Как правило, те, которые ему не удалось скрыть от окружающих…
Но это так сказать, внешний постулат, который не говорит ни о реальной тяжести грехов, ни о их субъективной «противности».
Но что же думают святые отцы по этому поводу?
А они утверждают, что…
«…особо противны человеку, особенно постыдны грехи второго десятка лет его жизни».
Вы согласны? Собственно, здесь каждый может противопоставить собственное мнение.
И что окажется? А окажется, что если человек не совершал каких-то реальных тяжких нравственных преступлений в последующие периоды своей жизни, то это действительно так.
Тогда стоит задаться вопросом, почему?
Ответ лежит на поверхности. Просто потому, что это самые первые грехи.
Как самая первая любовь никогда не забывается, так же дело обстоит и с грехами.
До этого периода – периода отрочества и юности – человеческая душа была чистая и незапятнанная сознательно совершенными грехами.
Грехи, конечно, были. Но это грехи были по неведению, по неразумию, по непослушанию…
А теперь пришли самые грязные грехи – совершенные сознательно, с полным знание их грязной богопротивности.
Особенно это касается сексуальных грехов.
На примере их человек впервые убеждается в жуткой силе эгоизма, в непреодолимой тяге к телесным наслаждениям, ради которых он готов переступить через все нравственные запреты.
И прекрасно понимая всю тяжесть сознательно преступления нравственных заповедей, человек все-таки идет на это…
И такое отношение ложится тяжелым грязным пятном на душу, оставляя в ней непреодолимые следы этой грязи, даже если она была впоследствии исповедана и смыта сознательным покаянием.
Но речь идет не только о сексуальных грехах – от онанизма до однополых извращений и зоофилии.
Человек впервые начинает сознательно разлагать свою душу и всеми другими излишествами и извращениями.
Вспомните детство, когда любое желание после своего удовлетворения, тут же исчезало и забывалось.
Теперь не то. Теперь даже еда становится непреодолимой страстью.
Теперь невозможно удержать даже адскую тягу души ко все новым впечатлениям и развлечениям.
А ведь святые отцы в один голос утверждают:
«Излишество в пище вредно для здоровья, это общеизвестно. Излишние впечатления и развлечения вредны для души».
И при этом взрослеющий человек чувствует, как по словам святых отцов…
«Внутренний мир человека отражается и на его внешнем облике».
И это действительно так. Человек даже внешне становится подобно животным. И не может не чувствовать это.
Всегдашняя настороженность и непокой, бегающие глазки и чувство постоянной опасности…
А поскольку все это происходит с ним впервые – отсюда вся эта острота переживаемых падений.
Падений, которые неизгладимыми следами ложатся на душу, оставляя на ней непреодолимые шрамы и борозды.
И при этом верующий человек все равно стремится к любви Божией.
Стремится всею душею и… И не получает…
Точнее, ему кажется, что не получает. Любовь все равно ведет его, но никогда не проявляется явно.
Да и не может проявиться. Где? Душа слишком измарана и загажена. Она воняет так, как воняет впервые извергнутое г…но в новом свежепостроенном сортире.
И такое состояние – источник новых мучений и переживаний.
Где Бог? Почему Он покинул?..
Такой человек еще не понимает, что, опять же по словам святых…
«Любовь приходит лишь под конец долгой подвижнической христианской жизни».
Имеется в виду явная и переживаемая в душе любовь.
Ибо она уже может явно поселиться в вычищенной долгими усилиями душе. Поселиться, не боясь ей повредить и создать новые искусы – тщеславия и самомнения.
Но до этого, как говорится, - «долгая дорога в дюнах»…