Найти в Дзене

Как Иванов и чекисты фальсифицировали фотопленки дятловцев. Перевал Дятлова. - 6

Оглавление

Предыдущая часть:

Фото 1. Манси на оленьей упряжке с собакой.
Фото 1. Манси на оленьей упряжке с собакой.

Что ж, уважаемые читатели, как мы видим, по мере продвижения нашего расследования, "странностей" и "загадок" в этом деле становится все меньше, и, разгадав какую-нибудь одну очередную "загадку", мы получаем ключ к пониманию и объяснению и некоторых других "странностей" и "загадок" в этой истории. И установив тот факт, что фотопленки из "архива Иванова" (которые сейчас хранятся в Фонде Кунцевича) не являются оригиналами (то есть что они не были отсняты самими дятловцами с помощью фотоаппаратов), а были изготовлены и отпечатаны следователем Ивановым (очевидно, в его фотолаборатории при следственном отделе Свердловской прокуратуры), мы теперь понимаем, откуда в этом деле появились и некоторые другие "странности". В частности, мы теперь понимаем, почему эти фотопленки вообще оказались в "личном архиве" Иванова, а также почему Иванов в свое время с такой легкостью отдавал "фотопленки дятловцев" студентам для проявки и печати фотографий.

А теперь попробуем понять, что из себя представляют эти фотопленки из "архива Иванова" (а также другие отдельные фотографии с дятловцами). То есть попробуем понять, к каким махинациям и фальсификациям с фотопленками дятловцев мог прибегать следователь Иванов при изготовлении им этих своих фотопленок.

Удаление отдельных кадров

Технология печати фотопленки с какой-то другой фотопленки (или нескольких других фотопленок) открывает для фальсификатора на самом деле довольно широкие возможности по фальсификации фотопленок. Прежде всего, это позволило Иванову удалить на его фотопленках все кадры, сделанные дятловцами, которые по каким-то причинам не укладывались в "официальную версию" или были для Иванова и чекистов по каким-то причинам неудобны и нежелательны.

Причем для этого Иванову даже не было необходимости "вырезать" или "засвечивать" такие кадры на фотопленках дятловцев - достаточно было такие кадры просто "пропустить" при печати Ивановым своих фотопленок. То есть, грубо говоря, если на какой-то фотопленке дятловцев были кадры №1, №2, №3 и №4, и кадр №3 был Иванову по каким-то причинам неудобен, то он отпечатывал на своей фотопленке только кадры №1, №2, №4. И все. Последовательность кадров при этом сохранялась, никаких признаков удаления кадра №3 на фотопленке Иванова обнаружить было невозможно, но при этом на фотопленке Иванова этот кадр №3 просто бесследно исчезал - как будто бы его и вовсе не было.

И, судя по всему, Иванов "удалил" таким способом достаточно большое количество кадров, сделанных дятловцами. У дятловцев было не менее четырех фотоаппаратов (у Дятлова, Колмогоровой, Кривонищенко и Золотарева - эти фотоаппараты фигурируют в материалах уголовного дела), возможно, даже больше (по мнению некоторых дятловедов, фотоаппараты могли быть также у Слободина и Тибо). Они охотно и много снимались (особенно в первые дни похода), и у них к моменту гибели должно было остаться не менее 5-6 отснятых (полностью или частично) фотопленок.

Иванов изготовил и отпечатал шесть фотопленок, которые хранил в своем архиве. При этом Фотопленку №2 (с турслетом и с площадью перед УПИ), как мы выяснили ранее, дятловцы вряд ли брали с собой в этот поход - вероятно, эту фотопленку чекисты и "следствие" (то есть Иванов) изъяли из комнаты Игоря или Зины в общежитии УПИ (но потом, отпечатав с нее свою фотопленку, Иванов вернул ее сестре Игоря, Руфе) - и поэтому на ней только один "кадр из похода" (с Зиной, сидящей за столом в какой-то комнате), да и тот, скорее всего, конечно, был снят вовсе не в Серове (во время похода), а где-то в другом месте (возможно, в том же общежитии УПИ). Кроме того, на остальных пяти фотопленках из "архива Иванова" есть очень большие "пробелы" - целые серии (из 5-10 кадров) с отсутствующими кадрами или кадрами "испорченными". И, видимо, это связано именно с тем, что Иванов при изготовлении им этих фотопленок очень многие кадры, сделанные дятловцами, "удалил" (не стал отпечатывать).

