В 2010 году смотрел в кинотеатре первую часть киносаги «Ёлки». Довольно неплохое и даже местами концептуальное кино с теорией шести рукопожатий и присутствием Дмитрия Медведева, который тогда занимал пост президента России.
После этого слышал негативные отзывы о продолжениях этой истории, которая с каждой частью становилась все хуже. Про 9 и 10 часть «Ёлок» и говорить не хочется: юмор и концепция практически на нуле, посредственная игра актеров, слабый сценарий, в общей «укатали» франшизу. Рейтинги последних фильмов 5.0 и 4.1 на КиноПоиске говорят о том, что зрителям такое кино не нравится.
А тут 3 января на одном из кабельных телеканалов увидел фильм 1914 года «Ёлки 1914» и решил посмотреть. Все-таки картина с претензией на некоторый экскурс в нашу историю с неплохим актерским составом. Сразу скажу, что фильм мне показался неинтересным. Что это было и зачем это снято?
Сначала стоит сказать о плюсах этой картины, они есть.
1. Достойный актерский состав: тогда еще снимались Иван Ургант и Сергей Светлаков. Также в новогодней комедий, снятой под управлением Тимура Бекмамбетова, сыграли Владимир Гостюхин (жаль, что этот русский актер снялся в таком кино), Виктор Вержбицкий, Ян Цапник (хорошо сыграл барина, ему подходит эта роль), Константин Хабенский, Альберт Филозов, Эммануил Виторган и Александр Баширов.
2. Герои одеты в великолепные костюмы, очень достойно подобран реквизит. Разговаривал со знакомой костюмершей, она говорит, что работа в этом плане в фильме идеальная.
А теперь - минусы фильма «Ёлки 10»:
1. Сюжет проходной, а местами бредовый. Вот, к примеру, нужно бывших хозяев новому домовладельцу Борису Ефимовичу выпроводить из дома в канун Рождества. Для этого герои Урганта и Светлакова придумывают бредовую идею: сказать домочадцам 6 января, что уже 7 января, и пора ехать.
Они еще до первой звезды напиваются, наедаются, будят спящих перед Рождественской службой домочадцев и говорят: сегодня уже завтра. Ну, бред же. Смотришь и думаешь – кто и зачем такое придумал.
Настроение в православных семьях в канун праздника – радостное, никто не будет, как в детском саду, спать крепким сном. Все обычно готовятся к празднику. А тут … детский сад. Жалко актеров и зрителей.
Случай с Шаляпиным, который встретился случайно с маленькими детьми Глашей и Гришей, выпрашивающими на улице деньги на лечение больной матери. Гриша отдает оброненный Федором Ивановичем кошелек, а тот в ответ дает копейку. В ответ на просьбы дает еще одну. А вечером того же дня поет с детьми здесь же, на улице.
Чтобы понимать, что случай – бредовый, надо знать биографию Шаляпина. Это был очень достойный человек широкой души. Он не раз помогал людям, и был лишен мелочности. Зачем притягивать столь значительную фигуру к наспех выдуманной истории?
2. Ничего исторического в фильме нет. Нет духа истории, погружения в прошлое. Есть и фактические ошибки. Приведу пару про нашу Свердловскую область, которая в 1914 году именовалась Пермской губернией, так как еще только разрабатывался проект Екатеринбургской губернии, позже выделенной в отдельный субъект.
Во-первых, набор добровольцев на фронт ведется на нынешней площади Труда, где тогда еще стоял Екатерининский собор, это напротив Дома Севастьянова. Не вели на этом месте никогда набор добровольцев.
Потом поезд с добровольцами едет по пермской ветке, проезжая, как сказано в фильме станцию Подволошную. Есть такая сегодня на 1765 километре Транссиба, это окраина города Первоуральск. Только Подволошной она стала в 1918 году, а до этого с момента открытия и на протяжении 10 лет называлась Разъезд №70. Неужели создатели фильма с таким бюджетом не могли проверить?
Вывод:
Смотрел в сотый раз 2 января классику от Гайдая – «Иван Васильевич меняет профессию». Этот фильм можно показывать без звука, и полстраны озвучат его без ошибок. Потому что там – настоящий юмор, интересный сюжет, великолепная игра ВСЕХ актеров.
«Ёлки» на протяжении 13 лет нам пытаются представить в качестве главной новогодней комедии. Но оценки зрителей и качество продукта говорят о том, что этого никогда не произойдет.
Новый год и Рождество в России – народные праздники, у которых есть свои традиции. И превращать их в продукт без шуток, без нашего народного колорита, в безвкусную жвачку – это пошлость.