Найти тему
NostalGame

Советский фильм, который еще в XX веке показал, на что будет похоже общение с ИИ

Оглавление

Есть такой старый фильм, называется «Солярис». Я не буду пересказывать весь сюжет, но фишка там в том, что группе ученых, изучающих феномен планеты Солярис, являются некие сущности, порожденные этой самой планетой. Это не люди, не роботы и не сами пришельцы, а неизвестная форма существования, обретающая физическое воплощение.

Эти сущности, гости, не проявляют агрессии, но при этом являются идеальными копиями людей, которых ученые когда-то знали. В фильме с гостями обязательно связана прошлая травма героев, но в контексте статьи это не особо важно.

Чем похоже на ИИ?

Когда я слушал диалоги в фильме между главным героем и его «женой», меня не покидало ощущение, что и я такое уже переживал. Но я ведь не летал к далеким планетам и не разговаривал с инопланетянами...

Тогда я и понял, что это напоминает мне болтовню с чат-ботами. Вот ГГ разговаривает с этой сущностью, мимикрировавшей под его жену, задает ей вопросы, выясняет, что она знает, и ее ответы вроде бы должны нас убедить, что да, это она и есть, вернулась из мертвых, и знает все то же, что и усопшая. Солярис вернул ее к жизни. Но нет. Это чат-бот с большим набором функций! Она была обучена на информации, полученной из головы «цели», поэтому все и знает.

Когда я осознал, что на самом деле герой фильма просто привязался к продвинутому чат-боту, с этой точки зрения дальше сюжет воспринимается уже не так, как его задумывал показать режиссер. У нас тут история про мужика, который влюбился в интернет-вайфу!

Слышали когда-нибудь новости про парней, обычно из Японии, которые женились на компьютере/подушке/картонке и таскают это с собой по кафешкам, как бы водя на свидания? Вот тут то же самое, только более продвинуто. Просто герою попалась игрушка, к которой человечество было еще не готово, поэтому выглядит все менее комично.

Весь философский налет сразу слетает, если держать эту мысль в голове.

В чем отличия

Создания Соляриса невероятно реалистичны, оставаясь за гранью фантастики. До своей материализации их не удержат ни стены, ни пространство, но зато после того, как они обрели форму, внешне их ничем не отличишь от человека.

Даже с текущей скоростью развития искусственного интеллекта, такой же уровень мимикрии под человека, как в фильме, еще не доступен. Боты могут хорошо высказывать определенные мысли, но физическое воплощение для них пока недостижимо. Даже в VR-пространстве достаточно сложно заставить нейросеть олицетворять себя с трехмерной моделью и взаимодействовать с миром, используя тело конкретного персонажа.

То, что нам показывают в Солярисе, — это пик искусственной формы жизни. Вопрос лишь в том, считать ли достаточно продвинутую искусственность настоящей. В какой момент заканчивается подражание и начинается существование?

Так и вышло, что Солярис для меня стал еще одним произведением о высоких технологиях.

Из постера к фильму
Из постера к фильму

***

Я в курсе, что фильм снял по книге Лема, но книгу я не читал, поэтому в заголовке фильм. Для понимания темы статьи подойдет и то, и другое.