Найти тему
МИР (Море История Россия)

Чужие "перископы" на Черном море (как они появились)

Ситуация с подводными лодками на Черном море очень похожа на греческую притчу "Ο Ψεύτης Βοσκός", нам известную под названием "Мальчик, который кричал: «Волки!»". В первый год войны сводки разведотдела ЧФ просто пестрели вражескими перископами, хотя...

Единственная на тот момент румынская подводная лодка вышла в свой "дальний" поход к советским берегам. Первый, одиннадцатидневный, боевой поход «Делфинул» в район мыс Ай-Тодор - Новороссийск, закончился 20 июля 1941 года безрезультатно.

Для второго, девятидневного, с 12 по 20 августа 1941 го­да, похода был выбран район Одесса - мыс Тарханкут - Севастополь. Прибыв на третий день похода на позицию в 15 милях северо-западнее мыса Тарханкут, лодка в течении трех последующих дней обнаруживала лишь большое количество (?) советских самолетов в воздухе. Скрываясь от них, она погру­жалась и поэтому большую часть времени на позиции безре­зультатно провела под водой. Перейдя затем к южному берегу Крымского полуострова, она ночью 17 августа «спустилась» от Ялты к меридиану мыса Сарыч, но, опасаясь мин и советских противолодочных сил, ее командир не решился подойти к берегу.

Выйдя из Констанцы 3 сентября, лодка на четвертый день похода прибыла на позицию в район Новороссийска, где пробыла с 6 по 16 сентября. Вернувшись в базу 19 сентября, командир «Делфинул», отчитываясь об очередном безрезультатном похо­де, написал, в частности, следующее: «Взвешивая то обстоя­тельство, что наш флот в настоящее время имеет единствен­ную подлодку, я считал необходимым тщательно обдумывать каждую атаку и отказываться от нее, если она была связана с риском».

В пятый свой боевой поход, в тот же самый район, «Делфинул» вышла после полутораме­сячного перерыва, 2 ноября уже с новым командиром, кото­рым был назначен капитан-лейтенант Константин Костэческу. В этом походе была зафиксирована единственная удачная атака этой подводной лодки на советский транспорт. Все остальные были безрезультатными.

Шестой поход на линию Батуми-Стамбул был совсем "пустым". Delfinul покинул порт 30 ноября, но из-за плохой погоды был вынужден вернуться на базу 3 декабря 1941 года.

Седьмой выход (6-13 декабря) в тот же район тоже результата не принес. Восьмой выход (18-30 мая) Delfinul совершил под командованием командира локотенента Константина Лунгу, который был повышен в звании.

Последний выход Дельфинула (25 июня – 3 июля 1942 г.) был в район Ялты. Мало того, что он был не результативным, так еще и лодка получила повреждения и встала в ремонт в Галац. На том "румынский период" заканчивается.

Самое интересное, что если взять "Хронику..." и сравнить с реальными выходами румынской подводной лодки, то...

Подводные лодки обнаруживали там, где их никогда и не было. А, вот когда на Черном море реально появились немецкие подводные лодки, флот почему-то оказался не готов к борьбе с ними. Гидроаккустические станции были слабыми, их было мало, экипажи оказались не готовы к борьбе с подводными лодками.

Дабы не быть голословным, задам простой вопрос: "Сколько подводных лодок противника было потоплено на Черном море?".

Впрочем, давайте начнем сначала: "Сколько их было, и откуда они взялись в Черном море?".

Со Средиземкой все просто. Первые 6 подводных кораблей прошли в конце сентября из Атлантики через Гибралтар. Спустя месяц на помощь итальянцам подтянули еще 4 немецкие субмарины, и началась охота за судами союзников. Вскоре последовали первые победы: U-81 в середине ноября потопила в районе восточнее Гибралтара британский авианосец «Арк Ройял», U-331 сумела 25 ноября потопить английский линейный корабль «Бархэм», а U-557 потопила западнее Александрии 14 декабря британский крейсер «Галатея».

Все так, но Черное море- море закрытое и есть статья 12 конвенции, которая гласит:

"Державы, прибрежные к Черному морю, будут иметь право проводить через Проливы, в целях возвращения к их базе, свои подводные лодки, сооруженные или купленные вне этого моря, если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или о покупке. Подводные лодки, принадлежащие названным Державам, могут равным образом проходить через Проливы для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря, при условии, что точные данные по этому поводу будут даны Турции. И в том и в другом случае подводные лодки должны будут плавать днем и притом на поверхности и проходить через Проливы в одиночку".

А, Германия здесь каким боком? Ей проход был закрыт (во всяком случае на тот момент). А, зачем перебрасывать субмарины?

Ну, как зачем? А, почему РК ВМФ в первые свои годы (когда он еще был слаб) делал ставку на подводные лодки? Причина та же: блокировать мощные советские корабли в их базах.

Сначала планировали повторить тот же фокус, как и с двумя MFP: продать лодки туркам, те проходят проливы, потом, оп-с, и турки продают их назад. Потом вариант отпал. Больше даже не потому, что турки забоялись или заломили цену. Стало проблематично и несколько рискованно перебрасывать лодки к проливам. Об этом говорят немецкие документы (есть у них такой раздел у Кригсмарине в документах: политика)

У нас же бытует другая версия. Цитирую: " Однако в процессе переговоров Редер вдруг осознал: каждый из вариантов – это несоблюдение конвенции о проливах! Пока ей следуют гитлеровцы, ее соблюдают СССР и его союзники.Соответственно, если пойти на ее нарушение, то антигитлеровская коалиция также проигнорирует положения конвенции.Возможность появления сил английского ВМФ в Черном море либо русских судов в Средиземном встревожила Редера. Переговоры остановили и гросс-адмирал отправился к Гитлеру настаивать на перевозке субмарин по суше".

