Саудовская автоспортивная компания обратилась к директору маршрута ралли Дакар Дэвиду Кастере, который рассказал о том, что входит в организацию марафонского ралли-рейда…
Что является ключом к поиску идеального раллийного маршрута для гонок на выносливость, таких как ралли Дакар?
«Очевидно, нам нужны все составляющие ралли-рейда. Это означает, что нам нужна возможность создать трассу с дюнами, песком, камнями, быстрыми и медленными участками и навигацией. Итак, я нахожу все эти ингредиенты в пустынях, огромных пустынях. И это правда, что на сегодня Саудовская Аравия предлагает множество возможностей соединить все эти факторы воедино, что не всегда так в других странах. Пустыня – неотъемлемая часть ралли и главный ингредиент ралли-рейда».
Насколько сложно найти компромисс между рельефом местности, навигацией и безопасностью?
«Это правда, это непросто, потому что, если мы усложним задачу, мы можем допустить ошибки и поставить под угрозу безопасность мероприятия. Что касается навигации, то это не должна быть лотерея: навигация должна быть достаточно сложной, чтобы выявить человеческие качества водителя или штурмана, но не настолько сложной, чтобы выигрыш стал вопросом удачи. Поэтому мы всегда должны находить этот баланс и постоянно работать с землей. Это реальная задача, требующая много времени и правильных вопросов. С опытом мы можем найти этот баланс, но это всегда немного сложно».
Насколько сложно учитывать разные категории при поиске маршрутов для разных этапов?
«Это правда, что сегодня у нас есть мотоциклы, грузовики, автомобили и то, что мы называем маленькими багги SSV. Итак, все эти категории должны перемещаться по одной и той же местности. Я бы даже добавил еще одну категорию: любители и профессионалы. Нам повезло, что у нас есть вид спорта, в котором мы все еще можем смешивать эти две категории спортсменов. И все должно подходить обоим. Итак, есть этапы, которые для одних будут очень сложными, для других легкими и т. д. Но мы всегда ищем баланс между сложностью и категорией. Нам также необходимо рассмотреть грузовики; они не могут ходить повсюду. Мы постоянно помним обо всех этих категориях и должны гарантировать, что каждый получит свою справедливую долю территории, которую он ищет. Это постоянный поиск баланса».
Саудовская Аравия предлагает множество различных ландшафтов и климатических зон. Какое влияние это оказывает на выбор маршрута?
«Мы должны работать со всеми ингредиентами, которые предоставляет Саудовская Аравия. Некоторые вещи можно использовать, а другие нет. Нам сложно ездить в горы с митингами или в лес, например. Например, мы не можем посадить вертолеты в определенных районах или добраться до раненых. Итак, нам нужно работать с тем, что есть. Пустой квартал является для нас вызовом, потому что мы не можем глубоко в него зайти, поскольку доступа нет. Мы сразу теряем возможности завоза топлива, припасов, посадок самолетов и так далее. Итак, нам придется адаптироваться. Несмотря на то, что мы находимся в пустыне, нам все равно нужен доступ. Нам нужна определенная дорожная сеть, чтобы обеспечить безопасность и логистику мероприятия. Итак, это важно. Но Саудовская Аравия предложила нам обширные пустыни, которые действительно подходят нашему спорту и ралли-рейдам в целом. Мы переживаем то же, что и раньше в Африке. Обширные пустыни, маленькая цивилизация, бесконечные дюны. Мы находим все эти элементы здесь, в Саудовской Аравии, и они очень важны. Эти элементы существенно влияют на маршруты и их проблемы».
Считаете ли вы, что ваш опыт участия в ралли Дакар полезен для поиска маршрута и работы в качестве гоночного директора?
«Я думаю, что обе позиции трудно сравнивать, и я бы сказал, что дело не в том, чтобы отдать предпочтение одной другой. В любом случае жизнь водителя или штурмана гораздо проще жизни организатора. Роль режиссера гораздо сложнее. Это несет в себе большее давление и ответственность».
Сегодня я не только участвовал в соревнованиях, но и участвовал в соревнованиях по мотоциклам, я организовывал небольшие мероприятия. Сначала как частное лицо во Франции, затем в Европе. Потом я работал на Дакаре спортивным директором. После этого я купил мероприятие Ралли Марокко, которое организовывал два года подряд на личной основе. И только с этого момента я почувствовал себя готовым сказать да должности директора Дакара.
Я имею в виду, что это действительно требует владения многими предметами. Это не то, что можно импровизировать. Однако то, что вы были водителем, не означает, что вы можете быть хорошим режиссером Дакара. Я думаю, что для некоторых это тоже плюс, но для других это тоже не работает. Но в любом случае, я думаю, это остается существенным преимуществом».
Как появление новых технологий, в том числе водородных и электромобилей, повлияет на ралли Дакар?
«Дакар должен использовать новые технологии. Это связано с тем, что происходит в мире, и с проблемами климата. Дакар должен стать частью революции мобильности и внести свой вклад в нее. Нам повезло, что у нас очень требовательный вид спорта. Если мы сможем добиться успеха в этом виде спорта, мы сможем применить его и ко многим другим. Итак, дело не в влиянии автомобильных технологий на Дакар; дело скорее в желании Дакара представить эти автомобили и новые технологии на ралли и на трассах. Почему? Потому что Дакар должен учитывать сегодняшние глобальные проблемы, прислушиваться к ним и, самое главное, служить лабораторией. Сегодня это также великая сила автоспорта. Он всегда был движущей силой, ускорителем развития технологий, включая безопасность, производительность и многое другое. Дакар начал трансформацию энергетики и продвигал новые технологии, чтобы они стали частью ралли. У нас есть внедрение водородных и электрических технологий, но оно не всегда продвигается так быстро, как нам хотелось бы, из-за логистических проблем. Сегодня мы используем их для демонстраций наряду с нашими мероприятиями, чтобы работать над будущим ралли и развивать его, чтобы однажды мы могли совершить полный переход. Сейчас мы находимся на стадии экспериментов, но усердно работаем над этой темой».
