Найти тему
Другой путь

Большая часть храмов в РФ сломаны (сгорели, сгнили). Каждый оставшаяся на вес золота. Гимрека и Щелейки

Вообще, территория, которую сейчас называют "Русский Север" - очень хороша, здесь и правда чувствуется что-то такое сокровенное блаженное, прямо просачивается наружу.

Как то всё по-настоящему что ли.

Север, воля, надежда. Страна без границ.
Снег без грязи — как долгая жизнь без вранья.
Вороньё нам не выклюет глаз из глазниц,
Потому что не водится здесь воронья.Кто не верил в дурные пророчества,
В снег не лёг ни на миг отдохнуть,
Тем наградою за одиночество
Должен встретиться кто-нибудь!

У этих земель определённо есть душа, и выражаются её свойства, в том числе, через старинные деревянные церкви, стоящие по холмам, лесам и весям с незапамятных времён.

Храм Рождества Богородицы рядом с деревней Гимрека.
Храм Рождества Богородицы рядом с деревней Гимрека.

Немного осталось их на лице России. Ныне, подчас, никому ненужные доживают они свой век, гниющие и зарастающие, без молитвы, службы и поддержки. Но некоторым "повезло" остаться до наших дней в благопристойном виде.

Церковь Димитрия Солунского. Щелейки
Церковь Димитрия Солунского. Щелейки
В этой серии автор едет автостопом по русскому северу в - 30. Из Петрозаводска в Подмосковье.
Не то, чтобы я хотел сделать это в лютые морозы (и вообще не то, чтобы я хотел это сделать), но так распорядилось Провидение.
Эта небольшая поездка была насыщена маленькими приключениями, необычными встречами и удивительными местами.
В рюкзаке плещется термос, греет спину дополнительная тёплая одежда, а на случай форс мажора - коробок спичек и зажигалка. Да, опасения насчёт того, что придётся ночевать в лесу у костра совсем неиллюзорны.
-3

Вдоль онежского берега перемещение шло довольно шустро, хотя и локально, от деревни до деревни. И вот, попалась машина, которая может увезти меня аж до федералки, но я всё равно решил снова выйти на мороз в населённом пункте Гимрека, чтобы причастится духовностью у старинного деревянного храмового комплекса. Уж очень он мне приглянулся, мелькнув в правом окне.

- Ты точно дальше не поедешь? Тут как бы машины нечасто ходят.

...

- Ну, если что стучись к кому-нибудь в хату, переночуешь)

-4

У деревни очередное "полурусифицированное" название, которыми полнятся эти края. Гиимйоки (вепсский язык) – Родная речка. В результате "полуперевода" получилась Гимрека.

-5

Хотя деревня очень древняя, сейчас здесь едва ли наберётся с десяток жилых домов.

-6

Рядом - нежилой населённый пункт Ивановская, где расположен старинный храмовый комплекс Рождества Богородицы.

-7

К нему ведёт заметённая дорога, которая по глубине снега не отличается от целины. Наст, однако.

-8

Вообще ни разу не пожалел, что дошёл. Душевно. Очень тёплое, светлое, покойное место. И одинокое... судя по всему, здесь не было никого как минимум пару недель.

-9

Прежде чем продолжать, следует уточнить, что Онежское озеро — "мекка" деревянного зодчества России. Оно объединило своими водами подлинные шедевры Русского Севера.

Изящное ожерелье, драгоценными камнями которого блестят на онежских берегах храмы и часовни. Но если северные острова (Кижи) известны в мировом масштабе, то юг - так называемое деревянное кольцо Подпорожья, всегда оставался и остаётся в тени.

-10

Всю жизнь здесь жила чудь или чухари, как до 1917 года называли вепсов. Говорят, от них и пришли к славянам традиции деревянной архитектуры.

Храмы обычно рубились на самых красивых, обзорных местах, чтобы видно было издалека, да и моряки не заплутали на широченных просторах озёрного края. Гимрека - не исключение.

-11

Все церкви - эксклюзивны. Никаких типовых проектов не существовало. Церковь Рождества Богородицы построена ещё в допетровскую эпоху. И, пишут, что дошла до наших дней в максимально первозданном виде!

Это были времена старой России, ещё до прихода антихриста - Петра 1, дорогого стоит увидеть отпечаток самобытной культуры и неповторимого архитектурного стиля. Это настоящая культурная и духовная драгоценность!

-12

Сколько подобных культовых мест, церквей, храмов, часовен осталось? Не так уж и мало, как может показаться. Но сколько их было утрачено? Сколько уничтожили безбожники, сколько сгорело в лесных пожарах или развалились от времени, так как некому стало ухаживать? Этого никто точно не скажет, но благодаря финским оккупантам, мы можем утверждать, что оставшееся - это не более 5-10% от общего фонда.

-13

Восток Карелии, в т.ч. Прионежский район в период ВОВ подверглись длительной оккупации финляндскими войсками.

В рядах ВСФ оказались два молодых человека - любители искусства Ларс Петтерссон и Ойва Хелениусом. От армейского командования они добились разрешения зафиксировать все памятники архитектуры в зоне военных действий, чтобы принять меры к их сохранению. Друзьям удалось обмерить и сфотографировать все существовавшие на подконтрольной территории Подпорожья храмы. Исследователями было выполнено 1640 фотографий, сотни чертежей и рисунков, составлены подробные описания памятников, иногда и с выписками из сохранившихся на своих местах церковных архивов. Было обмерено и сфотографировано 242 церкви и часовни, из которых сохранились теперь всего 32. Эти материалы стали основой будущей монографии Л. Петтерссона «Церковная деревянная архитектура Заонежья», в которой была впервые разработана типология культовых построек Карелии и представлена их эволюция. Благодаря работе, проведённой неравнодушными финами, был сохранен облик, зафиксированный на фотографиях и чертежах, многих ныне утраченных памятников архитектуры. Копии многих изображений из своей драгоценной военной коллекции Ларс Петтерссон в 1989–1990 годах успел передать в дар Кижскому Музею-заповеднику.
По информации от кандидата искусствоведения, профессора М.И.Мильчика.

Вот акварель Ойва Хелениуса с церковью Рождества Пресвятой Богородицы в Гимреке.

Himjoki 27.4.1943
Himjoki 27.4.1943

Вот моё фото с того же ракурса:

-15

Потрясающая история. Обычно война ассоциируется с потерями и горем. Но если бы не она – о скольких из этих  242 церквях и часовнях из списка Петтерссона мы не узнали бы вовсе?

Звучит парадоксально, но именно благодаря оккупации, у нас есть информация об исторических объектах из этого списка... и некая усреднённая статистика по уничтожению культурного и духовного наследия.

-16

Церковь давно не используется для богослужений, разве только иногда в дни больших праздников. Состояние - удовлетворительное. Ансамбль явно требует ремонта, много гнилых брёвен, стоит косо. Внутри - ничего интересного, все ценности в советское время были реквизированы и в лучшем случае отправились в другие храмы или в музей.

-17

Иду обратно на трассу.

-18

Издалека деревня Гимрека выглядит вполне благопристойно. Видимо, многие дома используются в летний период в качестве дач.

-19

Следующая пойманная машина шла до села ЩЕлейки.

-20

Оказалось тут тоже есть деревянный шедевр. Выглядит очень приятно и сразу приковывает к себе взгляд (и объектив), умели же раньше строить! Даже без гвоздей и каких-то колоссальных средств.

Да даже без хитроумных проектов!

-21

Видно, что храм золотится свежеструганным лемехом куполов. Здание отремонтировано! Сообщают, что состояние церкви буквально недавно угрожало постройке XVIII века полным уничтожением.

По официальным данным в Северо-Западном регионе в среднем в год происходит 30 безвозвратных потерь памятников деревянного зодчества. Это только то, что учтено как памятники на бумаге. Понятное дело, что реальные потери в культурном наследии в разы больше.

Вот так это выглядит.
Вот так это выглядит.

В этом чёрном списке могла оказаться дивная пятиглавая церковь Димитрия Солунского, расположенная в селе на западном берегу Онежского озера, почти на стыке Ленобласти и Карелии. Да, мы, кстати уже в Подпорожском районе, а не Прионежском.

-23

Это тоже эксклюзив, единственный в своём роде, как и подавляющее большинство деревянных церквей севера. Вот как-то подсуетились и профинансировали восстановление. Примечательно, что только ремонт таких зданий стоит десятки миллионов рублей!

А раньше просто строили, во славу Божию.

-24

К сожалению, счастливый исход в сфере сохранения архитектурного наследия в России является исключением.

Как отмечено выше, 95% памятников деревянного зодчества уничтожены. А каждый год приносит всё новые потери. Некоторые пытаются поддерживать волонтёры. Но есть ли в этом смысл? Церковь ведь - культовое место. Здесь должны проводится службы. А они не проводятся - ходить в церковь некому.

И даже не потому, что вымерло село. Православных в России после столетий безбожия осталось менее 1 процента.

-25

Теперь данные храмы воспринимаются скорее как памятники архитектуры.

Это всё лишь продляет агонию и не может длиться вечно, сил и средств волонтёров на всех не хватит - рано или поздно здания всё равно рухнут, а останутся лишь единицы в музеях и такие вот "счастливчики" как в Гимреке и Щелейках.

-26
-27

Но тем не менее весьма отрадно наблюдать своими глазами не развалины, а красоту, напоминающую о вечности.

Всё хорошо, что хорошо кончается. В наше время, когда таких историй со счастливым концом – раз, два и обчёлся, это дорогого стоит. Особенно в такой глухомани, где сторонний созерцатель вряд ли окажется.

-28

Снова выхожу на трассу, стою минут 15 - никто не едет - холодно. Пошёл пешком, через километра полтора догоняет машина.

- А если б мы не остановились?

- Ладно, дальше бы пошёл. Какие проблемы?

- Далеко идти, мы может последние сегодня, ты думаешь, здесь часто ездят?)

-29

До переправы через Свирь. Это часть Беломорканала. Паром ходит несколько раз в день.

Место не замерзает - паромная переправа круглогодичная. Несколько авто на борту ожидает отхода. Пересаживаюсь в одну из машину с вологодскими номерами, которая идёт на Вытегру.

-30

Продолжение:

Читать сначала: