Найти тему

Что делать, если Вы тревожный интроверт? Прочитала 2 книги и делюсь мнением о них

275 прочитали

В декабре я читала 2 книги по психологии. В отличие от многих других, прочитанных ранее, эти книги так или иначе были интересны мне, потому что они касались черт характера, свойственных мне.

Как жить в 21 веке, если ты интроверт?

Лет до 19-20 я была довольно замкнутым человеком, хотя внешне это могло быть не очень заметно. Общение вне круга моих близких и по сей день даётся мне непросто. Зачастую я предпочту не идти в компанию, где будут незнакомые люди или где не будет хотя бы одного моего близкого друга. А до университета для меня это было просто немыслимым.

Это было немного парадоксально: в кругу своих друзей я была душой компании, но стоило мне попасть в более широкий круг, где преобладали "чужие", я закрывалась и старалась общаться только с кем-то одним из "своих".

Университет немного поменял ситуацию: я оказалась в совершенно новом коллективе, но быстро нашла в нем единомышленников. Наша университетская группа была довольно сплоченной, поэтому мне было максимально комфортно. А потом обстоятельства сложились так, что я специфичный интроверт, попала в Школу студенческого актива, где "близких" не было. Вот тогда мое мышление и социальное поведение резко поменялось, я вышла из зоны комфорта. С тех пор я легко могу начать общение с кем угодно. Но по-прежнему не особенно к этому стремлюсь.

К чему я это все?

Обложка книги Сьюзан Кейн "Интроверты" взята на сайте ЛитРес
Обложка книги Сьюзан Кейн "Интроверты" взята на сайте ЛитРес

Книга Сьюзан Кейн "Интроверты. Как использовать особенности своего характера" показалась мне очень интересной в плане самоанализа, поэтому я с радостью за нее принялась. Но... оказалось, что это тот формат книг по психологии, который я не очень люблю. А именно: "вы интроверт. не переживайте. это нормально. многие успешные люди тоже такие".

Практической пользы, любопытных сведений, советов как таковых книга не содержит.

Да, здорово узнать, что многие известные учёные были интровертами. Интересно, что командная работа, о которой кричат сейчас на каждом углу, не так уж эффективна. Оказывается, интроверты выполняют работу добросовестнее и т.п.

Ну и что? И ничего.

Пожалуй, главное и наиболее полезное для меня в этой книге было следующее: если Ваш ребёнок не склонен к экстраверсии - это нормально, не надо насильно навязывать ему это. Но эта мысль не особенно нова, как мне кажется. Любая хорошая книга о воспитании детей так или иначе это подразумевает: ваши дети не должны быть общительными, самыми умными и талантливыми. Принимайте их такими, какие они есть, а не насаждайте им то, что для них противоестественно.

В общем, книгу Сьюзан Кейн очень важной для ознакомления я, пожалуй, не назову, но и сказать, что это полнейшая макулатура, как вот эта, например,

я не могу.

Как жить в 21 веке, если ты нервный и тревожный?

Ещё один бич лично моего характера - тревожность. Опять же внешне при отстраненном общении со мной это вряд ли будет заметно. Но мои близкие прекрасно знают, что мне ОБЯЗАТЕЛЬНО и ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО всё предугадать и везде подстелить соломки.

  • Если меня зовут на вечеринку, я должна предусмотреть все возможные варианты развития событий (да, это невозможно, но я должна): а если там будет только то, что я не ем/ не пью, а вдруг придут те люди, с которыми я не хочу встречаться, а если я надену платье, а все остальные будут в спортивках, а вдруг наоборот?
  • Если я собираюсь ехать куда-то на машине, я должна изучить маршрут 100 раз, чтобы рассчитать время, посмотреть, не будет ли круговых движений, левых поворотов на нерегулируемых перекрёстках и т.д.
  • Если мне предстоит выступление на конференции, я потрачу на подготовку к вопросам с подвохом больше времени, чем на подготовку доклада, ведь все хотят меня подловить.
  • Устные экзамены в школе и университете для меня были просто паникой: я писала все билеты сама, чтобы точно всё знать, пересказывала тексты сама себе, с утра до ночи ходила с учебником или художественным текстом, обкладывалась шпаргалками, которые не доставала, тряслась как осиновый лист... У меня была отличная репутация: зачетка работала идеально, три красных диплома я заработала честно. Но каждая отметка "отлично", которую мне писали в зачетке давалась мне огромным эмоциональным потрясением в моменте.

