Начало ХХ века, 1904 год. Время больших потрясений для Российской империи. Впереди — две разрушительные воiны, три революцiи, голод, тиф, «испанка»… В 1904 году люди уже понимают: грядут перемены, только еще не подозревают, насколько страшные. А на сцене МХТ идет премьера «Вишневого сада». Под цветущими деревьями Раневская произносит горький монолог о своих грехах, и Гаев ищет, у кого бы взять денег взаймы, и суетится Лопахин… А потом — бал. И вишневый сад — с молотка. И Раневская принимает тяжелое решение вернуться в Париж, дабы влачить там полунищее существование на сумму 15 тысяч рублей (деньги по тем временам немалые).
И почему-то никого не жалко. Лишь невыносим звук топоров, вырубающих вишневый сад. Душевные метания главной героини, ее чувства так невыносимо тонки, страдания так нелепо изящны на фоне надвигающейся бури — что становится понятно: такие люди должны уйти. Они не нужны, несвоевременны. Они — вещь в себе.
Страшно далеки они от народа, нет хлеба — ешьте бриоши.
О не