Эта Божия угодница происходила из знатнейшего римского семейства. Отец ее, сенатор Претекстат, был убежденным язычником, поклоняющимся эллинским божествам, а мать, которую звали Фавста, в тайне следовала Учению Мессии и растила дочь в благочестии, наставляя ее быть кроткой и во всем послушной родителям.
Господь наградил будущую подвижницу необычайной телесной красотою.
С отроческих лет поручена была святая Анастасия заботам некоего боголюбивого праведника Хрисогона - мужа весьма добродетельного и хорошо известного среди римлян своим благим нравом. Этот то воспитатель и обучил будущую подвижницу не только грамоте и мудрости житейской, но и упованию на Всемогущего Небесного Владыку. Именно с того периода утвердилась Анастасия в любви к Искупителю.
Как только девушка достигла совершеннолетия, среди жителей Рима разнеслась молва о ее необыкновенной привлекательности и разумности. Однако судьба Анастасии оказалась печальной: мать девушки рано вознеслась в небесные селения, а отец поспешил поскорее выгодно выдать дочь замуж за своего сослуживца сенатора Помплия.
Но не пожелал Вседержитель, видя слезы Своей несчастной служительницы, чтобы лишена была она чистоты и девства. Он сделал так, что Ангел-Хранитель девушки не давал нечестивому супругу приблизиться к ней и незримою силою всякий раз препятствовал плотским намерениям идолопоклонника Помплия.
Анастасия же тайно от слуг и домашних переоблачалась в ветхое рубище и в сопровождении одной лишь служанки уходила в город. Служением своим избрала она римские темницы, куда проходила, подкупая охранников золотом. Она умывала заключенных, отирала им раны, лечила и кормила их. А послужив узникам, также тайно возвращалась в свой дом.
Но донесли Помплию на супругу его, и тот обо всем дознался. Он жестоко наказал Анастасию и запер ее в небольшой комнате, запретив даже и по дому ходить. А после того, как почил ее отец, и осталась Анастасия единственной наследницей всех его богатств, и вовсе замыслил не знавший Божиего Страха Помплий погубить целомудренную свою супругу, присвоив себе ее сокровища.
Святитель Димитрий Ростовский приводит в «Житиях святых» письмо этой угодницы, тайно пересланное ею в тот период своему воспитателю Хрисогону. Подвижница печалилась: «Муж мой с недостойными и скверными идолопоклонниками растрачивает мое наследие, похваляясь богатством моим, как бы своим, а меня, как волшебницу и противницу его языческой веры, он томит в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою… Конечно, я должна радоваться, что, пострадав за Господа, умру исповедуя Его, но я глубоко скорблю о том, что вижу, как все мои богатства, обещанные Богу, расточаются руками людей нечестивых и богопротивных».
Учитель же, как мог, утешал воспитанницу. Тот же святитель Димитрий приводит его ответ узнице: «Господь затем по временам попускает злое и замедляет свои благодеяния, чтобы мы не воздремали в безопасности. Не смущайся, когда видишь, что беды постигают людей, живущих в благочестии. Господь не отвергает тебя, но испытывает… Крепко и бодро охраняй себя от всех грехов и ищи утешения от Единого Бога, соблюдая святые заповеди Его. Скоро вернется к тебе мирное время. Как после ночной тьмы воссияет светозарный день и как после жестокой зимы наступает теплая весна, так придут к тебе золотые и ясные дни, и тогда ты подашь всем страждущим ради имени Христова временное утешение, а сама несомненно сподобишься вечного блаженства... Спасайся о Господе и молись обо мне».
Хрисогону открыто было Всевышним Создателем о безвременной гибели неблагочестивого Помплия, истязавшего жену, и он предвозвестил о том подвижнице.
Так все и вышло. В скором времени сенатора отправили в числе послов к персидскому царю, но до назначенного места римское судно не доплыло, поскольку в пути потоплено было оно волнами разбушевавшейся стихии.
Анастасия стала свободной и могла теперь сама распоряжаться своим имением. Всех обретавших в ее доме золотых и серебряных истуканов повелела она тотчас переплавить на монеты, чтобы и от идолищ мерзких тоже польза была страждущим.
Без промедления возобновила она служение свое изнывающим в томлении узникам. Она лечила их и утешала, укрепляла их изможденные души и тела, увещевала претерпевать всякие страдания за Искупителя.
Вскоре после этого на престол Римской Державы взошел непримиримый идолопоклонник Диоклетиан – правитель, желавший истребить в Империи всех до единого приверженцев Учения Сына Божиего. При нем схвачен был и казнен был учитель Хрисогон, окормлявший многих из римских христиан.
