме практически ничего не видел и не слышал.

Были у костюма и другие ограничения. Естественно, выдвигающуюся из ноги «кобуру» на полноразмерном костюме реализовать было невозможно, поэтому Боттин сделал отдельную механическую ногу. Для управления ею потребовалось аж три оператора.

-43

Схожий процесс применялся и для управления манипулятором, который «играл» руку Робокопа. Несмотря на то, что в кадре она появляется на пару секунд, Боттин подошел к процессу создания крайне ответственно.

В виде отдельных «девайсов» пришлось сделать и перчатки Робокопа. Из одной выдвигался шип-разъем формата ultra-usb. А другую просто использовали отдельно от костюма в сценах.

-45

Мучения Боттина на костюме не закончились. Он отвечал и за другие «яркие» моменты фильма: смерть офицера Мерфи; и превращение одного из бандитов Боддикера, облитого токсичными отходами, в разлагающееся нечто.

Костюм доставил хлопот и реквизиторам. Изначально предполагалось, что Робокоп будет вооружен пистолетом Desert Eagle cal.50. Но в руках Робокопа он казался игрушкой. Попытались искусственно удлинить ствол, но и этот вариант не прижился. Эта версия досталась Боддикеру — из него он прострелил ноги Бобу Мортону.

Пистолет не прошедший "кастинг"
Пистолет не прошедший "кастинг"

Спасать положение довелось автоматическому пистолету Beretta 93R, который изрядно модифицировали. Так и получился самый узнаваемый пистолет в кинофантастике — табельный пистолет Робокопа Auto 9.

-48

Также этот пистолет засветился в пародийном экшене от первого лица Far Cry: Blood Dragon. Там он носит название A.J.M. 9 в честь своего первого владельца — Алекса Джеймса Мерфи (Alex James Murphy).

-49

Но, не одним Робокопом ограничивается «бестиарий» фильма. Еще одним символом франшизы является тяжеловооруженный боевой робот ЕD-209 (Enforcement Droid series 209). За создание и появления ЕD-209 отвечал специалист по стоп-мошен анимации — Фил Типпетт. Как и Роб Боттин, Типпет начал свой творческий путь на съемках IV эпизода «Звездных войн». Тогда его работа ограничилась лишь созданием игры (точнее, якобы, голографических моделей существ) Дежарик, в которую играют Чубакка и С-3РО на борту «Тысячелетнего Сокола». Работа Типпета понравилась Лукасу, и он нанял Типпета на работу в свою компания по производству кинематографических визуальных эффектов Industrial Light & Magic. В 1984 году Типпет получил свой первый «Оскар» за фильм «Возвращение джедая», покинул Industrial Light & Magic и основал Tippett Studio. Хоть и продолжал сотрудничать с Industrial Light & Magic.

Фил Типпетт совместно с коллегой Крейгом Хейсом спроектировали полноразмерную модель ЕD-209 из дерева и стеклопластика, а также две миниатюрные модели. Полноразмерная модель служила ориентиром для актеров в кадре. Миниатюры использовались при создании анимации. Две модели позволяли снимать две сцены одновременно с целью экономии времени.

-51

Сам ЕD-209 задумывался одновременно как грозный противник и источник комичной разрядки. Он вооружен крупнокалиберными спаренными пулеметами и ракетными установками, встроенными в «руки». Одновременно с этим, отсутствие интеллекта и неуклюжесть служат источником юмора, зачастую черного. Это заслуга Хейса. Он создал ЕD-209 с учетом американской эстетики и корпоративной дизайнерской политики, которая, по его мнению, ставила внешний вид превыше функциональности. Именно поэтому ЕD-209 постоянно сбоит.

Фил Типпетт за работой
Фил Типпетт за работой

За образ Детройта недалекого будущего отвечал специалист по мэт-пэйнтингу Рокко Джоффре.

