Свою короткую жизнь он прожил в праздности, веселье и распутстве. Но вряд ли его можно назвать счастливым. Фигура Петра II, скорее, трагическая – малолетний император, который практически не знал любви. Он был внуком Петра I, но от великого деда получил только имя. А в историю вошел тем, что был последним представителем династии Романовых по мужской линии.
Ненужный внук
Родителями будущего императора Петра II были сын Петра Великого Алексей и принцесса София-Шарлотта. Брак был династическим, то есть, преследовал политические цели, ведь невеста была из древнего немецкого рода Брауншвейг-Вольфенбюттельских. Чтобы организовать этот брак, Петр I вел переговоры с польским королем Августом II и австрийским императором Карлом VI.
Молодые не испытывали друг к другу никой симпатии. Мало того, София-Шарлотта очень боялась ехать в далекую Россию и до последнего момента надеялась, что брака получится избежать. Но не получилось - 14 октября 1711 года состоялось торжественное бракосочетание. Пришлось немецкой принцессе смириться и начать рожать царских наследников. Летом 1714 года родилась родилась девочка, которую назвали Натальей, а 12 (23) октября 1715 года сын, которого в честь деда назвали Петром. Так получился полный тезка императора – Петр Алексеевич Романов.
Дети осиротели рано. Через 9 дней после рождения сына скончалась мать, а летом 1718 года в возрасте 28 лет в Петропавловской крепости погиб их отец. Мальчику еще не было и трех лет. Хотя мальчик был прямым наследником Петра I, великий дед внука так и не полюбил. К тому же, он рассчитывал, что наследником у него будет его сын от новой жены – Екатерины. Но Петр Петрович, объявленный официальным наследником, умер весной 1719 года, и пришлось государю обратить внимание на внука, единственного своего наследника по мужской линии – ведь у него росли только две дочери. А внук его с рождения носил титул великого князя – первым в империи.
Не счастливое детство
О детстве и воспитании Петра Алексеевича информации мало. Но есть легенды, достоверность которых вызывает сомнение. Так, считается, что мальчика начали спаивать еще с колыбели. Отец, Алексей Петрович, не очень жаловал сына, рожденного от нелюбимой женщины, и после ее смерти перепоручил воспитание младенца двум нянькам. Они сами любили выпить, а чтобы малыш меньше их беспокоил, подливали ему в питье вино. Так ли это или нет, но достоверно известно, что мальчик действительно был алкоголиком.
Также принято считать, что мальчик был плохо образован. Когда государь забрал внука во дворец, к нему были приставлены для воспитания и обучения дьяк Семен Семенович Маврин и карпатский русин Иван Алексеевич Зейкан. Они плохо занимались обучением своего воспитанника, и когда император Пётр I решил проверить знания внука, то был в гневе: мальчик плохо говорил по-русски, немного знал немецкий и латынь, зато много татарских ругательств. Но есть свидетельство вице-канцлера Андрея Ивановича Остермана, на попечение которого Петр Алексеевич был передан в 11-летнем возрасте. Он говорил о том, что мальчик хорошо говорил не только по-русски, но и знал латынь, свободно разговаривал на французском и немецком языках, а в дальнейшем показывал неплохие результаты в обучении.
Хотя мальчиком 11-летнего Петра Алексеевича назвать было сложно. Современники описывают его как высокого, не по годам физически развитого юношу, отличающегося крепким здоровье. И отмечали его «ангельскую красоту» - настоящий принц из сказки.
Но характер у мальчика был совсем не ангельский. Ведь его так мало в жизни любили. И он так мало любил.
Любимые женщины юного Петра
Сестра Наталья долгое время была единственным для него близким человеком. Она была старше всего на год, но отличалась от брата рассудительностью и недетской серьезностью. А еще тем, что, в отличие от брата, она не была так хороша, как он. Петр искренне любил сестру и прислушивался к ее советам. Когда она умерла в ноябре 1728 года, Петру было тогда 13 лет, он искренне переживал ее смерть. И перед своим уходом он вспоминал именно о ней.
Любил Петр и своих тетушек, которые были ненамного старше его. Их связывало не только родство, но и любовь к развлечениям и охоте. Поначалу Анна и Елизавета вместе сопровождали Петра, но когда, благодаря стараниям Меншикова, Анна с мужем в 1727 году вынуждена была уехать в Голштинию, его близким другом стала Елизавета. Она была старше племянника на 6 лет, и они вместе очень весело и дружно развлекались. Елизавета была очень хороша: стройная, миловидная и голубоглазая, всегда веселая и беззаботная. Она была душой их небольшого общества, была мастерицей представить кого-либо и умела всех развеселить. И Петр даже не на шутку увлекся своей тетушкой.
