Несколько дней назад мы закончили говорить о балетмейстерах, которые привнесли колоссальный вклад в русский балет. Поэтому теперь с чистой совестью мы можем перейти к трём великим балетам Чайковского: "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик".
Уже в первой работе Чайковский совершил переворот в музыкальной драматургии балета. Поэтическое содержание действия "Лебединого озера" воплощено и передано через музыку. Избрав сюжет из мира фантастики, Чайковский воспользовался им, чтобы показать реальных людей и их судьбы. Он насытил балетную музыку душой, которая обогатила сюжет. После длительного ожидания появился балет, который хотелось не только смотреть, но и слушать.
Романтический балетный театр представлял зрителю две сферы сценического бытия героев - фантастическую и реальную. Чайковскому удалось слить две сферы воедино, сделав мир фантастики наиболее убедительным и жизненным. В романтических балетах, в основном, жили и действовали вне танца, а внутри него передавали своё настроение. Чайковскому удалось вырваться из плена этого штампа, и теперь его герои живут и действуют именно в танце.
Главный вопрос, которым хочется задаться - откуда же взят мотив? В библиотеке Чайковского хранился том поэм Пушкина, в котором находилась "Сказка о царе Салтане", благодаря которой и родились искомые образы.
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
В этих строках мы можем заметить элементы, которые послужили музыкально-сценической картине лебедей, плывущих по зеркалу текущих вод.
Бьется Лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...
Именно здесь и виден мотив, развитый в балете: юноше и царевне-лебедь противостоит коршун (Ротбарт). Лебедь рассказывает о заклятье, как Одетта в балете:
Ты не Лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил.
Эти с детства родные каждому строки, невероятно схожи с тем, что видим на сцене. Именно они помогли Чайковскому создать своё "Озеро лебедей".
Есть момент, который заслуживает пристального внимания. Есть один штрих, который существовал в постановке 1885 года и способствовал раскрытию образа принца. К сожалению, в большинстве театров отказались или забыли о такой важной детали, как перо в головном уборе принца. Именно в этой крошечной детали кроется черта народного образа, которая заслуживает сохранения. В русских сказках - обладать пером волшебной птицы-девушки означает завладеть ею и покориться ей. Появляясь на балу с лебединым пером в головном уборе, принц свидетельствовал свою верность любимой.
Зато в образе Одиллии, созданном Мариусом Петипа, есть очень интересная мысль. Резкие выкрики фанфар сообщают о появлении Одиллии. Следом врывается тема лебедей. Принц видит в облике Одиллии черты Одетты, и его мучает их сходство. Кричащий наряд, как и поведение Одиллии, пробуждают чувственный порыв и вытесняют из памяти облик Одетты. Она старается заполнить его сознание собой. Её танец с принцем передает коварство и обольщение. Но не будем забывать о том, что Одиллия противостоит Одетте не только внешне, но и внутренне. Одетта охарактеризована в танце, как человек огромной души и сердца, а Одиллия лишена и того, и другого.
Желая усилить конфликт, некоторые балетмейстеры поручали роли Одетты и Одилии разным артисткам. Галина Уланова была абсолютно права, указав на эту ошибку. "Снижается и образ принца: увидев другую девушку, он забывает о лебеде. Преданная любовь, на которой построен сюжет балета, сводится к мимолетному влечению, а принц превращается в пустого ветреника".
Трудно было ожидать, что "Лебединое озеро" найдет в первые дни представлений славу и признание. Жизнь балетного первенца сулила Чайковскому разочарования. В Москве музыкой распоряжались как хотели. Танец лебедей превратили в польку трех солисток, откуда-то взяли галоп... Творили несусветное...Так еще и законное недовольство было связано с тем, что балет был поставлен бесталанным балетмейстером Рейзингером.
Хорошо, что за Чайковского заступились. Петипа в своих мемуарах писал:
Я поехал к директору и сказал ему, что не могу допустить, чтобы музыка Чайковского была плоха, чтобы его произведение не имело никакого успеха, не в музыке должно быть дело, а в постановке балета, в танцах. Я просил директора разрешить мне воспользоваться произведением Чайковского, использовав сюжет по-своему, поставить балет в Петербурге.
Получив согласие от директора и Чайковского, Петипа поставил "Лебединое озеро" в Петербурге. Успех был грандиозный. Композитор доволен и не желает больше работать над балетами ни с кем кроме Петипа.
Московские "балетоманы" сулили "Лебединому озеру" стать рядовым балетом, который никогда не войдет в репертуар театров. Однако судьи балета оказались бессильны перед фактом, что в Мариинском театре балет прошел с триумфом. С 1895 года по 1916 "Лебединое озеро" было показано 77 раз. А в настоящее время это один из самых популярных балетов современности.
А теперь время шутки.
Была жуткая беда с исполнителем главной мужской роли. Премьером театра на тот момент был Гердт, которому уже шел 51-й год. Замечательный актер и танцовщик, но сил интенсивно поддерживать балерину у него уже не было. Бедным постановщиком пришлось подстраиваться под этот факт, и вот что они придумали (только не хохочите на весь дом).
Вторая картина балета посвящена лирической встрече Зигфрида и Одетты. В её центре - прославленный дуэт. Возникает вопрос: как совмещать особенности дуэта, требовавшие поддержек, при ограниченных возможностях солиста?
Композиция танца была той же, но там неожиданно появляется верный оруженосец принца, который совершает все поддержки, пока Гердт мимировал и позировал. Превращение дуэта в трио мотивировалось тем, что принц не расстается с любимым оруженосцем даже во время объяснения в любви к даме.
Спасибо, что дочитали до конца! В "следующих сериях" я расскажу вам о балетах "Спящая красавица" и "Щелкунчик.
Подписывайтесь и оставайтесь!