По прошествии 30 дней после гибели святой Хрисогон предстал в видении пресвитеру мест тех Зоилу и поведал, что в течение следующих 9 дней буду взяты на страдания три живущие рядом с ним христианки – сестры Хиония, Агапия и Ирина, и просил передать воспитаннице своей Анастасии, чтобы та постаралась, насколько возможно, облегчить их пребывание в заключении. Подобное же откровение явлено было и самой Анастасии. Праведные сестры претерпели страдальческую кончину за исповедание Учения Мессии, и праведница, забрав их честные тела, погребла их с почестями.
Святая Анастасия посещала не одни лишь римские темницы. Она переходила из местности в местность и всюду стремилась облегчить узникам их томления, принося страдальцам пищу и врачуя их телесные повреждения. А многих даже и выкупила она из заключения, не жалея на дело то богоугодное своего золота. За это освобождение из темниц многих заключенных, за разрешение тягостных уз их, и получила угодница Божия Анастасия с той поры прозвище Узорешительницы.
Однако последователей Сына Божиего в темницах Империи оставалось еще настолько много, что из-за переполненности тюрем некуда стало помещать новых узников, и потому безбожник Диоклетиан повелел как можно быстрее уничтожить всех приверженцев Иисуса в окрестностях Рима. Это кровавое указание императора исполнили его верные стражники всего лишь за одну единственную ночь.
Утром следующего дня посетившая темницу угодница, не обретя там своих сестер и братьев, пришла в сильнейшее волнение и зарыдала. Тем она обратила на себя внимание. Анастасия была тотчас схвачена, как исповедовавшая веру в Искупителя Его последовательница, и доставлена ко двору игемона Флора.
Поняв, что римлянка эта от Учения Христа не отречется, игемон отправил ее к императору, потому что самостоятельно казнить знатную дочь сенатора он не мог.
Но и Диоклетиан, знавший хорошо семью подвижницы, не смог заставить ее принести идолам жертвоприношения и потому отдал ее Капитолийскому жрецу Ульпиану, чтобы тот всяческими истязаниями принудил девушку признать эллинские божества или же придумал для непреклонной служительницы Истинного Бога назидательную для прочих христиан казнь.
Господь в тот период избавил Свою угодницу от козней льстивого Ульпиана, но ей все же пришлось принять страдальческий венец от рук иллирийского игемона. Потому то иногда и именуют эту праведницу святой Анастасией Иллирийской.
Когда Узорешительница, мучимая голодом, томилась в заточении, представала ей всякий раз в видении прежняя ее сподвижница – блаженная Феодотия, за некоторое время до того сожженная с тремя своими сыновьями в печном пламени по приказу беспощадного прокуратора. Святая Феодотия подолгу беседовала с духовною своей сестрою, открывая Анастасии тайны селений небесных и подкрепляя духовные силы мученицы. Святитель Димитрий Ростовский пояснял о том следующее: «Феодотия объяснила ей, что душам мучеников дарована от Бога особая благодать, чтобы и по своем отшествии от земли, они могли приходить, к кому пожелают, беседовать с ними и утешать их».
Игемон Иллирийский принял решение казнить несгибаемую христианку Анастасию с прочими узниками. Он задумал утопить их в глубоком озере. Посадив несчастных страдальцев в лодку с пробоинами, стражники отвели суденышко на середину водной глади, после чего уплыли на другой ладье. Однако, когда достигли они берега, то увидели, что лодка с узниками, как ни в чем не бывало следует, непотопляемая, к противоположному берегу, а управляет ею блаженная Феодотия.
Так и достигли мученики земли, а оказавшись избавленными от погибели, припали к ногам святой Анастасии и еще одного христианина по имени Евтихиан, и просили просветить их верою Истинного Создателя. Всех душ, избавленных в тот день от казни и просвещенных Учением Мессии, было сто двадцать.
Угодница все же и после того была вновь схвачена слугами игемона. От преследований она не скрывалась и готова была к принятию мученического венца.
Игемон повелел сжечь ее в огненном пламени. И хотя душа праведницы отошла притом в Горнее Отечество, тело ее осталось нисколько не поврежденным огнем. Его забрала одна багочестивая жительница по имени Апполинария и погребла с честью в собственном винограднике. Когда же гонения на приверженцев Христа были прекращены, над тем местом выстроили церковь в память о подвижнице. Когда же стали происходить по молениям над мощами великомученицы многие исцеления, перенесли тело святой Анастасии в византийскую столицу ради славы и защиты города.
В наши дни частички мощей подвижницы находятся во многих европейских приходах.