Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Султаны и мятежные принцы Индонезии. XVIII век

В 1755 году султанат Матарам оказался окончательно расколот на три части. Согласно трёхстороннему Гиянтскому соглашению, часть земель подобрала под себя Нидерландская Ост-Индская Компания (разумеется, под её сенью и завершался очередной конфликт), а ещё на месте старого «королевства» возникло сразу два юридически равноправных государства - султанаты Суракарта и Джокьякарта.

Чуть позднее, в 1757 году на востоке (ка можно видеть на карте) было учреждено ещё одно государство - княжество Мангкунагарам, как вассальное по отношению к Суракарте, а строго говоря, конечно, тем же голландским колонизаторам.

Остров Ява в 1757 году
Остров Ява в 1757 году

Таков был итог Третьей Яванской войны за престолонаследие, разразившейся в 1749 году после смерти султана Пакубовоно II. В этой войне сошлись дядя и племянник - единокровный брат (сын наложницы) султана, принц Мангкубуми, воевал против наследника и законного сына султана - Пакубовано III. На этом этапе истории, в отличии от Средних Веков можно уже достаточно легко разобраться в хитросплетениях родовых связей султанской семьи старой Индонезии.

Собственно, всю первую половину XVIII века, Ява полыхала в огне восстаний против голландского господства, и эти восстания перемежались (и сочетались) с династическими конфликтами - Первая война за трон была в 1704-1708 годах, Вторая - в 1719-1723, кроме того, формально династическим можно считать явано-китайское восстание против голландцев в 1741-1743 годах, когда восставшими предводительствовал Раден Мас Гаренди (Сунан Кунинг) один из младших принцев династии, захвативший на короткое время власть и правивший под именем Амангкурата V (позже был побеждён, схвачен голландцами и выслан на Цейлон, где и скончался в неустановленное время).

Антиголландская война 1741-1743
Антиголландская война 1741-1743

Если с мотивами сопротивления западноевропейским цивилизаторам относительно всё понятно, то причинами династических войн служила крайне неясная и запутанная система наследования престола. Королевой и официальной женой (гарва падми) у султана Матарама должна была быть только одна женщина.

Как будто, старший из её сыновей и должен был, когда придёт время (то есть, после смерти отца-султана) стать новым монархом. Вот только число наложниц монарха (гарва ампила) было не ограничено, у некоторых султанов фиксировались имена лишь тех женщин, что являлись матерями как-то выделявшихся королевских отпрысков, у других же списки довольно длинные. И при этом, «внебрачные» дети сусусханов не были вовсе лишены каких-то прав, иначе тогда на чем вообще были основаны их амбиции?

Свою лепту в эту анархию, разумеется, вносили и голландцы, действовавшие по известному принципу «разделяй и властвуй». Хотя здесь порой трудно понять, кто кого больше использовал в своих интересах - голландцы младших принцев, или же последние - Нидерландскую Ост-Индскую Компанию.

Принц Мангкубуми
Принц Мангкубуми

Итак, младший принц Мангкубуми (это не личное имя, а титул для младшего брата султана, примерно обозначающий «глава королевской администрации), урождённый Раден Мас Суджана, сначала поддерживал своего законного старшего брата-султана в борьбе с их мятежным племянником Мангкугенара (Раден Мас Саид).

Этот последний не совсем по зову сердца пошёл в бунтари, мятеж поднял ещё его отец, который хоть и был сыном наложницы, но рассматривался султаном на роль преемника, однако в конце концов был отстранён, взбунтовался и потерпев поражение отправлен в заключение на голландский же Цейлон, где и умер, как чуть позднее другой их родич, упомянутый выше.