Кроме того, совершенно точно известно, что Иванов изготовил и отпечатал, как минимум, еще одну фотопленку. Откуда это известно? Оттуда, что именно ее он отдавал студентам для печати фотографий, и уже тогда стали гулять по рукам (и по "личным архивам") несколько фотографий, негативов которых нет ни на одной из шести фотопленок из "архива Иванова". В частности, те самые две известные фотографии, на которых дятловцы делают снежную яму. Об этой фотопленке я подробнее скажу далее (почему Иванов отдавал студентам для печати именно эту фотопленку и почему ее не оказалось в его "личном архиве"), пока же замечу, что - судя по тем фотографиям, которые появлялись в "личных архивах" студентов - эта фотопленка также была далеко не полной, и вряд ли на ней было более 10 кадров.

Что Иванов удалил?

Какие кадры, сделанные дятловцами, Иванов удалил на изготовленных им фотопленках? Иначе говоря, какие кадры для Иванова и чекистов были наиболее неудобными? Очевидно, те, на которых дятловцы запечатлели своих убийц. Я абсолютно уверен в том, что дятловцы - до того, как манси появились у Кедра 1 февраля - на своем пути, двигаясь по Лозьве и Ауспии, уже встречались с мансями.

Уже 27 января, находясь в поселке 41-й квартал, Дубинина, общаясь с местными "ребятами", записывает в своем дневнике некоторые мансийские слова (понимая, что они могут по пути столкнуться с манси-охотниками, которые плохо знают русский язык). Их группа движется по реке Лозьва - священной реке манси, они проходят мимо священной пещеры манси, и движутся они по пути и по лыжне манси, а в дневниках отмечают, что впереди них проехал на оленьей упряжке манси-охотник. В лесу, двигаясь по Ауспии, они повсюду встречают на деревьях "знаки манси", а в какой-то момент натыкаются на могилу мансийского шамана. Они идут там, где даже местные егеря ходить боялись. Они идут по заповедной территории манси, где манси были к ним ближе всех из людей и где они знали каждую тропинку, каждый ручей, каждый камень и каждое деревце. "В середине пути встретили стоянку манси. Да Манси, Манси, Манси. Это слово встречается в нашем разговоре все больше и больше", - читаем мы в записи дневника группы от 30 января, за два дня до гибели группы.

И что же вы думаете? На всем своем пути от Северного-2 до Кедра они ни разу не встретили мансей? Конечно, известные нам "дневники дятловцев" (как и фотопленки) были чекистами сфальсифицированы, но, как и в случае с фотопленками, эта фальсификация проводилась на основе подлинных записей дятловцев. И хотя чекисты, конечно, удалили из этих дневников всякие упоминания дятловцев об их встрече с мансями, даже по тем записям, что остались в дневниках, видно, что манси в этом походе постоянно присутствовали рядом с дятловцами. И дятловцы, конечно же, с ними где-то уже встречались, еще до появления мансей у Кедра.

Фотография с Зиной, угощающей кого-то сахаром

И хотя Иванов при изготовлении им своих фотопленок также удалил все кадры, на которых дятловцы запечатлели мансей, все же сохранилась одна фотография, которая косвенным образом доказывает, что такая встреча дятловцев с мансями была - фотография, на которой Зина кого-то угощает кусочком сахара (см. Фото 2 ниже). Негатива этой фотографии нет ни на одной фотопленке из архива Иванова, но эта фотография дошла до нас из личных архивов кого-то из студентов (то есть Иванов отпечатал ее на этой седьмой своей фотопленке).

На этом фото, помимо Зины, запечатлены также Кривонищенко, Дубинина и Дорошенко, а слева сидит кто-то еще из дятловцев - скорее всего, Золотарев. Дятловцы на этом фото устроили небольшой перекус, и Зина кого-то угощает кусочком сахара. КОГО?

