894 подписчика

Журналист Игорь Виттель - о новом «шедевре» Константина Богомолова

450 прочитали

Начало ХХ века, 1904 год. Время больших потрясений для Российской империи. Впереди — две разрушительные воiны, три революцiи, голод, тиф, «испанка»… В 1904 году люди уже понимают: грядут перемены, только еще не подозревают, насколько страшные. А на сцене МХТ идет премьера «Вишневого сада».

Под цветущими деревьями Раневская произносит горький монолог о своих грехах, и Гаев ищет, у кого бы взять денег взаймы, и суетится Лопахин

Фото vsemidea.ru
Фото vsemidea.ru

А потом — бал. И вишневый сад — с молотка. И Раневская принимает тяжелое решение вернуться в Париж, дабы влачить там полунищее существование на сумму 15 тысяч рублей (деньги по тем временам немалые).

И почему-то никого не жалко. Лишь невыносим звук топоров, вырубающих вишневый сад. Душевные метания главной героини, ее чувства так невыносимо тонки, страдания так нелепо изящны на фоне надвигающейся бури — что
становится понятно: такие люди должны уйти. Они не нужны, несвоевременны. Они — вещь в себе.

Страшно далеки они от народа, нет хлеба — ешьте бриоши.

О недавно вышедшем сериале Константина Богомолова
«Кеша должен умереть».


Конечно, я не пытаюсь сравнить сериал, а точнее многочисленные потуги на сериалы, с пьесами Чехова. Речь не о мастерстве, не о таланте и не о гениальности. Речь о zeitgeist, речь о духе времени.

Всего лишь хочу сказать, что после просмотра создалось впечатление:
то, что казалось относительно уместным на экранах еще полгода назад, нынче выглядит совсем не ко времени. Московский средний класс - вещь в себе, сборище совершенно бесполезных, непонятных, ненужных, возможно даже, вредных для общества людей, которые тем не менее весьма благополучны материально и социально нынче вызывает только одну реакцию – раздражение.

Фото с сайта kg-portal.ru
Фото с сайта kg-portal.ru

Весь сериал — один большой триггер. Потому что совершенно непонятно, из-за чего переживают все эти здоровые, красивые, холеные люди. Чего им не живется-то нормально? И не в том проблема, что сериал плохо сделан. Видали мы и похуже, например «Надвое», сделанный все той же продюсерской компанией Валерия Тодоровского.

Женщина, у которой муж на фронте, не проникнется ни драмой, ни комедией пятнадцатой жены, унижаемой с помощью денег. Медсестра с зарплатой 30 тысяч рублей, не поймет изящной иронии эпизода со скупкой сумочек по двести сорок тысяч каждая.

Стерильно-рафинированные трагедии и юмор среднего класса сейчас вызывают только отторжение. И кстати,
не в этом ли корень скандала с пресловутой «голой вечеринкой»?
Возможно, задница в прозрачном одеянии — лишь благовидный предлог для порицания? Людям не хочется сегодня видеть, как шикует богема, развлекается тусовка и отношается средний класс. Лакшери, блестки, бриллианты сегодня зрителя заинтересовать уже неспособны. Несвоевременно. Неуместно.

Именно поэтому, наверное, выстрелил сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Это близко и ясно всем. Это вызывает сопереживание. Жора Крыжовников всегда отлично чувствовал русскую хтонь.

Думаю, что нас ждут новые персонажи. Новые герои. Новые смыслы. А Кеши… Кеши должны умереть.

#культура #россия #богомолов #сериал #слово пацана #кеша должен умереть #драма #премьера #искусство #кино