Найти тему
НУАР-NOIR

Романтическое преследование в лабиринте Лондона

-2

Лирическая комедия «Следуй за мной» необычная хотя бы потому, что она была задумана как мелодраматическая пародия на нуар. Да-да!!! Бывают и такие. Особенно если за дело берется классик криминального кино Кэрол Рид, который обессмертил своё имя «Третьим человеком».

Хотя уже «Наш человек в Гаване» указывал, что Рид был способен включать в криминальные сюжеты изрядную частицу иронии. А потому великий британский режиссер, оставляя кинематограф, решил сделать это на мажорной нотке и предложил зрителю легкую, даже местами легкомысленную комедию о проблеме «взаимоотношения полов».

По общей тональности этот фильм, не слишком-то известный российскому зрителю, напоминает знаменитую ленту «Вам письмо», так как в основу сюжета положена идея любовной конкуренции, но на сей раз между молодыми супругами.

Как там у Пушкина? «Они сошлись: вода и пламя». Хотя упоминание и противопоставление Александром Сергеевичем «стихов и прозы» в данном случае более уместны. В Лондоне познакомились и поженились кажущиеся противопоставленными друг другу британский аудитор и американская девушка, обладающая ярко выраженным хиппи-прошлым.

В итоге было лишь вопросом времени, когда их воззрения на супружескую жизнь кардинально разойдутся. Один полагает, что его избранница излишне замкнута в себе. Другая недовольна чопорными знакомыми своего супруга.

Справедливости ради отметим, что Белинда и исполнении Мии Фэрроу, действительно инфантильна. Иногда даже возникает подозрение относительно эмоциональной несостоятельности этой кино-героини, что вызывает в памяти трагический образ Катрин Дёнев из «Отвращения». Хотя на сей раз обошлось без трагедий.

В любом случае она замыкается в себе, постоянно покидает дом, пропадая неведомо где, неизменно опаздывает и вообще начинает сторониться своего благоверного. Что должен подумать обычный мужчина? Правильно! Гражданочка крутит где-то роман на стороне. Однако британские приличия не позволяют ему устраивать сцен.

Кадр из фильма «Следуй за мной» (1972)
Кадр из фильма «Следуй за мной» (1972)

И тогда он поступает в типично нуарной манере – нанимает частного детектива проследить за своей женой. С этой сцены собственно и начинается фильм, большая часть которого составлена из «воспоминаний». В итоге следствие посвящено не досугу Белинды, а поиску ответа на вопрос: куда уходит любовь?

Кадр из фильма «Следуй за мной» (1972)
Кадр из фильма «Следуй за мной» (1972)

Комедийность в эту формально безрадостную историю вносит собственно частный сыщик, являющийся исключительным растрепой и чуть было не испортившим всё дело. Невольно вспоминается сцена из советской комедии «О бедном гусаре замолвите слово»: «Не могли бы вы идти помедленнее, а то мне за вами следить неудобно».

Кадр из фильма «Следуй за мной» (1972)
Кадр из фильма «Следуй за мной» (1972)

Также в кинокартине есть интересные отступления, когда героиня заходит в кинотеатры на просмотр грайндхауса, напоминающего по стилю продукцию студию «Хаммер». Впрочем, не исключено, это было намёк - Рид как бы указывал, что первоначальную идею почерпнул в нуаре 1949 года «Следуй за мной тихо». В любом случае в сюжете обыграна тема некого любовно-игрового «обета молчания».

Кадр из фильма «Следуй за мной» (1972)
Кадр из фильма «Следуй за мной» (1972)

От себя лично добавлю, что Миа Фэрроу, конечно, очень милое создание, но никогда не понимал, как можно было её предпочесть Аве Гарднер (мы это о Синатре). В связи с чем вспоминается злая шутка Гарднер о «связи с мальчонками». И опять же на практике всякого рода «возвышенно ищущие барышни» нередко оказываются не слишком интересными собеседницами. Порой подобными «поисками» они как бы маскируют собственную ограниченность (посмотрите на нынешних хипстеров).