Лирическая комедия «Следуй за мной» необычная хотя бы потому, что она была задумана как мелодраматическая пародия на нуар. Да-да!!! Бывают и такие. Особенно если за дело берется классик криминального кино Кэрол Рид, который обессмертил своё имя «Третьим человеком».
Хотя уже «Наш человек в Гаване» указывал, что Рид был способен включать в криминальные сюжеты изрядную частицу иронии. А потому великий британский режиссер, оставляя кинематограф, решил сделать это на мажорной нотке и предложил зрителю легкую, даже местами легкомысленную комедию о проблеме «взаимоотношения полов».
По общей тональности этот фильм, не слишком-то известный российскому зрителю, напоминает знаменитую ленту «Вам письмо», так как в основу сюжета положена идея любовной конкуренции, но на сей раз между молодыми супругами.
Как там у Пушкина? «Они сошлись: вода и пламя». Хотя упоминание и противопоставление Александром Сергеевичем «стихов и прозы» в данном случае более уместны. В Лондоне познакомились и поженились кажущиеся противопоставленными друг другу британский аудитор и американская девушка, обладающая ярко выраженным хиппи-прошлым.
В итоге было лишь вопросом времени, когда их воззрения на супружескую жизнь кардинально разойдутся. Один полагает, что его избранница излишне замкнута в себе. Другая недовольна чопорными знакомыми своего супруга.
Справедливости ради отметим, что Белинда и исполнении Мии Фэрроу, действительно инфантильна. Иногда даже возникает подозрение относительно эмоциональной несостоятельности этой кино-героини, что вызывает в памяти трагический образ Катрин Дёнев из «Отвращения». Хотя на сей раз обошлось без трагедий.
В любом случае она замыкается в себе, постоянно покидает дом, пропадая неведомо где, неизменно опаздывает и вообще начинает сторониться своего благоверного. Что должен подумать обычный мужчина? Правильно! Гражданочка крутит где-то роман на стороне. Однако британские приличия не позволяют ему устраивать сцен.
И тогда он поступает в типично нуарной манере – нанимает частного детектива проследить за своей женой. С этой сцены собственно и начинается фильм, большая часть которого составлена из «воспоминаний». В итоге следствие посвящено не досугу Белинды, а поиску ответа на вопрос: куда уходит любовь?
Комедийность в эту формально безрадостную историю вносит собственно частный сыщик, являющийся исключительным растрепой и чуть было не испортившим всё дело. Невольно вспоминается сцена из советской комедии «О бедном гусаре замолвите слово»: «Не могли бы вы идти помедленнее, а то мне за вами следить неудобно».
Также в кинокартине есть интересные отступления, когда героиня заходит в кинотеатры на просмотр грайндхауса, напоминающего по стилю продукцию студию «Хаммер». Впрочем, не исключено, это было намёк - Рид как бы указывал, что первоначальную идею почерпнул в нуаре 1949 года «Следуй за мной тихо». В любом случае в сюжете обыграна тема некого любовно-игрового «обета молчания».
От себя лично добавлю, что Миа Фэрроу, конечно, очень милое создание, но никогда не понимал, как можно было её предпочесть Аве Гарднер (мы это о Синатре). В связи с чем вспоминается злая шутка Гарднер о «связи с мальчонками». И опять же на практике всякого рода «возвышенно ищущие барышни» нередко оказываются не слишком интересными собеседницами. Порой подобными «поисками» они как бы маскируют собственную ограниченность (посмотрите на нынешних хипстеров).