Ну, что ж подобное прочтение этой пьесы тоже имеет право на существование. Так или иначе, было принято решение перебросить подводные лодки посуху, аки по воде. Для операции отобрали 3 небольших субмарины серии IIB: U-9, U-19 и U-24.

-2
-3

Жаль конечно, что журнал ПЛ не велся на период транспортировки, но кое-какие документы все же удалось найти.

-4

Что такое подводные лодки IIВ? Серия IIВ считается продолжением прибрежных ПЛ первой мировой. Небольшие, дешевые и простые в строительстве, эти лодки можно было производить в поразительно короткие сроки.

Подводные лодки второго типа были разработаны в 1920-х годах, но не в Германии, а в голландском городе Гаага, формально, в подставной коммерческой фирме Ingenieuskaantor voor Scheepsbouw, IvS (так как Версальский мирный договор запрещал Германии проектировать, строить и тем более иметь подводные лодки).

Основой конструкции лодок II серии был экспортный вариант лодки CV-707 "Vesikko" построенной в период между двумя войнами.

"Vesikko"  ныне музей
"Vesikko" ныне музей

Эти лодки прекрасно подходили для тренировки подводников, однако из-за небольших размеров, тесноты отсеков и склонности к сильной бортовой качке в надводном положении немцы весьма пренебрежительно называли их Einbaum — буквально «однодревка» (челнок, выдолбленый из целого бревна).

Всего за период с 1935 г. по 1940 г. было построено 50 подводных лодок тип II, из них 6 – тип IIA, 20- тип IIB (U-7 – U-24, U-120,U-121), 8-тип IIC, 16-тип IID.

Водоизмещение, т 279/329 Экипаж, чел. 25 Длина, м 42,7 Ширина, м 4,081 Высота, м 8,60 Двигатели 2 дизеля MWM, 2х350 л.с. 2 электромотора SSW, 2х180 л.с. Максимальная скорость, уз 13 /7 Дальность плавания, миль 3100/43 Глубина погружения, м 30/50 Вооружение 3x533–мм торпедных аппарата, 5 торпед G7a, 1 x 2 cm/65 зенитный автомат C/30 (1000 снарядов). На лодках имелось только три носовых торпедных аппарата, устанавливавшихся довольно необычно - в виде перевернутого треугольника, из них два были расположены по бортам лодки, а третий ниже, по ДП.

-6

Подводные лодки II серии были однокорпусными. Прочный корпус состоял из цилиндрической средней части длиной 8,3 м и диаметром 4,0 м. и оконечностей обтекаемой формы.

Набор корпуса имел пятьдесят шпангоутов (шпация 600 мм). Рубка располагалась по миделю, ее внутренняя цилиндрическая часть имела диаметр 1580 мм, а шпангоуты располагались через 500 мм. Толщина обшивки рубки 15,5 мм. Для постройки подводной лодки использовалась судостроительная сталь марки ST 42KM.

Лодка делилась на 7 отсеков. Силовая установка 6-цилиндровый четырехтактный дизель фирмы из Манхайма «MWM» RS127S 2x350. Сей "брэнд" отметил в 2021 году свой 150 летний юбилей. На его сайте история объединения описана так:

-1932 год Разработаны дизельные двигатели малой мощности (KD15 E и KD15 Z) для промышленного и сельскохозяйственного применения.

-1938 год Разработан первый среднеоборотный дизельный двигатель с турбокомпрессором (TRH134 S) мощностью 1 400 л.с. с частотой оборотов 600 об/мин.

-1943-1945 годы Разрушено до 70% завода. Производства разбросаны по различным площадкам. (Бедняжки, прям хочется плакать...)

Простите мой сарказм, просто забавно :-) (какие все приличные, строили сельхоздизеля, и их ни за что разбомбили!). Ну да ладно, у них своя история.

Летом 1934 года командующий флотом адмирал Редер приказал внести изменения в проект следующих 6 подлодок II серии: модернизированные лодки должны были сократить время погружения до 30 секунд и увеличить дальность плавания до 4000 морских миль при крейсерской скорости 8 узлов. Подлодка обновленного проекта, законченного в июле 1934 года, получила обозначение IIВ и представляла собой удлиненную версию лодок типа IIА. За счет большего объема корпуса были установлены дополнительные топливные цистерны между центральным и третьим шпангоутами, в результате чего был увеличен запас топлива и, соответственно, дальность плавания. Помимо этого, лодки серии IIВ отличались наличием радиотелеграфной станции, измененной рубкой, выдвижной антенной радиопеленгатора в фальшборте и положением штурвала на мостике.

27 сентября 1935 года лодки типа IIB были переданы после испытаний сначала в школу подводников, а затем для формирования первой оперативной флотилии подводных лодок "Веддиген". Это были подводные лодки U-7, U-8, U-9, U-10, U-11 и U-12. Командующим флотилией приказом адмирала Редера был назначен командир легкого крейсера "Emden" фрегаттен-капитан Карл Дёниц, который во время Первой мировой войны был командиром подводных лодок UC-25 и UB-68. В январе 1936 года в состав первой флотилии подводных лодок были переданы также U-13 – U-20 и U-22. Стандартный состав флотилии включал 12 подлодок. U-8, U-10, U-12, U-21, U-23 и U-24 остались пока в резерве, так как экипажи для них ещё не были подготовлены.

Шесть из них были переброшены на Черное море. Как? Об этом в следующей статье.