Те, кто давно занимаются генеалогическими поисками, хорошо знают, что читать метрики нужно вдоль и поперек, а часто и "между строк". Хорошо, если записи велись скрупулезно и разборчивым почерком, а если переписывались небрежно, второпях, да еще и почерк "как медведь лапой", а про особенности старославянского написания я вообще молчу! Иной раз читаешь одну запись по часу и вспоминаешь писаря нехорошими словами)
Вот например, фрагмент записи Исповедной книги 1773г., более-менее читаемый текст, но вот попробуйте разобрать, какое имя записано по стрелке!)) Пришлось целую почерковедческую экспертизу проводить)) Обычно глаз уже "начитан" на определенный почерк, и когда пролистал не одну сотню страниц метрик, уже понимаешь, что написано даже в более сложных написаниях. Но иногда приходится и попыхтеть))
Так вот, приходит по этому поводу в голову мысль: а разбираются ли работники архивов, отвечающие на наши запросы, так кропотливо в записях? Ведь это требует очень много времени и быстрее пенсия у них наступит, чем все метрики на одну фамилию по запросу отсмотрят...Много раз сама получала ответы на запросы, что найдено 3-4 записи, а потом я сама же просматривая эти же метрики, находила все 10!..
И были ситуации, когда нужного мне человека архив не находил вообще, но проблема была не в почерке, а в подмене имени/фамилии...Чаще всего это происходило с именами Георгий и Иван, ну и несколько раз в моей практике Арины замещались Иринами... В метриках интересующего персонажа нужно смотреть не только среди рожденных и венчаных, но и в качестве поручителя на свадьбе или восприемника при крещении чужих детей. И вот искала я так потомков одного Георгия, и только сопоставив всех подходивших персонажей, вычленила нужных. А получалось, будто это потомки другой ветви и как бы отношения к нужному Георгию не имеют. Вот был записан Михаил Георгиевич так при рождении сына Георгия, и так же значился восприемником на венчании в других записях.
И потом все встало на свои места, хотя этот же Михаил Георгиевич в последствие превратился в Михаила Егоровича! Естественно, его работник архива откинул, как несоответствующего запросу.
Так Михаил Георгиевич стал в некоторых записях совсем другим персонажем, Михаилом Егоровичем. А потом даже трансформировался в Михея Егоровича пару раз...И только тщательное сопоставление всех фактов выведет на нужную дорожку и докажет, что это один и тот же человек. Но на это нужно время! Логические измышления! Чуйка ищейки, в конце концов!!!)) Чуйка меня кстати, никогда не подводила в этом вопросе)))
Почему же Георгии превращались в Егоров? По моему мнению, это происходило по причине того, что произносить "Георгиев сын" простолюдину было сложно, особенно в волостях с особенностями речи, местного говора. Непривычное русскому уху греческое имя Георгий было сложно проговаривать. Там где "гэкали", и подавно! Чаще получалось в быстром произношении "ЕорГиев сын" или "ГэоГив сын", что сократилось до "Егоров сын". И привыкшие к тому, что все называли человека Егоровым сыном (т.е. Егоровичем), так они себя и называли при записи. Писари записывали со слов, как назвался, так и записался))) Некоторые также превращались в "Юровых сынов"!
И между прочим, Егоров как таковых, до конца 19в. в метриках рожденных я не встречала, что и логично, называли ведь в основном, по святцам. А в святцах есть только Георгий! Это потом упростили это греческое имя и появились русские Егоры и Юрии)))))
Так вот и с Иванами прям беда...Был один Иоанн, стал Иваном. Как его там родители крестили, многие и не помнили или не знали. А в некоторых случаях человек себя Иоанном при записи назвал, а легким росчерком пера с желания писаря прекратился в метрике в Ивана...Ну вот так писарь услышал! Ну ладно бы, так через какое-то время я встречаю в этих метриках Иоанна Ивановича. Тут совсем мозг сломался, он то чей сын...а их в роду четыре Ивана...Зачем вы так, писари?!...Продолжаю следственные мероприятия с Иванами))
Вот еще интересный вариант замены имени встретился: в документе указано прошение захоронить по христианскому обычаю тело крестьянской вдовы Авдотьи Гавриловны Третьяковой, сгоревшей от обжогов. Кстати, нельзя было хоронить покойников, умерших неестественной смертью, по христианским обычаям и на общем кладбище. Делали это только с прошения чиновников, которые документом удостоверяли отсутствие криминала, так сказать!
А в самой метрике мы что читаем? Умерла крестьянская вдова Евдокия Гавриловна Третьякова, 55 лет, от ожогов. В том, что это один и тот же человек, сомнений нет, документ прикреплен к метрике. Но сам факт того, что где-то еще эта Евдокия значилась Авдотьей и ее наверняка не включат в чей-то генеалогический запрос, огорчает.
И таких подобных замен ой, как много встречается...Что уж говорить про ляпы с возрастом, это отдельная тема!
Так что, совет ищущим свои корни: смотреть в оба, включать логику и повышенное внимание к деталям!
Ну и по поводу того имени в первом фото: кто расшифровал?)) Там записано имя Яков ;) Кто смог прочесть - тот молодец!)))