У Петра и Елизаветы было много общего. Например, любовь к охоте и кутежам. А еще у них были и общие любовные пристрастия. Например, двадцатилетний красавчик Иван Долгорукий. Он отличался неистощимой способностью к болтовне, чем очень развлекал Петра. Он стал любовником сначала Петра, а потом и Елизаветы.
А Петр любил их обоих. Причем, Елизавету – не только как родственницу. Когда в государстве обострился вопрос престолонаследия и началось противостояние двух партий – одна за Петра Алексеевича, вторая за Елизавету Петровну, Остерман выдвинул идею о том, чтобы поженить обоих. Петр был очень даже не против.
Вопросы престолонаследия
5 февраля 1722 года Петр I издал указ, отменявший традиционный принцип престолонаследия согласно старшинству. Согласно его указу, император теперь сам волен был назначать себе преемника – то есть, наследника престола. Отменив старую систему, Петр I сам новой так и не воспользовался – умер, не успев написать завещания. В стране остро встал вопрос престолонаследия. Среди высшей элиты сформировались две группы. Одна выступала за передачу престола 9-летнему внуку Петра I, другая – за возведение на престол его супруги Екатерины.
Сторонники малолетнего Петра Алексеевича считали, что, в соответствии с прежними традициями, права внука Петра Великого на корону неоспоримы – ведь он единственный наследник мужского пола. А если государь не оставил завещания, значит, действует старинная традиция престолонаследия. Сторонники внука Петра заботились не только о правах малолетнего царевича, но и о себе. Ведь эту группу составляли в основном представители старинных боярских родов, которые при императоре Петре были незаслуженно, как они считали, отстранены от государственных должностей, а также священнослужители. При молодом императоре они надеялись вернуть свою власть и могущество.
Противниками юного Петра Алексеевича были сподвижники Петра, занявшие при нем ведущие государственные должности. Возглавлял их светлейший князь Александр Меншиков. Представители этой группы считали, что юный Петр, сын отца-изменника, должен быть навсегда лишен возможности претендовать на российскую корону.
В результате власть оказалась в руках супруги Петра I, ставшей императрицей Екатериной I. Правда, его внук из числа претендентов на трон исключен не был.
Правила Екатерина недолго, чуть более двух лет. К концу ее царствования опять остро встал вопрос престолонаследия. Она хотела, чтобы после нее на престол взошла дочь Елизавета. Но Верховный тайный совет, созданный Екатериной и фактически возглавляемый Меншиковым, встал не на ее сторону – он поддержал кандидатуру Петра Алексеевича.
Желая примерить две противоборствующие стороны и избежать беспорядков, канцлер Андрей Иванович Остерман и предложил женить одиннадцатилетнего царевича на его семнадцатилетней тетушке Елизавете. Поначалу идея понравилась. Но Остерман был лютеранином, он не подумал о том, что в православной стране священнослужители не допустят такого кровосмесительного брака.
В ситуацию опять вмешался Меншиков и повернул ее в нужную для себя сторону. Когда императрица слегла и стало ясно, что уже не поправится, во дворце собрались члены Верховного Тайного Совета, Сената, Синода для решения вопроса престолонаследия. Под давлением Меншикова объединенный совет выступил за провозглашение императором внука Петра I, которому еще не исполнилось 12 лет. К этому времени Меншиков придумал, как переманить на свою сторону малолетнего Петра Алексеевича, против которого он выступал два года назад.
Срочно было составлено завещание Екатерины, или тестамент, согласно которому престол наследовал Пётр Алексеевич - внук Петра I. Документ был составлен очень хитро и объединял Указ Петра Великого о праве государя назначать себе наследника и традиционную систему наследования. В нем говорилось:
«В соответствии с завещанием Ее Величества новопреставленной императрицы выбор был сделан в пользу наследника престола, Его Высочества великого князя Петра Алексеевича».
До наступления 16 летнего возраста юный император должен находиться под опекой Верховного тайного совета, в который также, в качестве регентов, были введены тетушки Петра – Анна и Елизавета.
Также в завещании говорилось о том, что Петр Алексеевич должен обручиться с одной из дочерей Меншикова, а достигнув совершеннолетнего возраста – жениться на ней. Таким образом, через женитьбу Петра на дочери, Меншиков решил укрепить свою власть при юном императоре.
6 (17) мая 1727 года 11-летний внук Петра I великий князь Петр Алексеевич стал русским императором Петром II. Вокруг мальчика опять сформировалось два противоборствующих клана – Меншикова и Долгоруких. На этот раз началась борьба двух политических партий за влияние на юного императора. О том, какая партия имела перевес - в следующей публикации.
Другие статьи, близкие по теме: