Найти тему

Советские игрушки, которые стоят сотни тысяч

Почему ностальгия по СССР сейчас в тренде? Потому что для многих это детство. То самое время, когда мороженое было вкуснее, газировка в автомате стоила 3 копейки, и гулять можно было до сердитого маминого окрика из окна. А еще родители были молодыми, а бабушка с дедушкой живы. День рождение и Новый год проходили в ожидании чуда. И этим чудом были машинки, куклы, мишки - тоненькая нить, связывающая нас с самым счастливым жизненным периодом.

Модель автомобиля “Волга ГФЗ-24, модель А14. ЦПК-60-85 им. Гагарина” 1:43 (редкая модель),. Саратовский завод “Тантал”, СССР, 1980-1985 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Модель автомобиля “Волга ГФЗ-24, модель А14. ЦПК-60-85 им. Гагарина” 1:43 (редкая модель),. Саратовский завод “Тантал”, СССР, 1980-1985 гг. Из коллекции галереи “Однажды”

В наших прошлых статьях мы рассказывали о девчачьих любимицах - куклах. Мы затронули нюансы коллекционирования, цены, виды и т.д.

В этот раз мы поговорим о дорогих советских игрушках, которые из-за своей редкости стоят десятки и сотни тысяч рублей.

История

В дореволюционной России было налажено собственное “игрушечное” производство. Например, знаменитая резиновая фабрика “Треугольник” была открыта в 1860 г.. На страницах фабричного каталога можно увидеть своеобразных очаровательных пупсов “Мальчика” и “Девочку”. Не менее интересны и резиновые типы горожан “Купчиха”, “Извозчик”, “Городовой” и проч.

За сказку отвечали “Волшебные фонари” - прообраз более поздних диапроекторов. Их не только использовали для развлечения, но и для просвещения во время публичных чтений.

"Волшебные фонари", вторая половина XIX века.
"Волшебные фонари", вторая половина XIX века.

С появлением нового транспортного средства начинается производство любимых игрушек мальчишек всего мира - уменьшенных моделей автомобилей.

Собственно, выпускалось всё: от деревянных лошадок до виртуозно сделанных кукольных домиков.

В первые послереволюционные годы было не до игрушек. Гражданская война и военный коммунизм не предполагали массовое производство таких товаров. Дело сдвинулось с мертвой точки в начале 1920-х гг. с появлением артелей, производивших тряпичных, деревянных и картонных игрушек. Кстати, эти изделия часто были высокого качества. Благодаря этому продукция мастеров молодой Советской России завоевывала призовые места на международных выставках. Более того, некоторые наиболее успешные образцы изготавливались на экспорт.

Куклы, артель “Все для ребенка”, СССР, 1920-1930-ые гг.
Куклы, артель “Все для ребенка”, СССР, 1920-1930-ые гг.

В 1930-ые гг. с технологическим прорывом появились пресс-опилочные изделия, производство которых было поставлено на поток. С этого момента можно говорить о новом витке развития промышленности.

Как и раньше функция игрушек - развлекать и просвещать, но к этому появилось серьезное дополнение. В 1934 г. был составлен идеологически выдержанный список изделий, разрешенных к производству. Дети видели классово правильных персонажей: рабочих, крестьян, пионеров, красноармейцев. Играли в настольные игры, развивающие командный дух. мечтали получить в подарок уменьшенные копии военной техники и транспортных средств.

Куклы "Рабочий с молотком" и "Рабфаковка", артель “Всекохудожник”, СССР, 1934 г.
Куклы "Рабочий с молотком" и "Рабфаковка", артель “Всекохудожник”, СССР, 1934 г.

Кукла “Пионер”, артель “Все для ребенка”, СССР, 1932 г.
Кукла “Пионер”, артель “Все для ребенка”, СССР, 1932 г.

В годы Великой Отечественной войны производство большинства игрушек было поставлено на паузу. Но уже в 1950-х гг. страна, начавшая стремительное восстановление принялась за массовое производство товаров для развлечения детей. Артели или прекратили свое существование или превратились в заводы, как это стало с фабрикой “8 марта”.

Автомобиль-цистерна "Молоко", 1950-60-е, Москва, "Серп и Молот" (3), "1-й Механический завод" (4), "Ленинград" (5).
Автомобиль-цистерна "Молоко", 1950-60-е, Москва, "Серп и Молот" (3), "1-й Механический завод" (4), "Ленинград" (5).

Игрушек становится больше. Куклы, машинки, конструкторы становятся доступны каждому ребенку страны Советов. Однако со временем, начиная с 1960-гг., ассортимент сократился, качество упало, и повсеместно начала царствовать массовая штамповка.

Кукла “Космонавт”, резина, завод “Красный треугольник”, СССР, 1960-1980 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Кукла “Космонавт”, резина, завод “Красный треугольник”, СССР, 1960-1980 гг. Из коллекции галереи “Однажды”

В 1980-х гг. дефицит стал совершенно очевиден. В середине десятилетия ассортимент игрушек на полках магазинов скудел с геометрической прогрессией. Да, выпускались дешевые модели автомобилей, куклы, мягкие игрушки. Эти однотипные изделия были доступны населению. Но предметы вроде педальной машины или железной дороги оставались для многих детей несбыточной мечтой.

Рекордсмены по цене среди советских игрушек

Мечта советских мальчишек и девчонок - педальные машины. Сейчас цена на них колеблется от 5000 руб. до 100000 руб. Но это не предел. Один из экземпляров “Москвича-2141”, выпущенного в 1980-х гг., был продан за 350000 руб. Модель не запустили в массовое производство, и считается, что таких “Москвичей” осталось несколько штук.

Педальные машины, СССР.
Педальные машины, СССР.

Можно заработать приличную сумму на продаже игрушечной модели «Москвича-412», которую начали выпускать в 1971 году. Цена за коллекционный автомобиль варьируется от 20000 руб. до 200000 руб.

Цельнолитая модель автомобиля “Москвич-412”, СССР, 1970-ые гг.
Цельнолитая модель автомобиля “Москвич-412”, СССР, 1970-ые гг.

Также из дорогостоящих детских игрушек стоит выделить винтажную железную дорогу, выпущенную в 1969 г. Полная комплектация в отличном состоянии стоит 100 000 руб.

Пластмассовый бронепоезд-”дутыш”, изделие завода “Огонек” был продан за 85000 р.

Игрушечный бронепоезд
Игрушечный бронепоезд

О самых дорогих куклах СССР мы уже говорили в предыдущей статье. Однако наша читательница в комментарии к “Советским и зарубежным куклам…” сообщила, что рекорд был побит в этом году. Пресс-опилочная Оля авторства Л. Разумовского ушла на аукционе за 662000 руб.

Кукла из прессованных опилок
Кукла из прессованных опилок

Что влияет на цену игрушек

  • год производства;
  • тираж (чем меньше тираж, тем выше цена);
  • сохранность (утраченные или отломанные детали, сколы, трещины, состояние механики, комплектность, отсутствие или наличие ржавчины, пятна);
  • наличие клейма;
  • вид игрушки (мягкие игрушки обычно дешевле механических);
  • материал (пресс-опилочные куклы, например, ценятся дороже, так как из-за недолговечности материала их меньше сохранилось): металл, целлулоид, прессованные опилки дороже, чем пластмасса и резина;
  • паричковые волосы на кукле (не прошитые) повышают ее цену;
  • роспись личика у кукол;
  • заводская упаковка;
  • номерные модели автомобилей ценятся выше;
  • детализация моделей;
  • реставрации и переделки.

На антикварном рынке хорошую куклу можно купить или продать за 2000 - 20000 руб. Коллекционные машинки будут стоить от 2000-3000 руб. до 10000-30000 руб.

Звукоуправляемая игрушка “Старт”. Псковский завод радиодеталей, СССР, 1988 г. Из коллекции галереи “Однажды”
Звукоуправляемая игрушка “Старт”. Псковский завод радиодеталей, СССР, 1988 г. Из коллекции галереи “Однажды”

Модель автомобиля “Руссо-Балт Дубль-Фаэтон”, металл, пластик. СССР, 1977 г. Из коллекции галереи “Однажды”
Модель автомобиля “Руссо-Балт Дубль-Фаэтон”, металл, пластик. СССР, 1977 г. Из коллекции галереи “Однажды”

Редкие предметы, выпущенные ограниченным тиражом, нечасто появляющиеся в продаже, могут купить даже в плохом состоянии.

Если вы только начали изучать рынок антикварных и винтажных игрушек, то без консультаций экспертов не обойтись. Не стоит пренебрегать мнением специалистов. Можно самостоятельно промониторить цены на схожие предметы. Однако не всегда хорошей идей окажется ориентация на частные объявления на маркетплейсах или незавершенные аукционы.

Модель автомобиля “RAF-патрульная № А25 ГАИ Милиция”. Саратовский завод “Тантал”, СССР, 1980-1990 гг.
Модель автомобиля “RAF-патрульная № А25 ГАИ Милиция”. Саратовский завод “Тантал”, СССР, 1980-1990 гг.

Модель автомобиля “Москвич-426”, СССР, 1970-1980 гг.
Модель автомобиля “Москвич-426”, СССР, 1970-1980 гг.

Советские игрушки стали артефактом материальной культуры той эпохи, безвозвратно канувшей в Лету. А воспоминания остались. Остались в куклах с широко распахнутыми глазами, в большеголовых мишках, в чудом уцелевшем оловянном солдатике. Возможно, сейчас они ничего не стоят. Однако это наше детство, которое порой отчаянно хочется сохранить.