Рокко Джоффре
Рокко Джоффре

Matte-painting — это техника дизайна и рисования, которая помогает создать совершенно новое изображение на основе комбинаций различных фото- и видеоматериалов. По-русски — дорисовка.

Дельта Сити, интерьер и экстерьер здания ОСР — все это работа Рокко Джоффре.

Здание мэрии Далласа превратили в небоскреб ОСР с помощью мэт-пэйнтинга
Здание мэрии Далласа превратили в небоскреб ОСР с помощью мэт-пэйнтинга

Все четверо вложили душу в работу. И, несмотря на все разногласия, Верховен отметил их вклад в создание фильма. Больше всех натерпелся Боттин. Дошло до того, что он попросту отказывался общаться с Верховеном. И тем не менее, Боттин, Типпет и Джоффре приняли участие в работе над следующим фильмом Верховена - «Вспомнить все».

-55

Теперь коротко о сюжете. Действие кинокартины происходит в недалеком будущем в охваченном преступностью Детройте. Полиция давно уже финансируется корпорацией ОСР, которая не очень-то в этом заинтересована. Из-за жадности компании в полиции не хватает сотрудников и снаряжения, что приводит к гибели новичка Алекса Мёрфи. Впоследствии инженеры OСР возрождают его в виде киборга, получившего имя OCP Crime Prevention Unit 001. Полицейские впечатлены «Суперкопом» OCP, но они немного обеспокоены тем, что их собираются заменить. И им следует беспокоиться, поскольку OCP не против их убить, чтобы они могли поработить их трупы и превратить их в киборгов! Современные некроманты.

-56

С легкой подачи Боба Моhnона OCP Crime Prevention Unit 001 после презентации теперь называют Робокопом. Изначально не подозревая о своём прошлом, Робокопу необходимо осознать себя и заново научиться быть человеком. Ему предстоит сражаться не только с преступниками, но и с заложенными в него программами.

Нельзя рассказать про Робокопа и не вспомнить про шикарный саундтрек, ставший визитной карточкой. Стоит сказать: «Робокоп», и в голове тут же заиграет главная музыкальная тема. Музыку к фильму написал замечательный американский композитор греческого происхождения — Бэзил Поледурис. Играть он начал с семи лет. Позднее поступил в Южно-Калифорнийский университет, где познакомился с будущими режиссерами Джоном Милиусом и Рэндалом Клайзером, с которыми впоследствии будет сотрудничать. С Верховеном же Поледурис познакомился во время съемок фильма «Плоть + кровь». Режиссер и композитор идеально понимали друг друга. Музыка в фильме является отражением режиссерской задумки. Как в фильме механическая часть Робокопа конфликтует с человеческой сущностью Мерфи, так и в музыке. Холодные синтезаторные мелодии противопоставлены живому оркестровому исполнению. Чем больше герой осознает себя человеком, тем меньше синтезаторного звучания. В том числе в конце, когда герой называет свое имя, в его голосе уже не слышно никаких механических ноток.

Мерфи.
Мерфи.

Фильм получился шикарным в плане сюжета, посыла, напряжения и атмосферы. Естественно, он полюбился и критикам, и зрителям. За весь прокат отбил свой бюджет по меньшей мере четыре раза, без учета продаж на DVD и VHS. Хоть история и была вполне законченной, сиквел напрашивался сам собой. И в принципе, все без исключения были готовы вернуться к своим обязанностям. Но, не сложилось…

Бонус: вырезанная сцена.
До выхода второй части судьба Энн Льюис была неизвестна. Умерла ли она, или из нее тоже сделали киборга? Ведь фраза Мерфи: "Они тебя починят. Они все чинят...", намекала на не очень приятный конец офицера Льюис. На самом деле сцену отсняли, но не включили в фильм, чтобы не терять в динамике. В наше время ее бы вставили после титров. Исправляем несправедливость.

Продолжение следует...

История Робокопа | КультPROсвеТ | Дзен