Примечание. Несколько позже, при более внимательном анализе этого и других кадров, я пришел к выводу, что слева от Зина сидит не Золотарев, а Тибо (см. ссылку ниже).

Фото 2. Зина Колмогорова кого-то угощает кусочком сахара.
Фото 2. Зина Колмогорова кого-то угощает кусочком сахара.

Золотарева? Точно нет. Зина в таком случае не приняла бы такой "сюсюкающий" вид и такую позу (тело наклонено вперед, правая рука вытянута вперед, ладонью вверх, левая рука отодвинута немного назад и прижата к телу - людей ТАК не угощают). Зина и вообще была не из тех девушек, которая при общении с парнями (в том числе с Золотаревым) могла бы принять такой сюсюкающе-заискивающий вид (даже если она кого-то из них угощает сахаром).

Такой вид и такую позу Зина (или какая-то другая девушка или женщина) могла принять только в том случае, если она угощает сахаром либо какого-то ребеночка, либо какую-то зверушку, "брата нашего меньшего". Но понятно, что никакие "ребеночки" там оказаться не могли, а значит, Зина угощает какую-то зверушку.

Какую-нибудь птичку или дикую зверушку (какую-нибудь белочку)? Тоже нет: во-первых, дикие зверушки так близко к людям не подходят (слева от Зины, спиной к нам, сидит Золотарев, и тот, кого Зина угощает сахаром, находится совсем рядом с ним), а во-вторых, зверушка, которую угощает Зина, явно все же поумнее какого-нибудь зайчика или белочки.

Кого Зина угощает сахаром?

Кого же, какую зверушку, могла Зина угощать сахаром - вот в такой позе и с таким выражением лица? Может быть, оленя? Олени у мансей (как и вообще всякие северные олени) на самом деле были совсем небольшого роста (см. Фото 3 и Фото 4 ниже), чуть повыше крупной собаки - и морда оленя вполне могла оказаться на уровне вытянутой руки Зины.

Фото 3. Олени мансей. Фото из похода по Северному Уралу 1957 года.
Фото 3. Олени мансей. Фото из похода по Северному Уралу 1957 года.
Фото 4. Манси на оленьей упряжке. Фото из похода по Северному Уралу 1957 года.
Фото 4. Манси на оленьей упряжке. Фото из похода по Северному Уралу 1957 года.

Так что вполне можно допустить, что во время этого перекуса к дятловцам подъехал какой-то манси на оленьей упряжке, и Зина угощает сахаром оленя (см. Фото 5 ниже).

Фото 5. Мой небольшой коллаж: Зина угощает сахаром оленя.
Фото 5. Мой небольшой коллаж: Зина угощает сахаром оленя.

Однако, во-первых, эти олени наверняка были бы запряжены в упряжку, а во-вторых, слева от Зины - прямо на пути оленя к сахару - сидит Золотарев, и если бы этот олень двинулся к Зине за сахаром, он мог бы по пути затоптать Золотарева. Вряд ли Зина, подманивая оленя сахаром, задумала такую глупость, поэтому и этот вариант исключается.

Остается единственный вариант: Зина угощает собаку (см. Фото 6 ниже). И вот собака вполне могла, обежав Золотарева, подбежать к Зине за кусочком сахара. И поэтому Зина, все же немного опасаясь незнакомой собаки, держит одну руку вытянутой, а вторую держит, отодвинув назад и прижав к ноге. Видимо, в этот момент собака обнюхивают сидящего Золотарева и, учуяв запах еды, что-то у него выпрашивает, и Зина, увидев это, решила угостить эту собаку кусочком сахара.

Фото 6. Манси-охотник с собакой и Зина, угощающая сахаром собаку.
Фото 6. Манси-охотник с собакой и Зина, угощающая сахаром собаку.

Манси на охоту почти всегда ходили с собаками. У них были очень хорошие охотничьи собаки, даже во время поисковых работ манси были со своими собаками. И, видимо, во время перекуса дятловцев на них и вышла группа мансей-охотников со своими собаками. И Зина решила - в целях "налаживания хороших отношений" с этими мансями - угостить их собаку кусочком сахара.

Продолжение: