Вытегорский район, что на севере Вологодчины. Раннее морозное утро, почти пустой ПАЗик тащит меня из райцентра на юго-восток. За бортом - 30, внутри, кажется не сильно выше нуля, во всяком случае принесённый на обуви снег не спешит таять.
Конечная. Всё вокруг покрыто толстым слоем инея. Из труб валит густой берёзовый дым. Пустынно - люди сидят по домам и вряд ли куда-то пойдут сегодня. Разве только солнце не поднимет тонкую красную линию за окном. Но пока что тишина.
Автобус разворачивается и уезжает в райцентр.
Ну а я куда-то иду.
Понятно куда.
От пристани Белый ручей Волго-Балтийского канала в 1921 году вглубь северной тайги для вывоза леса начала строиться железная дорога колеи 750 мм.
Посёлок лесозаготовителей получил "временное" название Депо, так как здесь появилось главное депо железной дороги. Но как известно, в России нет ничего более постоянного, чем временное. Название утвердилось в качестве официального, хотя иногда местные всё же именуют населённый пункт Белоручей.
Вообще, узкоколейки - это особый культурный пласт России. Когда-то их число исчислялось буквально сотнями, даже тысячами, они воспринимались совершенно естественно, и никого было не удивить узенькой колеёй уходящий в густые леса, высокие горы и бескрайние степи.
Но начиная с 90-х и даже чуть раньше, началась деградация данного вида транспорта. Подобные пути сообщения признаются неперспективными и начинают повсеместно уничтожаться.
Ближе к нулевым погром достиг невиданных масштабов, число работающих УЖД сократилось в десятки и сотни раз. И с каждым годом продолжает убывать до сих пор.
По состоянию на 2024 год закрыто около 99,8% всех когда-либо существовавших в стране УЖД. Сколько же их конкретно осталось сейчас в строю? Никто точно не скажет.
Зависит от того, что считать полноценной УЖД. На мой взгляд, из этого списка стоит исключить детские и парковые железные дороги, внутризаводские перевозки между цехами, где длина путей смехотворна. Также те узкоколейки, где рельсы ещё лежат, но нет никакого движения, за исключением съёмных дрезин-пионерок аборигенов.
И потому делаем вывод, что на всю Россию сейчас осталось буквально десятка два работающих УЖД. А Белоручейская не только одна из последних, но и одна из самых активных.
Вот и станция Депо, заставленная лесовозными сцепами.
Заколоченный вокзал.
Всякий хлам на боковых путях, отставленные от работы вагоны (когда-то здесь было и пассажирское сообщение).
Так выглядит почти любая главная станция среднестатистической узкоколейки.
В нулевые БУЖД также предрекали скорую гибель, её активно разбирали, выселяли нанизанные на колею посёлки, перестали ремонтировать, но Белоручейка не только пережила множество своих, считавшихся более перспективными, собратьев по региону. Но и в связи с ликвидацией иных, со своими жалкими 65 километрами, теперь входит в тройку самых больших по протяжённости путей в России!
По БУЖД продолжают вывозить лес из глухоманей на севере Вологодской области, который доставляют на склад в белоручейском порту, а после перегружают на баржи.
Куда меня вызвалась проводить собака. На улице настолько холодно, что даже животное покрылось инеем!
Зимой навигации на канале нет - лес скапливается до освобождения воды, что-то забирают автотранспортом.
Оцените масштабы - на берегу целые горы леса, хотя видали и больше.
БУЖД - крайне архаична. Безопасность движения (по крайне мере на момент посещения автором) до сих пор регулируется по проводной связи! На разъездах стоят телефонные аппараты, приводящиеся в действие ручной динамомашиной (!). На каждом раздельном пункте локомотивная бригада обязана связаться с Депо и сообщить дежурному диспетчеру обстановку, что вот "Мы там-то. Успешно доехали до разъезда №7".
Диспетчер ведёт вручную график и говорит кому где стоять, кого пропускать. Каждый поезд - отдельным цветом. Довелось немного пообщаться.
Работа ведётся круглосуточно, но из-за ветхого состояния путей пропустить удаётся всего 2 пары поездов в сутки, средняя скорость не превышает 10 км\ч, и даже при таковой случаются сходы.
Удивляет тот факт, что в советское время узкоколейка была электрифицирована, что совсем нехарактерно для подобного вида транспорта. Электровозы могли ездить на скорости до 38 километров в час.
Однако, опыт был признан неудачным, спустя десятилетия контактная сеть снята, электровозы порезаны, ни один из них не сохранился. В начале 90-х закуплены новые тепловозы, так что техника здесь достаточно свежая.
Современная конфигурация БУЖД - одна бесхитростная линия с несколькими разъездами, в конце - небольшой посёлок Янишево с перевалочной станцией, куда свозят лес со всей округи. Все боковые ветки разобраны, деревни по пути выселены.
Дороге уже больше 100 лет, но держат её сейчас отнюдь не из-за альтруистических соображений, по подсчётам собственника ЗАО «Белый Ручей», УЖД рентабельна, пока по ней вывозят больше 150 тысяч кубометров древесины в год, когда цифры снизятся до критических значений - Белоручейку разберут окончательно.
Тратить целый день на поездку в никуда было неразумно. Выхожу на заснеженную трассу у переезда, где бывает случаются ДТП, и мгновенно ловлю попутку в Белозерск, значит всё правильно делаю.
Смотрите про также про путешествие по Лойгинской УЖД:
Читать данный цикл сначала:
Продолжение скоро.