Что вас поддерживает и что вам больше всего нравится в ралли Дакар?
«Прежде всего, я просто увлечен автоспортом. До того, как попал в ралли-рейды, я ездил на мотоциклах. Я заинтересовался ралли Дакар в очень юном возрасте и был очарован этими бескрайними просторами, пустынями и идеей пересекать их на мотоциклах и автомобилях, сталкиваясь с риском. Мне также нужен этот прилив адреналина. Я не могу представить себе жизнь без этого и культивирую это разными способами на разных уровнях. Но находиться в пустыне и разбивать лагеря, как я делал это много раз в Саудовской Аравии, для меня это необыкновенные моменты.
Однако сами 15 дней ралли не приносят мне такого удовольствия. Они наименее приятны из-за давления и множества дел, которыми нужно управлять; это не самая приятная часть. Но такие вещи, как разведывательные миссии, например, путешествие по стране в спокойном темпе небольшими группами, — это то, что меня мотивирует, это то, что мне нравится. В тот момент страсть, которую я испытываю, вызывает у меня желание потом поделиться своими впечатлениями с гонщиками. Очевидно, по-другому, потому что они соревнуются на время, а мы следим за гоночными событиями и не замечаем их. Однако речь идет о передаче того, что я испытал, атмосферы, людей, которых я встретил, и я хочу этим поделиться. Когда люди счастливы, я счастлив. Но для меня удовольствие лежит еще до самого мероприятия».
Сколько времени уходит на подготовку к организации ралли Дакар?
«Ралли Дакар требует одного года подготовки. У нас задействовано несколько команд. В офисе ASO в Париже есть команды, которые в основном работают над спортивными аспектами и техническими характеристиками. А еще есть все связанные с нами саудовские команды, которые больше сосредоточены на логистике. Вместе мы работаем больше года над подготовкой к этому митингу. Итак, нам нужно совершить примерно четыре-пять инспекционных поездок продолжительностью около двух недель каждая, чтобы прибыть на более-менее полный Дакар. Кроме того, проводятся проверки дорожной книги. В итоге мы совершаем пять или шесть полных пробегов Дакара за год, чтобы подготовиться к нему».
Итак, мы, по сути, проводим четыре ралли Дакар на наших машинах, чтобы подготовиться к одному. Но чтобы вы имели представление: мы проезжаем много километров. Некоторые маршруты утверждаются, другие нет. Некоторые маршруты запрещены, поэтому нам нужно вернуться. Предстоит большая работа по обеспечению того, чтобы все было проверено и хорошо организовано всеми учреждениями, чтобы мы могли начать ралли».
Ралли Дакар 2024 года станет пятым ралли Дакар в Саудовской Аравии. Какие изменения вы заметили за последние пять лет?
«Действительно, ралли развилось потому, что, в первую очередь, мы научились понимать страну, познали пустыню, научились читать и работать с соответствующей местностью. Изначально мы почти не касались Пустого квартала. Сегодня мы полностью погружены в это. Мы исследуем дюны еще больше. Итак, мы открываем новые территории, новые треки. И мы соответствующим образом адаптируем Дакар.
Со временем это становится все сложнее, потому что мы учимся лучше измерять уровень сложности трасс. Сложность песка, каменистые тропы и погода создают множество проблем, заставляя нас быть осторожными, поскольку может пойти сильный дождь. Мы пережили сильный дождь, и нам пришлось соответственно изменить этапы. Это постоянная эволюция, но она также имеет значительное влияние. Ночи стали намного короче, поэтому участники ездят по ночам чаще, чем когда мы были в Южной Америке. Сейчас намного холоднее, что изменило привычки, и конкуренты сталкиваются с другими проблемами. В Южной Америке было лето и слишком жарко. Здесь довольно холодно. Таким образом, это привело ко многим изменениям и сделало гонку более жесткой».
Что отличает Дакар в Саудовской Аравии от предыдущих хозяев?
«Я считаю, что все ралли Дакар особенные. Каждый Дакар имеет свою уникальность. Но, как я упоминал ранее, погода оказывает существенное влияние на ралли Дакар в Саудовской Аравии, делая его более сложным. Множество пустынь, очень разных и обширных пустынь. Пейзажи тоже. Это правда, что это Ралли развивается со временем. Тем не менее, это остается Дакаром со всеми его составляющими: пустыня, трудности, временами одиночество, погода, ночь, холод, жара, дюны. Все существует. Навигация в Саудовской Аравии стала более сложной, и это одна из основных характеристик, делающих ее особенной».
Он проходит по относительно быстрым трассам, часто менее опасным, чем те, которые мы видели в других местах. Тем не менее, ралли Дакар должно оставаться особенным событием, и мы всегда работаем над тем, чтобы оно оставалось особенным. Вот почему мы изобретаем себя заново и создаем новые концепции. В этом году состоится 48 часов хроно, двухдневный специальный выпуск в пустыне, в Пустом квартале, который будет просто невероятным. Мы постоянно стараемся привнести что-то новое. Важно поддерживать это влечение и продолжать изобретать себя заново. Пустыня помогает нам в этом, но нам также нужно проявлять творческий подход и предлагать что-то новое, чтобы всегда оставаться привлекательными и сделать это ралли величайшим ралли в мире. Нам это удается в том числе благодаря Саудовской Аравии!».