Найти тему
141K подписчиков

Билет в новую жизнь. Глава 71

18K прочитали

"Михаил, хоть и трясся от страха, но позицию свою не сдавал – не знал, и всё тут! И вообще его в тот день не было, Рябинин сам это знает, да и вообще, он даже помогал бывшей жене после пожара, это многие видели, когда у той мужик по причине нездоровья неспособный оказался к физическому труду!"

Картина художника Овчинникова Николая Васильевича
Картина художника Овчинникова Николая Васильевича

* Начало

Глава 71.

Дотошный Рябинин со свойственной ему старательностью к делу подошёл, а потому постепенно опросил чуть не всех жителей села. Ну, кто говорить уже в силу возраста умел, конечно, как шутил потом Николай Андреевич, рассказывая Валентине о разбирательстве.

И вот так по крохам, по ведомым одному Рябинину ниточкам, он выяснил, что как раз в то самое время, когда произошло возгорание, кто-то из сельчан видел испуганного и спешащего куда-то Шурку Зосимова, который с несвойственной ему скоростью улепётывал через огороды к околице. То, что причиной возгорания стал поджёг, а не какая-либо случайность, это выяснили пожарные, только Рябинин и его начальство эту информацию «приберегло» и до времени не разглашало. А загорелось так – огонь с бани не перекинулся на крышу дома Валентины, загореться крыше тоже «помогли».

Как только Рябинину стало ясно, что обычно нетрезвый Шурка Зосимов зачем-то тёрся как раз там, где и приключилась беда, дело побежало быстро, как по накатанной. Как только Шурку «взяли за мягкое место», как говорил сам Рябинин, отпираться у того не получилось. Грамотно и умело напугав трясущегося с похмелья Зосимова, Рябинин узнал, что тот «ни в чём не виноват»… Да, ему пришлось баню у Кропичевых поджечь, и как это «грамотно» сделать, ему в подробностях растолковал Пётр Сомов. Он же и подбил Шурку на это дело, уверив, что никто ничего не узнает, и пообещав за помощь довольно ощутимую сумму денег. Зачем это надо было Сомову, Шурка не знал, да у него и свой резон был на такое дело, а уж тем более, что ещё и денег дадут!

А деньги Шурке были нужны позарез! Да, он работал в колхозе под присмотром старших братьев, но строгая мать ему дома спуску не давала, и одной отрадой у самого Шурки и были товарищи, с кем можно было посидеть после работы, выпить по рюмочке и послушать рассказы о другой жизни. Пётр Сомов долгое время работал на стройках, в разных местах большой страны, и таких историй у него было пруд пруди! Шурка слушал старого Сомова открыв рот и мечтал… что вот подкопит он денег и уедет из села, тоже станет сам по себе жить и работать! Только как тут подкопишь, если всю зарплату мать забирает! Да не просто из кармана у Шурки, а приходит в день выдачи зарплаты в кассу, ждёт, когда Шурка распишется в ведомости, потом просто берёт у него деньги у всех на виду и уходит домой… Хорошо, что есть люди не жадные и понимающие, которые не прочь угостить работающего человека! А без них Шуркина жизнь была бы уж и вовсе беспросветной…

А тут этот Сомов… да не сразу, постепенно, он расписал, что сам такой трюк уже проделывал, и ничего плохого от этого никому не будет, а вот старую Кропичеву они проучат – не станет больше совать нос в чужие дела!

- Сомов сказал мне, что это тётка Зоя Кропичева моей матери тогда рассказала, что я с Катей Грачёвой тайком гуляю! – вытирая бегущие по щекам слёзы, рассказывал Рябинину Шурка, - Мать тогда меня дома на неделю заперла, и выдрала ещё вожжой, а мне уж двадцать три года скоро исполнится! Катя матери не нравится, она говорит, что Грачёвых вся семья порченая. А мы с Катей хотели вместе уехать отсюда, только вот мать потом к Грачёвым ходила ругаться… И Катя уехала одна, без меня, а скоро вообще замуж выходит, нашла себе какого-то там, в райцентре! Я дядьке Петру про это говорил как-то, а он мне и рассказал, как однажды отомстил одному за болтовню, баню поджёг… Я и попросил его потом, чтоб меня научил, так он меня сперва послал! Да я сам научился по его рассказам, как и что сделать. Только вот… не сумел, попался!

Рябинин покачал головой, он уже понял, как ловко манипулировал хитрый Сомов не очень умным Шуркой, которого и в армию-то не взяли как раз по причине некоторой умственной отсталости.

- Ну, с Кропичевыми понятно, - сказал строго Рябинин, - А зачем ты Щукиных дом подпалил? Они-то тут при чём?

- А это… Щукиных я для отвода глаз, чтобы не поняли, что это я старухе Кропичевой мстил…, - шмыгнул носом Шурка, - Да я и немножко, на крышу крылечка только и кинул, чтоб подгорело. Хотя Сомов говорил, надо тоже, чтоб дотла… тогда никто не распознает! Товарищ старший лейтенант, да что такого, никто же не помер, подумаешь – баня! Я согласен, помогу новую баню поставить, отработаю же! Я же не вовсе безрукий, умею и пилой, и топором…

- Да твоё счастье, что никто не помер! – стукнул ладонью по столу Рябинин, - А я тебе так скажу, то, что ты мне всё честно рассказал, это хорошо! Если и дальше будешь говорить правду, когда станут спрашивать, это тебе поможет, а станешь отпираться – сам понимаешь, чем это закончится для тебя!

После таких «откровений» Рябинин и отправил Зосимова вместе с исписанными им бумагами в районное отделение, пусть там кому положено разбираются дальше, а сам отправился поговорить с Михаилом Журавлёвым.

- Ты, Михаил Николаевич, и не думай отпираться, - строго сказал Рябинин посеревшему лицом Михаилу, - Я уверен, ты знал, что Зосимов собирается баню поджечь, а заодно и дом твоей бывшей жены. Знал, но ничего не сделал! Не отговорил парня, не предупредил никого, и ко мне не пришёл, а ведь могли бы уберечь его от беды! Это вы с Сомовым его подучили, да так ловко! И думали, никто ничего не узнает! Дом вы хотели сжечь, а баня Кропичевых… тут как раз Шуркина обида вам на руку сыграла! Это вам повезло, что обошлось без человеческих жертв, а если бы он, по недоумию своему, ночью бы это сотворил, когда все спят?!

- Не знал я, товарищ старший лейтенант, ей Богу, ничего не знал! Не учил я Зосимова. Он сам на голову больной! Придумал чего-то там! Я даже с ними перестал водиться, надоели только пьют и пьют! – отпирался бледный Михаил.

- Да как же! Сколько раз я вашу троицу видал, и не счесть! Ты, Зосимов да Сомов! А? Ты сам то помнишь, сколько раз я вас у сельпо гонял, предупреждал и беседы с вами вёл! Да этот, друг ваш Бычков, тоже туда! Ну у того хоть ладно жена, приструнила его немного, а так тоже бы скатился с вами вместе!

Михаил, хоть и трясся от страха, но позицию свою не сдавал – не знал, и всё тут! И вообще его в тот день не было, Рябинин сам это знает, да и вообще, он даже помогал бывшей жене после пожара, это многие видели, когда у той мужик по причине нездоровья неспособный оказался к физическому труду!

- Если б я знал, то уж ей бы сказал, предупредил бы! – хмурил брови Журавлёв, - Она ведь мне помогла тогда… ты сам знаешь, и я ей благодарен! А то, что мы развелись… так не мы первые, ты, лейтенант, молодой ещё, не понять тебе, что всякое в жизни случается!

На другой день после этого разговора Журавлёв сам пришёл к участковому и сообщил, что по причине нервного расстройства, случившегося из-за таких вот обвинений в его сторону, он уезжает на две недели к родне, в соседний район. Ключи у соседей остались, на всякий случай. И просит участкового присмотреть за домом, ведь пустой остаётся… И даже адрес на бумажке написал, чтобы Рябинин, ежели что, мог его найти, а скрываться он не собирается, потому как – ни в чём не виноват!

Самым крепким орешком в этой истории оказался старый Сомов. И так, и сяк «крутил» его участковый, но уж очень грамотный в этом деле оказался старик. Рябинин тогда подумал, видимо правду Зосимов говорит – где-то Сомов уже проделывал подобное, и это сошло ему с рук! Узнать бы только, где…

Уж очень любил Рябинин свою работу, а потому и решил изучить трудовой путь Петра Сомова поподробнее, чтобы потом сделать везде запросы. Сам же Сомов утверждал, что ничему он Зосимова не учил, а то, что байки разные травить любит за рюмочкой, так это вроде не преступление. И если уж оказался Шурка Зосимов больной на голову, то он, Сомов, тут не виноват! Пусть семья за своим полоумным сама смотрит, и если он для общества опасен, то это уже пусть власти разбираются!

- Ты, Пётр Сидорович, пойми! – говорил Рябинин хмурому своему собеседнику, - Я же ведь знаю, что это вы с Журавлёвым подучили Зосимова, он сам бы до такого не додумался никогда! И не только я это знаю – на селе обычно как? Всё явным когда-то станет, только ведь после уже другой с вами разговор будет! Я докажу, а я обязательно докопаюсь до истины, будь уверен, что не в бане дело, и не в мести Зосимова бабке Зое!

- Это если по-твоему, лейтенант, - насупился Сомов, - Этак я тут главный злодей! Кощей Бессмертный, да? Чего у нас на селе не случись, так во всём моя вина, получается! Ну, доказывай, коли так тебе охота меня, старика, под монастырь подвести! Я – человек одинокий, ни семьи, ни детей. Да, сидим иногда с мужиками, что ж такого, вожу я дружбу тут со многими! Получается, что все беды на селе из-за меня случаются? Этого Зосимова я ничему не учил и никаких денег ему не обещал, чего он там придумал, я не знаю! Откуда у меня, пенсионера, лишние деньги?! Он сам делов натворил, а теперь решил на меня свалить?! Нет уж, не выйдет! А знаешь, лейтенант, я, пожалуй, тоже ждать не буду, пока ты тут на меня напраслину наводить станешь, напишу я на тебя жалобу! Пусть начальство твоё с тобой разбирается, за что ты меня, старика, по селу хочешь прославить, а то и вовсе из родного дома выжить!

- Пиши, Пётр Сидорович, пиши моему начальству, пусть разберутся, - согласно кивал Рябинин, - А я тем временем свою работу буду исполнять. И тебе советую – расскажи всё сейчас, как есть, и я попробую тебе помочь не загреметь на нары на старости лет.

Ничего не добившись от упрямого старика, Рябинин ушёл восвояси, но замысла своего разузнать о прошлом бывшего школьного сторожа не оставил, на другой же день запросил данные в районном отделе.

Валя слышала про поджог, разные слухи ходили по селу, как обыкновенно и бывает, народ придумывал и сочинял, кто во что горазд. Но она мало слухами интересовалась, своих забот хватало. Когда заезжал к ним Николай Андреевич, тогда уж она новости и узнавала, почти из первых рук… Бестолкового Шурку она жалела, ещё больше она жалела его мать, которая всю свою жизнь положила на сыновей, и теперь вот такое несчастье с самым младшим случилось. Как и Рябинин, она не верила, что сам Шурка это всё придумал, без посторонней помощи. Но теперь уже точно знала – в этот раз во всём разберутся до конца, и каждый участник получит по заслугам.

Продолжение здесь.

От Автора:

Друзья, рассказ будет выходить ежедневно, по одной главе, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.

Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.