«Бедные-несчастные» (англ. Poor Things) — фильм режиссёра Йоргоса Лантимоса, чёрная комедия в жанре стимпанк. Экранизация одноимённого романа Аласдера Грея с Эммой Стоун и Уиллемом Дефо в главных ролях. Премьера состоялась 1 сентября 2023 года на 80-м Венецианском кинофестивале. Фильм получил признание критиков, особенно была отмечена игра Эммы Стоун, фильм был назван одним из 10 лучших фильмов 2023 года по версии Американского института кино и Национального совета по рецензированию. Фильм получил семь номинаций на 81-й церемонии вручения премий «Золотой глобус» и победил в двух категориях, включая «Лучший фильм — мюзикл или комедия» и «Лучшая актриса — мюзикл или комедия»
Я не очень люблю Йоргоса Лантимоса. И несмотря на то, что он объективно один из лучших режиссёров, которые снимают артхаус, мне было тяжело смотреть его фильмы. Возможно, проблема в том, что поставлены его картины так, что их становится тяжело смотреть. Но сценарии, сюжеты и персонажи всегда получались отличными в его фильмах, то же самое я могу сказать и про «Бедные-несчастные».
Молодая женщина Белла Бакстер возвращается к жизни благодаря ученому доктору Годвину Бакстеру. Поначалу наивная, Белла стремится познать окружающий мир, хотя и находится под защитой Бакстера. Желая увидеть больше, она сбегает с Дунканом Веддерберном, ловким и развратным адвокатом, и отправляется в путешествие по континентам. Освободившись от предрассудков своего времени, Белла требует равенства и освобождения.
Сюжет фильма мне очень понравился. Это свежая, совершенно не феминистическая история про яркую и колоритную героиню, которая проходит все этапы взросления: игра, учеба, труд. Сценарий выстроен именно в такой последовательности. Сначала нам показывают милую и беззаботную девушку с разумом ребёнка, затем она начинает взрослеть, учиться, читать, а уже потом устраивается на работу (проституткой). Режиссёр очень хорошо раскрывает такие темы, как: взросление, эмансипация, формирование личности женщины, бога и прочие и что жизнь полна жестокости. Он раскрывает их через гротескные образы, которые точно останутся у вас в памяти. Также Лантимос в своём произведении хорошо сочетает как комедийные (причем, весьма смешные), так и достаточно жуткие моменты. Я испытал бурю эмоций во время просмотра, а такое бывает весьма редко.
Также хочется похвалить и работу с персонажами. Все получились яркими и запоминающимися, в основном, благодаря ярким образам, но особенно мне понравилась, само собой, главная героиня Белла в исполнении блистательной Эммы Стоун. Актриса просто мега-талантище, особенно в свои 35 лет. Она еще со времен «Ла-Ла Ленда» покорила своей мимикой, очаровательными большими глазами и потрясающей актёрской работой. Но здесь она просто какая-то космическая (и это я не про сцены секса, которые занимают чуть ли не четверть хронометража). Я точно буду за неё голосовать на «Оскаре-2024». Остальные актёры тоже отлично исполнили свои роли, особенно удивил непривычным для себя образом Марк Руффало.
Постановка здесь очень похожа на предыдущие в фильмах режиссёра. Фильм иногда становится скучновато смотреть из-за долгих планов и однообразного действия, но это сильно не влияет на качество фильма, так что докапываться нет смысла. Как и в предыдущих своих картинах Лантимос удивил режиссурой. Много есть интересных планов, которые хочется рассматривать. Многие операторские решения меня удивили, но тут сами увидите. С визуальной точки зрения фильм прекрасен, хоть я и смотрел экранку, но судя по трейлерам, визуал выше всяких похвал.
По итогу новый фильм Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» мне очень понравился, хоть и особого восторга он не вызвал из-за проседания в повествовании и скучноватых моментов. Но всё остальное на высшем уровне, и я рад, что этот фильм получил «Золотой глобус», но на «Оскаре» я всё же буду болеть за «Оппенгеймера». Это глубокая история формирования личности в жестоком и развратном мире с шикарными актёрскими работами, интересной режиссурой, прекрасными персонажами и яркой визуальной частью. Рекомендую к просмотру, но фильм далеко не для всех.