С праздником, уважаемые читатели! Богородица часто изображается с предстоящими ангелами, святыми, да и просто страждующими помощи людьми. Но это не всегда одни и те же святые. В этом материале обратим внимание на случаи, когда на иконах Пресвятой Богородицы пишется и святитель Николай. Казалось бы, объединение их образов в одном не может быть сюжетным, а должно быть обусловлено почитанием святителя. И действительно, это чаще всего так, ведь русский народ, например, считал его вторым после Богородицы заступником и молитвенником перед Богом. Но есть одно исключение, когда Богоматерь и святитель Николай объединены сюжетом.
В конце четырнадцатого века на севере Руси в новгородских землях над водами реки Тихвинки рыбаки стали видеть икону Богородицы с Богомладенцем, стоящую в воздухе. Это была названная позже Тихвинской чудотворная икона Богоматери. Строительство храма в её честь, а затем и монастыря позволило развиться рядом городу, который стал на долгие столетия крепостью против захватчиков с севера.
С прославлением этой иконы было связано одно важное событие, впервые в письменном виде зафиксированное в "Сказании об иконе Богоматери Тихвинской", известном с конца шестнадцатого века. Когда Тихвинской иконе Богоматери соорудили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, должны были поставить на его главу Крест. Пономарь Георгий (по прозвищу Юрыш, а может, это был уменьшительный вариант имени) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящих событиях. Когда он возвращался обратно за день до праздника Успения, то почувствовал необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней увидел святителя Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на церкви поставили не железный, а деревянный крест. В чем была значимость материала Креста? Богородица объяснила пономарю: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном». И Богородица Сама пришла, чтобы сообщить об этом. Пономарь был смущён, ведь он явно не играл главную роль в решении этого вопроса, но святитель Николай обещал дать знамение. Поэтому Юрыш поведал всем о явлении, которому он был свидетелем. Однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Только ветер, мешавший установить Крест, принудил их признать правоту Юрыша.
Со временем на месте чудесного явления Богоматери и святителя Николая была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на котором сидела Богородица, сделали Крест и поставили в часовне. Со временем и здесь был основан монастырь. А икона, которая изобразила это явление, была названа "Явление Богоматери пономарю Юрышу", или кратко "Беседная", потому что Богоматерь и святитель Николай вели с юношей беседу.
Сложилось две разновидности этой иконы. На первой мы практически видим кусочек рая: Богородица сидит на фантазийном цветущем дереве, рядом - святитель Николай. Пономарь коленопреклоненный перед Ней. Это первый и второй примеры в подборке. Другая разновидность - более реалистичное изображение места события, сосновое дерево, рядом с которым сидящая Богоматерь и святитель Николай, пономарь тоже коленопреклоненный. На заднем фоне таких икон изображены некоторые детали, связанные с последующими событиями - храм, иногда человек, падающий с купола или стоящий у купола (попытка водрузить железный крест). Это третий, четвёртый и пятый примере в подборке.
Остальные иконы Богородицы, как и было ожидаемо, дополнены образом святителя Николая без сюжета, как молитвенного предстателя, любимого народом.
Колочская икона Богородицы обретена в 1413 г. на р. Колочи в Можайском княжестве и скорее всего первоначальный образ был складнем. Об этом свидетельствует описание образа в документах шестнадцатого века, где упоминаются "затворцы" с образами пророка Ильи и святителя Николая. Сейчас местонахождение иконы неизвестно, поэтому изучить её невозможно. Сложная структура образа позволяет предполагать, что это были отдельные иконы, соединённые вместе по какой-то причине.
В верхней части копий иконы образ Святой Троицы, первая пара святых - Иоанн Предтеча и Симеон Богоприимец, рядом с Богоматерью с Богомладенцем уже названные пророк Илия (слева от Неё) и святитель Николай (справа от Неё). Внизу преподобные Пафнутий Боровский и Авраамий Смоленский, в кругах святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Возможно, некоторые святые на первоначальной иконе были изображены другие.
В 1539 году, в день Сошествия Святого Духа, в Тверской епархии, на берегу речки Пыршни в Оковецкой волости, недалеко от города Ржева, обрели икону Оковецкую (Ржевскую) Пресвятой Богородицы. Поскольку обретена была не одна икона, а ещё и Крест, то не очень понятно, были ли икона Богородицы и святителя Николая двумя иконами и их просто соединили в единое целое, или это и была одна икона. В описаний событий сказано, что иконы были старыми, и можно было принять две иконы за одну, разделившуюся на части от времени. В советское время следы иконы также были потеряны, и изучить вопрос подробно пока невозможно.
Икону ещё называют "Прозрение очес", потому что несколько десятков первых чудес при обретении иконы были связаны с избавлением от слепоты.
Дуниловскую икону Богородицы обрели в 1677 г. в устье реки Дуниловки в Вологодской епархии, в воде. По-видимому, она была двухчастная, а вот были ли эти части первоначально двумя разными иконами, проверить тоже невозможно из-за исчезновения образа. В копиях иконы в верхнем регистре есть образ Божией Матери типа «Казанская» с предстоящими пророком Илией и архангелом Михаилом. В нижнем ярусе представлено изображение святителя Николая Чудотворца, по сторонам от которого в круглых медальонах изображены Тихон, епископ Амафунтский, и великомученица Параскева.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!