Всех с Новым годом! Но без китайского и сегодня, 1 января, не обойдется ))))
Китайский каллиграф Вэй Фужень когда-то давным давно в глубокой древности назвал семь основных элементов каллиграфии, шесть линий и точку, семью тайнами: «Горизонтальная линия хен похожа на облака, распространяющиеся на тысячи ли; точка дянь создает впечатление падающего с высокой скалы камня; линия пе, сильно отклоняющаяся влево, как бы падающая сверху вниз, по форме напоминает лезвие меча или рог носорога; вертикальная прямая чжи – как старый стебель винограда, прямой и исполненный силы».
Итак, в третьем уроке мы узнали первые шесть основных черт китайских иероглифов: 一 (горизонтальная черта), 丨(вертикальная), 丿(откидная влево), ㇏ (откидная вправо), 丶(точка) и / (восходящая. Образец написания:
Мы уже начали разбирать основные принципы написания иероглифов и изучили первые 8 правил. Продолжим изучать на примерах. На рисунках показана последовательность написания черт иероглифов:
9. Девятое правило – иероглиф пишется сверху вниз:
10. Иероглиф пишется слева направо:
11. Сначала пишется горизонтальная, потом вертикальная
12. Сначала пишется откидная влево, потом откидная вправо
По мере изучения новых черт мы продолжим и знакомиться со следующими правилами написания. На самом деле, это не сложно – нужно лишь с самого начала привыкнуть соблюдать правила и порядок написания. После этого, даже если вы в какой-то момент подзабудете иероглиф, память руки поможет вам вспомнить, как он пишется.
Тренажер для написания первых шести черт можно скачать здесь
Прописи: в малую клетку и в большую
Следующие черты и первые китайские слова с произношением и написанием изучим в 4 уроке.
Пока мы учимся писать по клеточкам, мы осваиваем письмо в технике неподвижного или каменного запястья – чтобы иероглиф не расплывался и не кривился, а оставался ровным и красивым в центре клетки. Но это начальная ученическая техника письма шариковой ручкой – она важна на начальном этапе. Китайские каллиграфы, пишущие при помощи кисти и туши, разумеется, пишут не так: при письме у них задействуется кисть руки, пальцы, запястье, мышцы всей руки в целом, и даже плечевой сустав. А если каллиграф работает над большим полотном, он может задействовать все тело. В Китае развился особый вид медитации с помощью каллиграфии: пишут водой на асфальте, стене или доске, вода высыхает – от красивых летящих строк не остается и следа. Каллиграфия – не результат, но процесс, приводящий в порядок ум и сердце.
Из трактата каллиграфа и музыканта эпохи Хань Цай Юна: «Строение иероглифа, его внешний облик может создать самые разнообразные впечатления – иероглиф может как будто неподвижно стоять, или идти, или лететь; двигаться, то, словно удаляясь от нас, то, наоборот, приближаясь; он может как бы спокойно лежать в дрёме или, пробуждаясь, вставать; иероглиф бывает печальным или, напротив, весёлым, он может передавать ритмы то весенние, то летние, то осени, то зимы; может походить на дерево, источенное жуками, или на острое лезвие ножа или копья…; иероглиф может напоминать движение струй воды или языков пламени, движение облаков или дымки, наконец - игру солнечных лучей или лунных бликов…».