Истинная вера мастера в своего ученика – бесценный источник сил музыканта на его профессиональном пути, как в период становления, так и во всей жизни в целом.
За каждым учеником стоит учитель. И за каждым учителем также – его учитель. Ученик может и не стать учителем для других. Но учитель, как и любой ученик, всегда остаётся продолжением своего наставника и началом самого себя.
Это не софистика, а пожалуй – основа основ. Напоминает принцип отношений «родитель-ребёнок». Разве с этим можно поспорить?
Разница в том, что родителей не выбирают, однако и учитель может стать подарком судьбы. А может и не стать им.
Что стои́т за лёгкой россыпью искрящихся пассажей..?
Профессия музыканта, в особенности её публичный, сценический ракурс требует колоссальных силовых ресурсов. Как физических, так и психических. Основным ресурсом музыканта для работы и развития является талант.
Это понятие относительно абстрактно, однако, можно сказать, что талант заключает в себе всё: от выносливости, до творческой организации мышления. Уровень таланта проявляется во всём, даже в том насколько пианист владеет собой и своей игрой на сцене, насколько он способен завораживать, увлекать публику своим исполнением. И там ещё множество всего.
Но осуществление перспективы развития всех этих задатков, на первых этапах в огромной мере зависит от Учителя.
Учитель, силы дающий
А в чём сила пианиста? В уверенности в себе.
Каким образом учителю удаётся вселить в своего ученика уверенность? Это чувство для пианиста может быть наградой лишь за терпеливый, самозабвенный труд.
Здесь есть тонкая грань между гордыней, перекрывающей тонкие каналы-связи субстанции музыки и самого исполнителя, и той мерой самодостаточности, которая позволяет пианисту быть артистом на сцене – ярким, искренним, настоящим и т. д.
И вот, именно тот момент, когда роль учителя может стать решающей. Он либо преисполняется верой в ученика, безусловно имея на это определённые основания (сейчас не буду отвлекаться от темы). Или же избирает страх как инструмент движущей силы процесса формирования будущего музыканта.
Чудеса педагогики
Я иногда замечаю одно интересное явление, как с позиции начинающего учителя, так и с позиции ученицы известных мэтров консерватории:
У профессора и студента (учителя-ученика) бывает одно чувство на двоих. Это либо страх, либо вера.
Со всей бесконечной гаммой соседствующих чувств (ещё может быть «ничего», но это даже обсуждать не стоит).
Таким образом, вера учителя становится опорой, началом собственной веры ученика в свои силы, в свои возможности и прочее.
И также работает страх учителя, находя своё место и в ученике. Страх оказаться по факту ниже уровня своих внутренних амбиций. Страх ошибиться. Страх оказаться слабее, меньше других и т. п.
С одной стороны, это состояние постоянного беспокойства за своё эго заставляет много трудиться и добиваться определённых результатов. Наверное, это нормально. Но часть энергии, которая уходит непосредственно на страх, могла бы оказаться преобразованной в действие, служащее переходом на новый, более высокий уровень, как профессиональный, так и личностный.
Если посмотреть на ситуацию с этой стороны, выходит так, что в ней это чувство мешает развитию, ставит ограничения. Дальше страха далеко не уйдёшь.
Сейчас было бы логичным пояснить, как именно выражается вера учителя в ученика. Но, всё же это отдельная тема. Она может появиться в следующих выпусках.
Дорогие читатели, а что думаете вы?
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статьи: