Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Трудоёмкость: Призраки и признаки

Древний иорданский город Петра, столица Набатейской империи знаменитая высеченными в монолитной скале комплексами, – описанный ранее Эль-Хазне лишь один из многих, – помимо прочих эстетических впечатлений предоставляет и возможность увидеть призрака. Это «призрак сложности», подлежащий изгнанию специально подобранными экзорцизмами.

Кажется, что создание подобных сооружений требовало огромного труда. И этот фантом порождает вопросы, кто строил комплексы, зачем и какими средствами. Но это – неправильные вопросы. В их основе лежит ложное утверждение.

И, собственно, экзорцизм: сложность и трудоёмкость – категории сравнительные и субъективные. Что касается субъективности, то современному человеку любая работа, выполняемая без помощи машин, представляется немыслимо сложной. А в тяжёлых случаях и невозможной. Хотя… В советских шахтах и на ударных стройках минимальная механизация в виде отбойных молотков стала появляться только в 30-х годах прошлого века.

-2

Важнее, однако, сравнение. Если что-то кажется «сложным», нужно попытаться представить, как то же могло бы быть сделано проще, – исходя из доступных делающему средств.

Например, альтернативной тому, чтобы найти природный вертикальный обрыв и убрать лишний камень, в случае Эль-Хазне было бы строительство на ровной поверхности стены. Высотой 40 метров, между прочим. Для обеспечения её устойчивости потребовались бы расчёты, а строительство пришлось бы начинать с фундамента. И камня ушло бы во много раз больше, чем было извлечено из обрыва и камер при создании мавзолея. Причём, этот камень понадобилось бы где-то добыть, доставить, обтесать и поднять на солидную высоту. После чего ещё и надёжно скрепить блоки.

-3

...Да и стена понадобилась бы не одна, а четыре. Плюс, купол… Это вообще жуть, – несравненно сложнее, чем все стены вместе взятые. То есть, создание Эль-Хазне именно по такой технологии, как это было сделано, – камень не поднимается, а падает, – требовало примерно в 20 раз меньших трудозатрат, чем постройка здания с аналогичным фасадом из кирпича или камня. И речь о римском времени, когда такими сооружениями никого было не удивить.

Единственное техническое преимущество «строительства снизу» заключается в том, что скульптуры фасада ваятели могли бы высекать не на месте, поднимаясь по лесам, а на земле. Но это уже к вопросу художественной обработки камня. Практической же причиной, по которой дешёвые пещерные комплексы не получали распространения было их неудобство и редкость подходящих скал вблизи крупных человеческих поселений.