Найти тему

Основные правила написания иероглифов - часть 2

Всех с Новым годом! Но без китайского и сегодня, 1 января, не обойдется ))))

Китайский каллиграф Вэй Фужень когда-то давным давно в глубокой древности назвал семь основных элементов каллиграфии, шесть линий и точку, семью тайнами: «Горизонтальная линия хен похожа на облака, распространяющиеся на тысячи ли; точка дянь создает впечатление падающего с высокой скалы камня; линия пе, сильно отклоняющаяся влево, как бы падающая сверху вниз, по форме напоминает лезвие меча или рог носорога; вертикальная прямая чжи – как старый стебель винограда, прямой и исполненный силы».

Итак, в третьем уроке мы узнали первые шесть основных черт китайских иероглифов: 一 (горизонтальная черта), 丨(вертикальная), 丿(откидная влево), ㇏ (откидная вправо), 丶(точка) и / (восходящая. Образец написания:

横 héng – горизонтальная. Кисть (ручка) движется слева направо.
横 héng – горизонтальная. Кисть (ручка) движется слева направо.
竖 shù (или 直 zhí) – вертикальная. Кисть (ручка) движется сверху вниз.
竖 shù (или 直 zhí) – вертикальная. Кисть (ручка) движется сверху вниз.
撇 piě – откидная влево (с большим или меньшим наклоном). Кисть (ручка) движется сверху вниз – это нисходящая черта.
撇 piě – откидная влево (с большим или меньшим наклоном). Кисть (ручка) движется сверху вниз – это нисходящая черта.
捺 nà – откидная вправо. Кисть (ручка) движется сверху вниз – это тоже нисходящая черта.
捺 nà – откидная вправо. Кисть (ручка) движется сверху вниз – это тоже нисходящая черта.
提 tí – восходящая. Обратите внимание: кисть (ручка) чуть-чуть задерживается внизу, образуя крохотный крючок, а затем стремительно дивжется вверх.
提 tí – восходящая. Обратите внимание: кисть (ручка) чуть-чуть задерживается внизу, образуя крохотный крючок, а затем стремительно дивжется вверх.
点 diǎn – точка (вправо и влево). Да, точка в китайской каллиграфии больше похожа на черточку, штрих, которых может быть прочерчен под наклоном влево и вправо.
点 diǎn – точка (вправо и влево). Да, точка в китайской каллиграфии больше похожа на черточку, штрих, которых может быть прочерчен под наклоном влево и вправо.

Мы уже начали разбирать основные принципы написания иероглифов и изучили первые 8 правил. Продолжим изучать на примерах. На рисунках показана последовательность написания черт иероглифов:
9. Девятое правило – иероглиф пишется сверху вниз:

二 èr два
二 èr два
三 sān три
三 sān три

10. Иероглиф пишется слева направо:

他 tā он
他 tā он

11. Сначала пишется горизонтальная, потом вертикальная

十 shí – десять
十 shí – десять

12. Сначала пишется откидная влево, потом откидная вправо

人 rén человек
人 rén человек

По мере изучения новых черт мы продолжим и знакомиться со следующими правилами написания. На самом деле, это не сложно – нужно лишь с самого начала привыкнуть соблюдать правила и порядок написания. После этого, даже если вы в какой-то момент подзабудете иероглиф, память руки поможет вам вспомнить, как он пишется.

Тренажер для написания первых шести черт можно скачать здесь

Прописи: в малую клетку и в большую

Следующие черты и первые китайские слова с произношением и написанием изучим в 4 уроке.

Пока мы учимся писать по клеточкам, мы осваиваем письмо в технике неподвижного или каменного запястья – чтобы иероглиф не расплывался и не кривился, а оставался ровным и красивым в центре клетки. Но это начальная ученическая техника письма шариковой ручкой – она важна на начальном этапе. Китайские каллиграфы, пишущие при помощи кисти и туши, разумеется, пишут не так: при письме у них задействуется кисть руки, пальцы, запястье, мышцы всей руки в целом, и даже плечевой сустав. А если каллиграф работает над большим полотном, он может задействовать все тело. В Китае развился особый вид медитации с помощью каллиграфии: пишут водой на асфальте, стене или доске, вода высыхает – от красивых летящих строк не остается и следа. Каллиграфия – не результат, но процесс, приводящий в порядок ум и сердце.
Из трактата каллиграфа и музыканта эпохи Хань Цай Юна: «Строение иероглифа, его внешний облик может создать самые разнообразные впечатления – иероглиф может как будто неподвижно стоять, или идти, или лететь; двигаться, то, словно удаляясь от нас, то, наоборот, приближаясь; он может как бы спокойно лежать в дрёме или, пробуждаясь, вставать; иероглиф бывает печальным или, напротив, весёлым, он может передавать ритмы то весенние, то летние, то осени, то зимы; может походить на дерево, источенное жуками, или на острое лезвие ножа или копья…; иероглиф может напоминать движение струй воды или языков пламени, движение облаков или дымки, наконец - игру солнечных лучей или лунных бликов…».