Найти тему

Лучшие книги 2023 года

Как всегда, в конце календарного года подводят итоги литературных достижений. Вручают премии. Я отслеживаю, признаться, только две – «Большую книгу» и «Ясную поляну». К сожалению, ни разу не угадала победителя (в какой-то год вообще успела до подведения итогов прочитать все книги, кроме автора-победителя), зачастую оказываюсь недовольна выбором, но я – самый обычный читатель, поэтому и суждения мои субъективны.

Итак, победителем 18 сезона Национальной литературной премии «Большая книга» стал роман Евгения Водолазкина «Чагин».

К творчеству Водолазкина у меня неоднозначное отношение: не могу сказать, сюжет какой книги мне нравится, зато очень люблю богатый, красивый, образный язык писателя. Когда прочитала его первую книгу, подумала, что роман написан именно тем самым «великим и могучим», которым хочется наслаждаться.

В «Чагине» все точно так же: сюжет развивается ни шатко ни валко, стиль же прекрасен.

Главный герой, чье имя вынесено в название, необычен: он отличается феноменальной памятью – мнемонист. После его смерти остались дневники, разбирать которые и взялся сотрудник архива – его можно назвать вторым галвным героем. Так перед нами проходят судьбы двух людей разных эпох, разных менталитетов.

Как обычно у Водолазкина, один слой повествования наслаивается на другой, и бытовой роман переходит в роман взросления, потом – в шпионский, все это приправлено любовными перипетиями. А если вспомнить, что одного героя – Чагина – зовут Исидор, а другого – Павел, то невольно во всем заподозришь и православный след. А если пытаться найти аллюзии, то станет еще интереснее и еще более многоуровне: вспомнится и Родион Раскольников, и Мастер.

В общем, наверное, я понимаю, почему именно этот роман получил первую премию. Только вот каждый раз думаю, что хотелось бы назвать Большой книгой ту, которая соответствовала бы полностью понятию «большой».

Второе место - Юрий Буйда «Дар речи»

Тот случай, к сожалению, когда ничего не могу сказать о романе. С творчеством Ю. Буйда отношения не сложились совсем: мне не нравится стиль повествования, не воспринимаю страницы, связанные с «плотским проявлением любви», поэтому даже не планировала читать «Дар речи».

Третье место - Алексей Сальников «Оккульттрегер»

Роман прочитала совсем недавно, поэтому хорошо помню и содержание его, и впечатление, которое он произвел.

Пожалуй, идея мне понравилась. А реализация – нет. Не впечатлили ни сюжет, ни герои, ни стиль автора. Даже не могу сказать, почему произведение оказалось столь высоко оценено. Правдивое изображение действительности? Этим похвастается каждая книга-номинант. Необычный жанровый подход (роман не то мистический, не то реалистический)?

Мне показалось, что это городское фэнтези: среди обычных людей существуют некие оккульттрегеры. Простым и доступным языком это проекции ангелов и демонов, «посыпавшихся на землю» в результате какого-то происшествия. Каждое такое существо на земле живет за счет собственного гомункула, которое поддерживает в нем силы. Живут они в прямом смысле слова СРЕДИ нас, то есть могут оказаться соседями, приятельницей, которая «выгуливает» своего ребенка на той же детской площадке, продавщица в магазине. Вроде как у них те же проблемы, что и у нас с вами, поэтому при чтении мы погружаемся в пучину провинциального городка. Наверное, провинция неспроста выбрана местом действия: по духу регион обычно ближе читателю, чем столица. И все, чему мы становимся свидетелями, можно охарактеризовать емкой фразой из романа:

«Ни один черт не сделает с человеком того, что человек сам с собой может сотворить».

Премию «Ясная Поляна» в номинации «Современная литература» выиграл роман Саши Николаенко «Муравьиный бог: реквием».

Одна из самых мрачных книг не только этого года, но и в целом.

Мальчик Петруша живет с бабушкой и дедушкой, родители погибли. Повествование охватывает одно лето, которое семья проводит на даче. Лето. Дача. Красивая природа. Мальчик познает окружающее, как бы знакомится с миром. И… Бабушка, которая обвиняет внука в смерти его родителей, деда поминает «покойником», хотя тот вполне себе жив, с соседями вовсе не добра. И хороший мальчонка превращается в «муравьиного бога», который одним движением сжигает муравейник, просто потому, что он МОЖЕТ это сделать.

Мне понравился стиль – не сюжет. Ритмичная проза, напоминающая белый стих. И этот ритм запоминается лучше всего остального.

Поскольку «Ясная Поляна» ассоциируется с творчеством Толстого, то, пожалуй, понятно, почему первые премии получают книги, подобные этой: они поднимают проблемы современности, с одной стороны, с другой – отличаются жанровой новизной. Иначе сложно бывает объяснить выбор жюри. В списке номинантов, например, был роман Михаила Турбина «Выше ноги от земли». Он тоже поднимает важные проблемы, тоже касается религиозных вопросов, и в нем продемонстрирована страшная действительность, однако общее впечатление после чтения – светлое, остается надежда на изменения, на лучшее, как бы шаблонно это ни звучало. А «Муравьиный бог», напротив, погружает еще в большую пучину безнадежности.

Именно это мне и не нравится в современной литературе.

«Ясная Поляна» присуждается и лучшим книгам зарубежной литературы. У «Зимнего солдата» Д. Мейсона (роман о трагедии первой мировой войны), «Кокона» Чжан Юэжань (интересного тем, что это образец китайской литературы) выиграл роман Венко Андоновского «Пуп света», изданный 2023 году, поэтому нет ни аудиоформата, ни электронной версии. Жаль. Все-таки, как мне кажется, номинированные произведения должны быть в свободном доступе, ведь сейчас многие предпочитают электронные книги.