Найти тему
Другой путь

Деэлектрифицирована, но жива. Одна из последних в РФ и последняя в Вологодской области. Белоручейская УЖД

Вытегорский район, что на севере Вологодчины. Раннее морозное утро, почти пустой ПАЗик тащит меня из райцентра на юго-восток. За бортом - 30, внутри, кажется не сильно выше нуля, во всяком случае принесённый на обуви снег не спешит таять.

Конечная. Всё вокруг покрыто толстым слоем инея. Из труб валит густой берёзовый дым. Пустынно - люди сидят по домам и вряд ли куда-то пойдут сегодня. Разве только солнце не поднимет тонкую красную линию за окном. Но пока что тишина.

-2

Автобус разворачивается и уезжает в райцентр.

-3

Ну а я куда-то иду.

-4

Понятно куда.

От пристани Белый ручей Волго-Балтийского канала в 1921 году вглубь северной тайги для вывоза леса начала строиться железная дорога колеи 750 мм.

-5

Посёлок лесозаготовителей получил "временное" название Депо, так как здесь появилось главное депо железной дороги. Но как известно, в России нет ничего более постоянного, чем временное. Название утвердилось в качестве официального, хотя иногда местные всё же именуют населённый пункт Белоручей.

-6

Вообще, узкоколейки - это особый культурный пласт России. Когда-то их число исчислялось буквально сотнями, даже тысячами, они воспринимались совершенно естественно, и никого было не удивить узенькой колеёй уходящий в густые леса, высокие горы и бескрайние степи.

-7

Но начиная с 90-х и даже чуть раньше, началась деградация данного вида транспорта. Подобные пути сообщения признаются неперспективными и начинают повсеместно уничтожаться.

Ближе к нулевым погром достиг невиданных масштабов, число работающих УЖД сократилось в десятки и сотни раз. И с каждым годом продолжает убывать до сих пор.

-8

По состоянию на 2024 год закрыто около 99,8% всех когда-либо существовавших в стране УЖД. Сколько же их конкретно осталось сейчас в строю? Никто точно не скажет.

-9

Зависит от того, что считать полноценной УЖД. На мой взгляд, из этого списка стоит исключить детские и парковые железные дороги, внутризаводские перевозки между цехами, где длина путей смехотворна. Также те узкоколейки, где рельсы ещё лежат, но нет никакого движения, за исключением съёмных дрезин-пионерок аборигенов.

Съёмные дрезины.
Съёмные дрезины.

И потому делаем вывод, что на всю Россию сейчас осталось буквально десятка два работающих УЖД. А Белоручейская не только одна из последних, но и одна из самых активных.

Вот и станция Депо, заставленная лесовозными сцепами.

-11

Заколоченный вокзал.

-12

Всякий хлам на боковых путях, отставленные от работы вагоны (когда-то здесь было и пассажирское сообщение).

Так выглядит почти любая главная станция среднестатистической узкоколейки.

-13

В нулевые БУЖД также предрекали скорую гибель, её активно разбирали, выселяли нанизанные на колею посёлки, перестали ремонтировать, но Белоручейка не только пережила множество своих, считавшихся более перспективными, собратьев по региону. Но и в связи с ликвидацией иных, со своими жалкими 65 километрами, теперь входит в тройку самых больших по протяжённости путей в России!

По БУЖД продолжают вывозить лес из глухоманей на севере Вологодской области, который доставляют на склад в белоручейском порту, а после перегружают на баржи.

-14

Куда меня вызвалась проводить собака. На улице настолько холодно, что даже животное покрылось инеем!

-15

Зимой навигации на канале нет - лес скапливается до освобождения воды, что-то забирают автотранспортом.

-16

Оцените масштабы - на берегу целые горы леса, хотя видали и больше.

-17

БУЖД - крайне архаична. Безопасность движения (по крайне мере на момент посещения автором) до сих пор регулируется по проводной связи! На разъездах стоят телефонные аппараты, приводящиеся в действие ручной динамомашиной (!). На каждом раздельном пункте локомотивная бригада обязана связаться с Депо и сообщить дежурному диспетчеру обстановку, что вот "Мы там-то. Успешно доехали до разъезда №7".

-18

Диспетчер ведёт вручную график и говорит кому где стоять, кого пропускать. Каждый поезд - отдельным цветом. Довелось немного пообщаться.

Типа такого.
Типа такого.

Работа ведётся круглосуточно, но из-за ветхого состояния путей пропустить удаётся всего 2 пары поездов в сутки, средняя скорость не превышает 10 км\ч, и даже при таковой случаются сходы.

Заправочная станция в Депо.
Заправочная станция в Депо.

Удивляет тот факт, что в советское время узкоколейка была электрифицирована, что совсем нехарактерно для подобного вида транспорта. Электровозы могли ездить на скорости до 38 километров в час.

-21

Однако, опыт был признан неудачным, спустя десятилетия контактная сеть снята, электровозы порезаны, ни один из них не сохранился. В начале 90-х закуплены новые тепловозы, так что техника здесь достаточно свежая.

Современная конфигурация БУЖД - одна бесхитростная линия с несколькими разъездами, в конце - небольшой посёлок Янишево с перевалочной станцией, куда свозят лес со всей округи. Все боковые ветки разобраны, деревни по пути выселены.

Дороге уже больше 100 лет, но держат её сейчас отнюдь не из-за альтруистических соображений, по подсчётам собственника ЗАО «Белый Ручей», УЖД рентабельна, пока по ней вывозят больше 150 тысяч кубометров древесины в год, когда цифры снизятся до критических значений - Белоручейку разберут окончательно.

Фото из сети. Поезда я так и не дождался.
Фото из сети. Поезда я так и не дождался.

Тратить целый день на поездку в никуда было неразумно. Выхожу на заснеженную трассу у переезда, где бывает случаются ДТП, и мгновенно ловлю попутку в Белозерск, значит всё правильно делаю.

-24

Смотрите про также про путешествие по Лойгинской УЖД:

Читать данный цикл сначала:

Продолжение скоро.