Найти тему

"Будет как я сказала!" и еще 3 формы профессионального поведения старшего воспитателя. Как с этим работать педагогу детского сада

Оглавление

Друзья, привет. Не планировала публиковать контент в праздники, но результаты анализа Метрики навели на определенные мысли. Мой блог в ушедшем году только лишь через поисковые запросы нашли более двух тысяч раз. И знаете, что интересно? Иногда спрашивают такие вроде бы мелочи, за которыми вроде и обращаться к интернету не нужно, достаточно решить этот вопрос на рабочем месте.

В связи с чем у меня огромный вопрос:

Почему педагоги-дошкольники со своими вопросами приходят в интернет, а не к методисту?

Где старшие воспитатели в детских садах и как они работают? Сегодняшнюю статью я хочу посвятить именно этому и поговорить о формах профессионального поведения старшего воспитателя и том, как с этим жить и работать.

"Будет как я сказала!" и еще 3 формы профессионального поведения старшего воспитателя. Как с этим работать педагогу детского сада
"Будет как я сказала!" и еще 3 формы профессионального поведения старшего воспитателя. Как с этим работать педагогу детского сада

Но для начала о самих педагогах. Просящему, как говорится, дается. Но есть коллеги, которые не спрашивают. Здесь могут быть вот какие варианты.

  • Педагог попросту стесняется спросить. Ну тут причины у каждого свои. Кто-то не хочет показаться несведущим, кто-то любит "копаться" и искать истину самостоятельно. Очень часто стесняются попросить помощи молодые специалисты, которым сложно пока еще выстраивать коммуникативные связи в коллективе и, в особенности, с администрацией детского сада.
  • Педагог на работе "сам с усам". Локально. Демонстративно. Он знает все и даже больше. Но затем бежит спрашивать в интернет. А интернет, общеизвестно, - место такое себе. Вот потом и получается, что здесь я не должен, тут правильно именно так, а не иначе. И ведь где спрашиваем совета? На форумах. Не в методичках, правда? А в сети очень сложно "фильтровать" потоки информации и вычленять действительно профессиональные мнения и советы.

Ну а теперь к методистам, старшим воспитателям. Называйте, как нравится. Почему педагоги с ними не связываются?

Старшему воспитателю "некогда"

Вариант из тех, которые на поверхности. При том, что педагоги детского сада на старшего воспитателя обычно смотрят косо и называют его бездельником. Как-то в одном из комментариев видела интересный опыт: что ни зайдешь, старший воспитатель пьет чай и слушает музыку. Верится с трудом, но все же не исключаю подобное. Но давайте к делу. Да, есть старшие коллеги, к которым не подъедешь ни на козле, ни на чем-либо другом. Друзья, тихий час - это ваше время. Когда еще консультироваться, если вы работаете на группе и отлучиться от детей не имеете возможности? Время детского сна в циклограмме методиста должно быть именно консультационным. Специалистам в этом плане приходится действовать по-другому, поскольку большинство из них, работая, предположим, на ставку, к часу уже завершают рабочий день. Что делаем? Договариваемся, если есть такая необходимость и старший воспитатель не принимает вас по запросу, о выделении в циклограмме деятельности консультационного времени для специалистов.

Старший воспитатель занимает позицию, подобную этой: "Вы что, мой опыт будете показывать?"

Да, есть методисты, которые работают именно так. То есть старший воспитатель, предварительно не направив педагога, позже минусует его деятельность. В этом подходе какой-то процент правды все-таки есть. Но ведь никто и не просит расписывать от и до каждый момент (хотя есть коллеги, которые и не отказались бы). Часто педагог нуждается в элементарном толчке. Даже опытный. И методист обязан помочь в этом. Как эта история выглядит со стороны? Со стороны именно педагогов. Методист таким образом подчеркивает свою значимость и компетентность. Правда, за счет других. Некрасиво, на самом деле.

Про тех, кто бы не отказался представить чужой опыт. Я работала и с такими. Приходят, просят тут подсказать, здесь помочь. Спрашиваешь: а вы как сами считаете? Какие мысли уже набросали? А в ответ - тишина. То есть как бы сделайте за меня, а? Нет, это так не работает. Приходите со своими набросками, а дальше уже смотреть будем и подсказывать при необходимости. По крайней мере, моя позиция такая.

