Добрые люди навели меня на мысли выражаться проще. Так легче воспринимать прочитанное и с удовольствием играть с ребенком. Сегодня рассказываю простыми словами, что я делала, чтобы развить артикуляцию.
Дыхание
Мы вообще с вами не заморачиваемся на том, что в говорении одним из важных процессов является дыхание. Мы-то уже говорим во всю. А вот детям это пока предстоит освоить.
Самое простое, что вы можете делать в игре: дуть в свисток, играть в мыльные пузыри, купить ветерок, задувать свечи, перекатывать по столу карандаши друг на друга, развеять конфетти и т.д.
Сильные мышцы языка
Второй важный компонент – это развитые мышцы языка. Опять же мы вообще не думаем о том, насколько мощный у нас язык.
Никаких специальных упражнений. Просто много гримас в игре. Показывать язык, доставать до носа, сворачивать трубочкой, цокать как лошадка, облизывать губы, поворачивать язык во рту в разные стороны. И все это со словами: «смотри как я умею». Если привязанность хорошая, то подражание сработает без лишних уговоров.
Развитые губы и щеки
Чтобы во рту не было каши, щеки и губы должны быть хорошо растянуты. Даже специальные упражнения дикторов основаны именно на этом принципе.
Тоже в игре. Надувать щеки и рукам хлопать по ним. Широко открывать рот. Языком оттягивать щеки от зубов. Делать губами фырчанье как у лошади. Указательным пальцем быстро перебирать по вытянутым губам со звуком «би-рю-би-рю-би-рю».
Подражание животным
Это самые простые слоги. Им ребенок учится в первую очередь. И у неврологов и логопедов они считаются полноценными словами.
То есть когда вам говорят норму 30-40 слов к 2-м годам, мяу-мяу, гав-гав и тд. тоже считаются. Престидижитатора в этом возрасте никто не ожидает.
Отдельные звуки
Это проще всего делать через подражание простым вещам. Типа, муха жужжит так: «ж-ж-ж-ж-ж», а комарик так: «з-з-з-з-з». Змея шипит так: «ш-ш-ш-ш-ш».
Тут главное, чтобы это у вас естественно получалось. Не из серии: вы каждый день 10 минут нависаете над ребенком и начинаете его тренировать. Нет.
Это должно быть в процессе вашего бытового взаимодействия. «З-з-з-з-з. Ой, кто это? Кажется комарик тебе на руку присел. Хлопай его скорее». И в таком духе.
Увидите, через некоторое время в самостоятельной игре или в диалоге с вами, ребенок начнет применять эти звуки.