Найти в Дзене

Почему эффективность музыкальной педагогики (в том числе вузовской) не всегда оказывается достаточной? Мнение специалиста

Оглавление

Отвечу на вопрос сразу, чтобы был интерес читать мой «труд». Необходим комплексный подход.

Из стенограммы беседы с Г. Г. Нейгаузом во втором выпуске сборника «Пианисты рассказывают», Москва «Музыка» 1984
Из стенограммы беседы с Г. Г. Нейгаузом во втором выпуске сборника «Пианисты рассказывают», Москва «Музыка» 1984

Эта мысль принадлежит не мне первой. Полагаю, что я – 1577-я в очереди, образовавшейся после Генриха Густавовича Нейгауза [советского пианиста, педагога, музыкального писателя, профессора Московской консерватории]. И не могу сейчас точно сказать, была ли такая «очередь» до него. Скорее всего, да.

Как мне кажется, эта мысль для преподавателя и музыканта, желающего профессионально совершенствовать свой уровень и, тем паче, уровень другого человека – как «Отче Наш» для верующего.

Чтобы разобрать ответ, необходимо пояснение.

Учить другого, как учить себя

Самое интересное – когда сам педагог вникает в суть проблемы своей методики преподавания. Или в суть проблемы, на разрешение которой она направлена. Потому что критический подход к своей же работе требует определённой степени мужества и прочего.

Я отношу себя к той категории музыкантов, которые пожизненно пребывают в «учениках». Если уже не чьих-то, то своих собственных, то есть тех, которые обучаются исходя из своего личного намерения, осознанно подходя к чужому и своему опыту для дальнейшего углубления в профессию.

Это относится и к тем учителям, которые являются чисто «говорящими», но, однако, полностью посвятившими себя преподавательской деятельности – искусству «научить другого». А также это касается играющих учителей, тех, кто ведёт исполнительскую деятельность наряду с преподавательской. Одно другого не хуже. Сейчас тема не об этом.

Главное, что абсолютно все категории преподавателей сферы музыки (здесь главным образом речь идёт об исполнительском искусстве) способны в первую очередь исследовать свои педагогические возможности как музыкантов-личностей, и степень их реализации.
Из стенограммы беседы с Г. Г. Нейгаузом во втором выпуске сборника «Пианисты рассказывают»
Из стенограммы беседы с Г. Г. Нейгаузом во втором выпуске сборника «Пианисты рассказывают»

Врач, как пример учителю

Здесь мне отчего-то учитель музыки, конкретно учитель фортепиано, представляется в белом халате, как врач, который в ходе практики своей профессиональной деятельности встречается со всем разнообразием случаев, тем самым пополняя «багаж» своих знаний и соображений. То есть, повышая свой квалификационный уровень. Он знает, что из чего происходит и в организме, и в структуре медикаментов, видит все эти процессы, знает все нюансы причинно-следственных связей, и от того свободно может найти путь воздействия на них. Потому что он учёный. Потому что настоящий.

Почему для врача это важно? А для преподавателя?

Медицина даёт жизнь. А что даёт музыкальная педагогика?

А существует ли такой врач, который офтальмолог, но не в курсе вообще, что в черепе человека есть мозг? А зачем ему это, он же «по глазам». Глаза есть – и хорошо. И достаточно. «Уши? Нет, это не ко мне. Это к оториноларингологу. Я вообще не ответственный за уши» (невольно вспоминаю поликлинику).

Звучит своеобразно. А вот если представить, что такое «своеобразие» со знаком минус происходит в музыкальной педагогической практике?

Что это значит? Попросту сказать: учитель фортепиано, учит играть на фортепиано. И всё, на этом его полномочия оканчиваются. А вот учитель сольфеджио – пожалуйста, сольфеджио. Гармонии и анализу музыкальной формы обучают учителя теоретического профиля. И т.д. Это верно. Но...

Именно преподаватель специального инструмента, так сказать основного профиля обучающегося, это тот человек, который должен реализовать комплексную методику – объединить всё воедино в наиболее лаконичной и эффективной, действенной форме относительно конкретной задачи, разбора в рамках того же самого предмета фортепиано, например.

Не хочу отклоняться от темы, но как раз именно предмет фортепиано Г. Г. Нейгауз считал не «общим» для учеников других отделений, а «обязательным», т.к. именно этот инструмент отображает все возможности мира звуков. Именно знание этого инструмента даёт музыканту возможность охватить своим восприятием все грани звука и его тембров. Фортепиано – «инструмент-оркестр».

На своих уроках

Я не стараюсь быть «правильным» учителем и учить так, как меня учили учить на предмете методики преподавания. Честно признаться, это очень сложно и не всегда целесообразно всю жизнь делать одно и то же одинаково. Я думаю, так не бывает. Я могу учить только тому, чем практически владею сама. Что смогла постичь в процессе моей личной работы, а также работы с другими учениками. Или хотя бы осознаю и рассматриваю как важное для себя, то, что созвучно с моим личным ощущения дела.

Не пёстрая иллюстрация к статье. Не в тему наброски моей текущей работы в области композиции.
Не пёстрая иллюстрация к статье. Не в тему наброски моей текущей работы в области композиции.

Я задаю ученикам довольно «странные» вопросы на своих уроках фортепиано: «а что такое тоника; а что такое доминанта; а что такое форма сонаты; а где духовые инструменты располагаются в оркестре» и далее. Рассказываю об искусстве, об образах природы, о чувствах, о мыслях. О быте. Иногда сочиняю сказки. Иногда говорю о реальной жизни. И я уверена, что так поступают многие преподаватели. Я сама училась у таких удивительных, безграничных в профессиональном-музыкантском и личностном плане людей, для которых нет границ «педагогической ответственности».

Главное, когда учишь, понимать, что вечно учишься сам.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Я рада приветствовать своих коллег и всю нашу команду, которой я благодарна за внимание к своим статьям и работе! Также рада вашим комментариям, вопросам и просто интересным беседам на своём канале. Ваше мнение важно для меня. Спасибо большое за то, что вы есть! А кто ещё не присоединился к нам – присоединяйтесь!

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также образовательные материалы моего канала:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | Размышления пианистки, композитора | Дзен