Попробуем сейчас детально на канале Этобаза разобраться.
Самым страшным и разорительным нашествием монголов на Русь называют то самое первое вторжение, длившееся с 1237-го по 1242-й гг. Затронувшее сперва северо-восточную Владимирскую Русь. А затем ударившее по южным городом от Киева и Чернигова до Галича.
Разорения тогда избежали лишь некоторые удаленные русские земли - Господин Великий Новгород, Полоцкое княжество, почти вся территория нынешней Белоруссии.
Довольно сложно сказать об истинных масштабах трагедии из-за особенностей татарских набегов. Ордынцы ведь не просто "двухсотили" воинов, уводили в плен женщин и детей, не щадили маломобильных стариков да младенцев. Они еще и обрекали по сути на голодную смерть уцелевших - сжигали города, безжалостно вытаптывали посевы. Словно неистовая саранча увозили с собой урожай и любые найденные съестные припасы.
Монголы на своих маленьких выносливых коньках оказалось наверно одним из немногих наших врагов в истории, что вообще не боялись суровой русской зимы. И даже взяли оную в союзники.
Передвигалась ордынцы очень быстро, проходя за сутки десятки километров по самым сложным заснеженным дорогам и замерзшим болотам. Возникая перед нашими городами словно чертики из табакерки.
Не забываем и что монголы на своих лошадках умудрялись до самых глухих русских медвежьих углов, куда потом спустя века даже немцы в Великую Отечественную не дойдут.
Потому русичи нередко не успевали толком ни к битве приготовиться, ни свой мирняк скрыть, как говориться. Медленным колоннам беженцев уйти от такого быстрого вражеского наступления ой как не просто было.
Малоизвестный факт. На Русь монголы впервые в 1237-м отнюдь не случайно ударили именно со стороны Рязани да Владимира. Эта северная сторона вообще традиционно считалась наиболее защищенной от степных набегов. Половцы да печенеги с торками сюда отроду не доходили толком.
Потому каких-то особых засечных черт, сигнальных линий тут не существовало. Как не было у местных и опыта шустро действовать в момент X. Крестьяне северных русских деревень вообще толком не понимали, что творится и кто там на них такой ужасный движется.
Русичи откровенно переоценили и свои укрепленные города - никто и представить не мог, что новый противник умеет штурмовать стены. Причем, очень хорошо умеет. С помощью хитрой китайской осадной техники даже огромные каменные валы Хорезма щелкал как орешки всего лет десять назад. Потому немало народу вместо бегства по лесам, предпочло спрятаться по сенью казалось бы надежных кремлей.
Жертвы на Руси усилил и факт отчаянного сопротивления нашего народа врагу. Никому из русских воевод не пришло в голову добровольно отдавать половину населения града в рабство, чтоб спасти оставшихся. Как например, те же хорезмийцы в Бухаре да Самарканде поступали. Русский же воин твердой рукою поднимал свой топор и бился до последней капли крови, ибо сдаваться наши люди просто не умеют испокон веку.
В общем, печальный итог. Общие суммарные потери населения Руси от ордынских набегов с период с 1237-го по 1500-й гг историки оценивают где-то в 7 млн душ. При этом львиная доля, до 5 млн, падает на период с 1237-го по 1382-й год Тохтамышева нашествия на Москву. После русичи уже отпор степному врагу давали жесткий...
А вот конкретно в период с 1237-го по 1242-й гг могло погибнуть или попасть в плен, умереть с вызванного нашествием голоду, оценочно до 2,5-3 млн русичей из примерно 10 млн всего населения Руси. То есть, каждый третий...
Много это или мало в масштабах древней Руси? Для сравнения во всем огромном Владимиро-Суздальском княжестве на момент вторжения Батыева едва ли миллион жителей насчитывалось.