1. Если набрать в поисковике название северного города Кандалакши, то после пары страниц информации начнут встречаться серьезные статьи, где имя города звучит как Кандалашка. И это не только распространенная ошибка — самый южный заполярный город Мурманской области так частенько называют моряки и работающие вахтой сотрудники биостанций. И в самом деле, произнести это слова правильно с непривычки трудно. А означает оно не то «вьючный залив» (в переводе с саамского), не то «мать-залив» (в переводе с карельского) — точной версии происхождения топонима нет;
2. Речь идет о живописном Кандалакшском заливе с бесчисленными заповедными островами. Он довольно хорошо просматривается с окрестных гор. Соединяясь в Кандалакше в единое целое, вода, острова и горы составляют, пожалуй, самое красивое место на Белом море и на всем Кольском полуострове;
3. Кандалакша — это один из немногих крупных населенных пунктов, расположенный непосредственно на берегу Белого моря, причем в самом дальнем северо-западном его углу. Тут издревле была наиболее обжитая часть региона, где первые поморы появились еще в XII веке. Село на месте будущего города возникло в 1526 году, а после тут построили Кокуев монастырь — миссионерский центр Русской Лапландии. Его упразднили сразу после окончания Северной войны;
4. Толчок развитию Кандалакши дала железная дорога, прошедшая через поселение в 1916 году. Магистраль соединила далекий Мурманск (тогда еще Романов-на Мурмане) с остальной страной, а также обеспечила грузам выход к Белому морю. Неожиданно Кандалакша оказалась в выгодном экономическом положении. А когда построили морской порт, так и вовсе стала главным перевалочным пунктом Мурманской области;
5. Таковым город остается и сейчас. С железной дорогой тут все в порядке — Кандалакшский транспортный узел считается крупнейшим на Кольском полуострове. А вот морской порт не особо велик, хотя и выделяется своей динамикой и наращивает объемы год от года. Железнодорожно-портовый профиль Кандалакши разбавляет алюминиевый завод, благодаря которому городская инфраструктура чувствует себя относительно неплохо;
6. Первые постсоветские годы новой эпохи нанесли ощутимый удар по экономике города. Сократилось производство, упала добыча рыбы, замерло судоходство. Как результат Кандалакша потеряла с начала 90-х почти 40% своего населения, что много даже для Русского Севера. Сейчас тут живет 28 тысяч человек, а город занимает пятое место в регионе после центрального Мурманска, военного Североморска и индустриальных Апатитов и Мончегорска;
7. Кандалакша сильно пострадала в годы Великой Отечественной. Враг рвался сюда, чтобы получить выход к Белому морю и перерезать главный канал ленд-лиза. Но немцев остановили в 80 километрах от города, а их авиация успела совершить ровно 666 налетов. Поэтому неудивительно, что после такого Кандалакша не может похвастаться богатой архитектурой. Ее центр в основном пятиэтажный, хотя и встречаются кварталы послевоенных двухэтажек с арками и эркерами. Впрочем, окрестная природа в Кандалакше облагораживает даже серые хрущевки;
8. Про природу стоит сказать отдельно. Главная достопримечательность — это Кандалакшский заповедник, охраняющий лесистые острова одноименного залива. Природа на них похожа на леса средней полосы. И только ковер пестрых ягод и шум моря напоминает, что это Север, а не Подмосковье. Кстати, ягоды в заповеднике разрешено собирать. Можно даже ловить рыбу в реках и ручьях. Главное условие — не для коммерческого использования;
9. На вопрос: «Что посмотреть в Кандалакше?» каждый местный житель укажет на тропу, ведущую к Вавилону. Так еще в древности назвали каменный лабиринт, датируемый вторым тысячелетием до нашей эры. С какой целью его выложили наши предки, наука сказать не может — есть несколько версий и все они любопытные. Еще одна интересная достопримечательность Кандалакши — это звенящие камни на Волосяной горе. Если ударить обычный камень молотком, то звук будет глухим. А здесь раздается ярко выраженный звон. Ученые связывают эффект с микротрещинами и резонансом звуковых колебаний;
10. Лодка на кандалакшском гербе называется карбас. Это старинное промысловое судно, на котором поморы выходили в море. А птица над парусом зовется гагой (морская утка). Именно с ее охраны и началось создание Кандалакшского заповедника.