Педагоги не доверяют опыту старшего воспитателя

Да. И бывает такое чаще всего, когда методист не имеет отношения к системе дошкольного образования. Старший воспитатель детского сада не может не иметь опыта работы воспитателем на группе. Он должен быть практиком. Обязан. Прогрессивным практиком с высокими результатами. С узкими методиками все, конечно, сложнее. Хорошо, если, будучи воспитателем, методист работал с квалифицированными специалистами и мог перенять опыт от них. В любом случае, далее лишь самостоятельное изучение. Потому как работа старшего воспитателя не ограничивается воспитателями. Хотя, кстати, запросы подобные в метрике я встречала. Что-то типа "подчиняются" ли психолог и логопед старшему воспитателю. Слово-то какое. "Подчиняются". Да, функционал старшего воспитателя распространяется и на узких специалистов, как бы им этого не хотелось. Вопрос подобного взаимодействия - вопрос сложный, это отдельная история и далеко не этой статьи. Поэтому пойдем дальше.

Как с этим работать? Слушать, но проверять информацию. Опять же, в проверенных источниках. В методической литературе, в диалоге с опытными коллегами. Как-то так.

"Будет как я сказала!" - стучит по столу кулаком старший воспитатель

Ооо, люблю эту историю, на самом деле. Она может вытекать из предыдущего раздела, когда методист, как говорится, не в теме, но очень "дельный" и эгоцентричный. Может быть другой вариант: старший воспитатель реально знает как лучше, но при этом действует бескомпромиссно. Это тоже своего рода ошибка, которую допускают старшие воспитатели. Вы проконсультировали педагога? Его право принять помощь и использовать ее или же отказаться от применения. У меня такое было. Одна из воспитателей пришла ко мне за консультацией к открытому занятию. Ну а поскольку кабинет мы делили с музыкальным руководителем, ей невольно пришлось стать свидетелем этой консультации. Через !внимание! час музыкант не выдержала и просто удалилась из кабинета. Все это время мы переливали из пустого в порожнее один из элементов занятия. Воспитатель настаивала на своем. Ок. Знаете, как нужно? А зачем тогда пришли? Ну а уже в ходе коллективного анализа прошедшего занятия все встало на свои места, когда несколько воспитателей (а сначала высказывались они) указали ей на этот же момент.

Что делать, если ваш методист обязывает делать, как он сказал? Сейчас будет ветка.

  1. Если вы не доверяете профессионализму методиста, можете пойти двумя путями. Махнуть рукой и сделать так, как говорят. Не факт, что правильно (и скорее всего не правильно)? Ну и что, правда? Зато головной боли меньше. Вариант второй - пойти против, вызвав недовольство, но докопавшись до истины и "утерев нос" методисту, подкрепляя свои действия и выводы проверенными материалами. Решать здесь только вам.
  2. Если старший воспитатель все же авторитетен для вас и его мнению вы доверяете, сделайте так, как он говорит. Каким бы человеком вы его не представляли, чаще всего методист радуется вашим успехам как своим. Правда. Ну, по крайней мере, так работала я.

Как было у меня? Мне повезло. Я методисту своему доверяла. На то были свои причины. Ну, во-первых, я вообще была не в теме дошколки и вникала в каждое слово старшего воспитателя. Во-вторых, она прошла приличный воспитательский путь. В-третьих, ее старшим воспитателем была одна из самых грамотных специалистов нашего муниципального района. В-четвертых - время для педагогов находилось у нее всегда, по любому из вопросов. В-пятых, меня подкупала организованность ее работы в целом, методического кабинета и каждой его составляющей. От простого порядка на рабочем месте до подробнейших картотек периодических изданий. Не идеализирую этого человека, потому что были в ее деятельности и странные моменты. К примеру, контроль. Но это, скорее, вопрос к заведующей, потому как мы, воспитатели и специалисты, видели старшего лишь на открытых занятиях и изредка на прогулках. Почему к заведующей? Потому что она "власть" не разделяла, а то вдруг методист затмит заведующего. Контроль осуществляла руководитель, и не методический и даже не административный, а какой-то нам не понятный и неадекватный. Проверяя тумбочки в поисках чайника и крича из окна в ходе прогулки "Занимайтесь детьми!", если воспитатель присел на лавочку. Опять же, это другая история. И хорошо, что она в свое время для меня закончилась.

Друзья, как у вас с методистами? Обращаетесь к ним за помощью? Расскажите свою историю в комментариях. А может быть, вам удастся выделить еще какой-либо стиль профессионального поведения старшего воспитателя, который заставляет педагогов искать рекомендации в сети. С чем и кем работали? Расскажите. А может ваш методист - "вампир"? У меня на этот счет есть пара материалов:

Лайк и подписка на канал "методист в отставке" приветствуются, поскольку это позволит большему количеству педагогов познакомиться с этим материалом. Так что не пожалейте, буду благодарна.

Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

А если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые