Найти в Дзене
PoliticalDigger

Повесть Максима Горького «Исповедь». Оскорбление чувств верующих на дореволюционный манер

Горький написал «Исповедь» в 1907-1908 годах, когда в России стояла так называемая «Столыпинская реакция».

На момент публикации прошло несколько лет с событий, которые затем стали называться Первой русской революцией. Горький, как писатель-народник», паразитировал на данной теме и выпустил на этот счет несколько произведений.

Например, «Повесть о ненужном человеке», где глупый сирота становится агентом «охранки», в которой собраны такие же как он бездарности, а также «Исповедь».

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО ОТ ГОРЬКОГО

Главный герой «Исповеди» – подкидыш, который ищет Бога, святой человек в несвятом мире.

Если бы этот текст писал современный писатель, то он бы, наверное, сделал что-то похожее. Предрассудки и сравнения не устарели.

Горький не был религиозен и воспринимал Православие как «прогрессивный» светский человек, то есть как нечто ложное и устаревшее и даже враждебное. Он был социалист и революционер и продвигал соответствующие установки.

АНТИЦЕРКОВНАЯ ПОВЕСТЬ

Протаганист страдает и ищет Бога, которого не находит в церкви. После долгих поисков он выискивает его в «мудром народе» (уже смешно) и в социальной идее.

Под эту логику подогнан сюжет, перед нами пропагандистское произведение.

-2

Сначала герой страдает от приютившего его тестя-эксплуататора, затем при родах погибает жена, а ребенок умирает, нализавшись мышьяком.

Творческая задумка понятна – все должны умереть, поэтому двухлетний мальчик перепутывает мышьяк и сахар. Все возможно в этом мире, но случилось это в повести Горького.

Дальше духовные искания, а единственным хорошим человеком оказывается проститутка.

Поиск смысла жизни приводит Матвея (Горький назвал протаганиста по имени евангелиста) в монастырь, где все воруют, жируют и при первой же возможности блудят.

Меня терзают смутные сомнения, что Горький был осведомлен о жизни монастырей примерно так же как и о работе тайной полиции при написании им «Повести о ненужном человеке». Монастырь показан как коллективный эксплуататор, который жирует на мужиках.

-3

ДЕВИАЦИИ И РУКОБЛУДИЕ

Повесть является хорошим образцом представлений того времени о девиантном поведении. Горький смакует производство хлеба в монастыре – грязными руками и ногами, после чего занятый этим монах занимается онанизмом на мешках с мукой.

«Пойди ты ко всем чертям! Сгинь! Ведь ты хлеб печешь собака!» - говорит Горький устами своего персонажа. Ему важно было показать, что монах, пекущий хлеб, страдает грехом Онана.

Еще одна цитата:

«Вспоминаю злую жадность монахов до женщины и все пакости плоти их, коия и скотом не брезгует, лень и обжорство, и ссоры при дележе братской кружки, когда они злобно каркают друг на друга, словно вороны на кладбище», - декламирует главный герой.

Попавшийся недавно на пранке писатель Дмитрий Быков (он же Зильбертруд) очень уважает Горького за такие разоблачения, а также за любовь к евреям, о чем даже не стесняется писать. Вот что нужно оппозиционеру для счастья.

Сегодня Горький это классика, но я подозреваю, опубликуй он этот текст в настоящее время, против него бы возбудили уголовное дело за оскорбление чувств верующих.

-4

ГОРЬКИЙ И СЕКС

У Горького много секса, подозреваю, что именно за эту тему его превозносили современницы.

Если в «Повести о ненужном человеке» главный герой ни на что не годен даже при активном желании пьяной женщины, то здесь протагонист женат и сексуально активен. Как показывает автобиографическая повесть «В людях», все это слепок личных впечатлений Горького.

«А свекровь уговаривает; “Ты же молодая, иди по монастырям, монахи до баб жадные, много денег наберешь”», - Горький вставляет так пассаж о женщине, которой нечем кормить детей.

«В аду – не хуже, там детей не будет со мной», «Я вот била своих, когда они хлеба просили, била», - продолжает Горький описывать эту даму.

Матвей по сюжету познакомился с ней и поспал вместе где-то у дороги.

«А наутро пошла она в сторону от меня – продавать свое тело монахам, и, уходя, молвила злобно:

“- Что же ты, - вместе спали и сильнее ты меня, что же не попользовался дармовым-то мясцом. Эх ты”», - такое еще надо было придумать!

-5

ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА

Общение Матвея с еще одной дамой Горький описывает следующим образом:

«Но когда, в самозабвении оба, совершили мы с нею святое брачное таинство, снова смутила меня лукавая мысль:

“А как обманула она и не с первым со мной это творит”».

Согласно сюжету, женщина, которую зовут Христя, попросила Матвея сделать ей ребенка, что Горький описывает в самых возвышенных тонах.

Я посмотрел критику и обратил внимание на то, как литературоведы пафосно рассказывают об этом замешанном на пропаганде лживом «поиске Бога».

-6

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПРОПАГАНДА

После женщин Матвей встретил на дороге рабоче-крестьянского «блаженного» 53 лет с думами о русском народе, который отправил его на завод поучиться умным мыслям.

На этом Горький впадает в пропаганду про народ, рабочих и эксплуататоров и показывает смысл произведения – «борьба за права рабочих суть истинная вера». Горький просто переписывает библейские сюжеты в стилистику революционной пропаганды.

«Целый вечер рассказывал он мне о жестоких гонениях людей: оказывается, что за такие речи, как я говорил, и смертью казнили, и тысячи народа костьми легли в Сибири, в каторгах, но Иродово избиение не прекращается, и верующие тайно растут», - «верующие» в данном пассаже Горького – это революционеры и прочие марксисты-ленинисты.

«Если человек за веру свою готов потерять свободу и жизнь, значит – он верует искренне и подобен первомученникам за Христов закон», - так Горький подытоживает, что Истина якобы в марксизме, революции и прочей идеологической мути.

Одновременно с этим прописан пассаж про то, что книги читать тяжело, но необходимо. Горький понимает, что людям неинтересно осваивать Маркса, Энгельса, Ленина и прочих, но призывает к тому, что это надо делать даже при непонимании прочитанного.

В финале повести по доносу церковных властей пребывает полиция, арестовывает всех, но окрыленный новой «верой» Матвей убегает от «псов режима» в лес.

-7

НЕУБЕДИТЕЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ

Горький в письме Брюссову отмечал, что крайне недоволен этой повестью, а основоположник российской социал-демократии Плеханов высказался еще жестче:

«Максим Горький хочет дать философию религии, а на самом деле дает только понятие о том, как плохо известна ему эта философия».

Впрочем, были и другие точки зрения – дореволюционный литературный критик Философов считал, что Горький попал в точку:

«Горький очень проникновенно отметил, что первая ступень самопознания – это вопрос о личном отношении к Богу и созданному им миру».

Однако мнение Философова – это литературщина. Горький, во-первых, занимался в этой повести откровенной пропагандой, а во-вторых, сделал это неубедительно. Экзальтированные революционеры были в восторге, но для умного человека этот текст представляет собой агитку.

Литературный талант налицо, а вот идей на две копейки.