После окончания магистратуры и работы в качестве учителя и преподавателя я стала относиться к этому проще: ежедневные публичные выступления перед аудиторией перестали вызывать у меня панику, но иногда меня всё ещё накрывает волнение, если я должна делать что-то, что я не делала раньше, или что-то, что делала, но не очень успешно.

Обложка книги Тани Петерсон "Внутреннее спокойствие" взята с сайта ЛитРес
Обложка книги Тани Петерсон "Внутреннее спокойствие" взята с сайта ЛитРес

В общем, книга Тани Петерсон должна была дать 101 совет, как справляться со стрессовыми ситуациями. Могу сказать, что некоторые советы казались мне максимально бредовыми.

Например, если Вы проснулись с чувством тревоги, идите побродить по квартире или вообще устройте себе место для релаксации, где Вы сможете успокоиться. Представляю, как я в своей квартире среди ночи иду в "специально отведённое помещение" и успокаиваюсь. Хотя, возможно, пройтись до кухни и попить водички - не такой уж плохой вариант.
Например, если Вы проснулись с чувством тревоги, идите побродить по квартире или вообще устройте себе место для релаксации, где Вы сможете успокоиться. Представляю, как я в своей квартире среди ночи иду в "специально отведённое помещение" и успокаиваюсь. Хотя, возможно, пройтись до кухни и попить водички - не такой уж плохой вариант.

Если попытаться свести 101 совет к общей формуле, то это будет примерно так:

"Если вы о чем-то тревожитесь, то отвлекитесь на что-то другое, примите тревогу как часть себя и поблагодарите себя за это".

На самом деле, в книге, конечно, это разведено на разные разделы, но от этого понятнее не становится. Автор отмечает, что для лучшего результата нужно прислушиваться к себе и отмечать, что эффективнее для нас, но некоторые способы, предложенные Таней Петерсон, мягко говоря, противоречат друг другу.

Ещё один совет из книги: если Вас накрыло паникой, отбросьте все дела и погрузитесь в "поток", делайте то, что Вам нравится. Так и представила, как, например, на экзамене я бросаю всё и иду пить чай под забавный сериал или вязать крючком.
Ещё один совет из книги: если Вас накрыло паникой, отбросьте все дела и погрузитесь в "поток", делайте то, что Вам нравится. Так и представила, как, например, на экзамене я бросаю всё и иду пить чай под забавный сериал или вязать крючком.

С одной стороны, люди, подверженные тревожности и паническим атакам, должны уметь отвлекаться и абстрагироваться от стресса: применять технику "у меня есть мысль, что..., но это только мысль", носить с собой камень, чтобы его рассматривать, искать "безопасное место"... Короче, избегать тревог.

С другой стороны, Автор предлагает, напротив, "проживать" стресс и принимать его как составную часть жизни .

Вот ещё одна рекомендация. Паника? Просто сосредоточься на чем-то другом! Например, накрыло Вас волной тревожности из-за того, что Вы заблудились ночью в незнакомом месте, сядьте и подумайте о хорошей книге. Нет? Почему нет?
Вот ещё одна рекомендация. Паника? Просто сосредоточься на чем-то другом! Например, накрыло Вас волной тревожности из-за того, что Вы заблудились ночью в незнакомом месте, сядьте и подумайте о хорошей книге. Нет? Почему нет?

Резюмируя впечатления об этой книге, скажу, пожалуй, так: все советы, отдельно взятые, довольно хороши. Наверное, каждый тревожный человек найдёт себе что-то подходящее.

Для себя я отметила несколько интересных способов борьбы с тревожностью в моменте, но если у кого-то серьёзные регулярные панические атаки или тревожность вообще не даёт спокойно жить, то книга здесь может быть только подспорьем, но никак не панацеей.

Фото автора канала далеких времен, когда она ещё была молодым интровертом, готовым проехать лишний час, только бы не сворачивать налево без светофора😅
Фото автора канала далеких времен, когда она ещё была молодым интровертом, готовым проехать лишний час, только бы не сворачивать налево без светофора😅

Читаете научно-популярные книги по психологии? Вы интроверт или экстраверт? Склонны к тревожности? Вам это доставляет проблемы? Помогали ли Вам справиться с трудностями подобные книги?

Возможно, Вам будет интересно: