Найти в Дзене

Создание картины «Петровские ассамблеи»

Картина «Петровская ассамблеи» относится к историческим сюжетам петровских реформ. В течение этого времени проходил слом прежних экономических, военных, сословных и бытовых отношений, сложившихся на протяжении предыдущих столетий.

Для подготовительной работы были проведены многочисленные поиски композиции в виде линейных, тоновых и цветовых рисунков; проанализированы исторические сочинения, относящиеся к эпохе Петра Великого.

Для обеспечения внешнего сходства персонажей с историческими лицами были изучены портреты и бюсты современников царя. Яркими примерами являются портреты Жан-Марка Наттье, Луи Каравакка и бюсты Франческо Растрелли, находящиеся в Государственном Эрмитаже.

Эскизы портретов исторических лиц. Узнаете?
Эскизы портретов исторических лиц. Узнаете?

Также в Государственном Эрмитаже были сделаны детальные зарисовки сохранившихся костюмов Петра I, другой одежды, относящейся к изучаемой эпохе, и предметов быта; одновременно изучалась литература, посвященная историческому костюму, соответствующему изображаемой эпохе.

Эскизы исторического платья. Сегодня в таких не походишь...
Эскизы исторического платья. Сегодня в таких не походишь...

Этюды и зарисовки интерьеров были выполнены в Меншиковском дворце и Царском селе.

Этюд и зарисовки интерьеров. Как сказал персонаж "Двенадцати стульев" - "Эх, жили же люди..."
Этюд и зарисовки интерьеров. Как сказал персонаж "Двенадцати стульев" - "Эх, жили же люди..."

Для натурного представления использовались парики и костюмы, имитирующие моду данной эпохи. При поиске нужных положений для композиции, натурщики в костюмах позировали для создания набросков, зарисовок и этюдов.

Натурные зарисовки. Говорят, и сейчас костюмированные балы дают...
Натурные зарисовки. Говорят, и сейчас костюмированные балы дают...

В итоге был выполнен цветовой эскиз, который определил колористическое, тоновое и композиционное решение.

Цветовой эскиз.  Окна еще открыты.
Цветовой эскиз. Окна еще открыты.

Следующим этапом стала работа над размером и композицией картины, выполненная грифельными карандашами на бумаге и картоне.

Эскизный поиск к картине. У персонажей вопросительное выражение на лицах: что-то с нами будет?
Эскизный поиск к картине. У персонажей вопросительное выражение на лицах: что-то с нами будет?

Во время этой работы размер и композиция менялись до итогового варианта. Фигуры на переднем плане подвинулись выше, тем самым они встали на одну плоскость со всеми остальными героями картины.

Итоговый эскиз линейной композиции. Кажется, персонажи немного определились со своими местами.
Итоговый эскиз линейной композиции. Кажется, персонажи немного определились со своими местами.

В итоге был определен окончательный вариант линейной композиции.

Действие происходит в Главной зале Меншиковского дворца. Центром композиции является карта, которую держат придворные Петра. Как считал Петр, ассамблеи – не только для развлечения, но и для дела. В разгар ассамблеи Петру I пришла мысль по благоустройству Петербурга и он незамедлительно приказал принести ему карты города, чтобы наглядно показать приближенным свои планы. Александр Меншиков держит край карты и внимательно слушает Петра, левее карту держат Яков Брюс и Александр Голицын. В правом углу картины на переднем плане изображена жена Императора Екатерина с дочерями Анной и Елизаветой. Екатерина и Елизавета с интересом прислушиваются к беседе с Петром, а Анна смотрит прямо на зрителя. На левой стороне картины две фигуры денщиков, которые держат тубусы с картами. Один из них выронил тубус и наклонился, чтобы поднять его. Он придает дополнительную динамику картине и служит входом в композицию. Второй денщик стоит в позиции полной готовности и смотрит на начальство, ожидая приказания достать нужные бумаги. На заднем плане изображен курящий трубку вельможа и молодые гости.

Тоновый поиск к картине. Окна прикрыли. Пока шла работа, погода испортилась. Все ж Питер, поддувает.
Тоновый поиск к картине. Окна прикрыли. Пока шла работа, погода испортилась. Все ж Питер, поддувает.

Далее картон был переведен на подготовленный планшет с наращенной бумагой нужного размера и производился тоновый поиск к картине.

Сначала не в полную силу тона были подробно написаны все фигуры на переднем плане, начиная с денщиков. Затем решалась задача передать освещение из окон.

Итоговый цветовой эскиз. Петр сердито тычет в пустой лист: "Почему план до сих пор не готов?". Меншиков: "Прости, мин херц, листы перепутали!"
Итоговый цветовой эскиз. Петр сердито тычет в пустой лист: "Почему план до сих пор не готов?". Меншиков: "Прости, мин херц, листы перепутали!"

Пол и фон заливались серовато-холодными подложками. Следующей задачей являлось написание паркета. Нужно было передать отражение окон, фигур и рисунок деревянных шашек. Потом фон наполнялся деталями и наслаивался множеством холодных смесей красок, чтобы добиться ощущения глубины пространства. В заключение нужно было собрать работу, уплотнить фигуры, тени на паркете и убрать излишние отсвечивающие места.

Процесс написания картины. Денщик, что застрял, подай план живее!
Процесс написания картины. Денщик, что застрял, подай план живее!

В конце написания картины было принято решение изменить освещение с контражура на двойное освещение. Таким образом, к свету из окон добавилось прямое картинное освещение. Свет из окон льется с заднего плана, изобразительно просвечивая карту Петербурга. Фигуры контрастно выделяются на фоне больших светлых окон. Картина горизонтальная, композиция фризовая. Колорит красочный, праздничный, соответствующий парадности мероприятия. Использованы красные, зеленые и охристые цвета.

Петровские ассамблеи. Ю.Д. Каткова, 2023 г. Картина экспонируется в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
Петровские ассамблеи. Ю.Д. Каткова, 2023 г. Картина экспонируется в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

Для написания картины была выбрана техника многослойной акварели, что подразумевает наложение нескольких слоев краски, которые накладываются друг на друга после высыхания предыдущего слоя. Многослойная акварель позволяет добиться эффекта любого освещения и нужной тональности, поскольку каждый слой просвечивает предыдущий, и тем самым создается сложный колорит. Эта техника позволяет использовать приемы вплавления мазков как по сырой поверхности бумаги, так и по сухой, более точными и резкими мазками. Также можно передавать мельчайшие детали, фактуры предметов и глубину пространства. Многослойная акварель предполагает ведение работы от светлого к темному, так как в этой технике не используются белила.

Картины, выполненные акварелью, прекрасны для экспонирования, так как акварель не блестит на свету и хорошо вписывается в любой интерьер.

Вот так, все очень просто.