Помните, что, если во время занятия что-то кажется неправильным или вызывает дискомфорт, значит ваш голос пытается сказать вам, что вы делаете что-то не так. Обращайте внимание на эти сигналы!
Помните:
- Вам всегда должно быть комфортно петь.
- Техника должна сразу давать желаемый результат. Если этого не происходит, значит вы работаете с ней неправильно.
- Если упражнение причиняет боль, ощущается некомфортным или неправильным, то оно НЕПРАВИЛЬНО. Вы – единственный, кто знает, что вы чувствуете, доверяйте своим ощущениям.
Найдите «шум», сузив надгортанную воронку. Может возникнуть ощущение, что вы создаете давление между задней частью языка, нёбом и задней стенкой горла. Может возникнуть ощущение, будто вы останавливаете ноту задней частью языка. Попробуйте произвести небольшой дисторшн (искажение) без ноты. #210
Когда вы обнаружите дисторшн, попытайтесь усилить его, сказав «эй» на удобной низкой ноте в Нейтральном режиме на очень ровном, светлом и тихом «АH» (как в «far»). Сохраняйте режим и ноту. #211
Когда вы сможете это контролировать, начните снова в Нейтральном режиме с ноты Bb4 для женщин или C4 для мужчин и с очень ровной, светлой и тихой ноты «АH». Убедитесь, что нота ощущается и звучит одинаково независимо от того, добавлен дисторшн или нет. Теперь поочерёдно добавляйте дисторшн к ноте и убирайте его. Позже попрактикуйтесь во всех режимах с дисторшном. #214
Постепенно уменьшайте дисторшн, всё меньше и меньше сужая надгортанную воронку. Может возникнуть ощущение, будто вы уменьшаете давление между задней частью языка, нёбом и задней стенкой речевого тракта. Чтобы использовать очень небольшое количество дисторшна, требуется гораздо больше контроля и энергии поддержки. Выясните, насколько мало дисторшна можно добавить в различные режимы. #215
Затем попробуйте добавить дисторшн к звукоряду из пяти нот вверх и вниз. Добавьте одинаковое количество дисторшна на все ноты. После этого попробуйте добавить дисторшн только к выбранным нотам и повторяйте упражнение, начиная каждый раз на полтона выше. #216
Практикуйте дисторшн во всех режимах. Используйте тот режим и гласную, которые кажутся вам наиболее простыми, но избегайте в начале большинства «задних» гласных, таких как «OH» (как в «so»), «O» (как в «woman») и «OO» (как в «you»). Прежде чем добавлять дисторшн, убедитесь, что положение режима правильное. Дисторшн не должен каким-либо образом менять режим – правила каждого режима должны соблюдаться всегда. Повторяйте упражнение каждый раз, начиная на полтона выше, и будьте осторожны, чтобы не петь слишком высоко в Овердрайве, особенно женщины.
Дисторшн в Нейтральном с воздухом #217
Дисторшн в Нейтральном без воздуха #218
Дисторшн в Кёрбинге #219
Дисторшн в Овердрайве #220
Дисторшн в Эдже #221
Добавьте дисторшн к фразе, если, по вашему мнению, она соответствует настроению песни и вашей экспрессивности. Попробуйте добавить дисторшн к различным гласным, но поначалу избегайте «ОН», «О» и «ОО». #222
Как только вы доведёте дисторшн до совершенства, потренируйтесь переключаться между режимами с дисторшном, например, из Нейтрального с воздухом с дисторшном в Овердрайв с дисторшном. Не забывайте соблюдать правила режимов (см. «Переходы между режимами»). Это довольно сложно и требует хорошей техники, поэтому экспериментировать следует только в том случае, если вы полностью контролируете режимы и дисторшн, следуете основным принципам правильного использования голоса и можете точно почувствовать, когда вы выходите за пределы его возможностей. #223
Упражнение на полный дисторшн
Теперь попробуйте преувеличить дисторшн и перестать издавать вокальный звук. Таким образом вы практикуете полный дисторшн. Потренируйтесь переходить от дисторшна к полному дисторшну и обратно. Если вы чувствуете дискомфорт, когда вы убираете ноту и переходите в полный дисторшн, это, скорее всего, происходит из-за того, что вы нарушили режим зажимом (см. «Три основных принципа»). #224
Предостережения
Если какое-либо из упражнений вызывает дискомфорт, першение или боль, причина обычно в неправильном выполнением основного режима. Поэтому практикуйте упражнения без дисторшна, пока не овладеете режимами полностью. Затем добавьте дисторшн и придерживайтесь центра режимов.
- Никакие искажения (дисторшн) не должны причинять боль или вызывать дискомфорт.
- Убедитесь, что надгортанная воронка всегда сужена при использовании дисторшна.
- Следите за тем, чтобы во время дисторшна гортань всегда была приподнята.
- Поначалу будьте осторожны и не поднимайте нёбо, так как это может опустить гортань и помешать работе надгортанной воронки.
- Чем выше вы поёте, тем больше вам нужно поддержки, чтобы избежать зажима или срывов.
- Чем выше вы поёте, тем легче вам будет использовать дисторшн, если вы сузите гласные, например, меняя или смещая их в сторону «I» (как в «sit») или «А» (как в «and»).
- Избегайте вначале тёмных окрасок звука, так как они могут затруднить использование тванга. Это может причинить боль и вызвать зажим.
Непреднамеренное искажение (дисторшн)
Если в нотах появляется непреднамеренное искажение, это может произойти по следующим причинам:
- режим установлен неправильно;
- вы пытаетесь петь в режиме Кёрбинг на слишком большой громкости;
- надгортанная воронка недостаточно сужена;
- гортань расположена недостаточно высоко;
- вы не заметили зажим, вызванный выпячиванием челюсти, сжатием губ или недостаточной поддержкой;
- вы потеряли «укус» в Овердрайве или тванг в Эдже, и голос вот-вот потеряет металлический звук;
- вы настолько подняли нёбо, что гортань опустилась. Это затрудняет корректировку дисторшна;
- вы поёте в режимах Эдж, Овердрайв или Кёрбинг на слишком малой громкости.
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK