В Инженерном корпусе Третьяковки представлена ретроспектива Алексея Боголюбова – выдающегося мариниста и мастера пейзажной живописи, однажды очарованного Баку и запечатлевшего город в своих работах.
«Это прежде всего моряк, а потом художник», – так император Александр II рекомендовал австрийскому послу Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896) на Всемирной выставке в Вене. В итоге художник победил моряка, однако к серьезным занятиям живописью Боголюбова привела именно служба во флоте.
Уроженец Померанья Новгородской губернии, внук писателя Александра Радищева после ранней кончины отца оказался в Петербурге. Поступил в Морской кадетский корпус и уже тогда увлекся изобразительным искусством, вначале как любитель: писал сам, изучал творчество европейских пейзажистов – особенно его поразили полотна Уильяма Тёрнера. Надев по окончании учебы эполеты мичмана, Алексей попал во 2-ю флотскую дивизию Балтийского моря.
Судьбу будущего мариниста изменило знакомство с президентом Академии художеств герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Это произошло в 1849 году на борту императорской шхуны «Камчатка», на которой аристократ путешествовал на остров Мадейра. Ознакомившись с рисунками молодого лейтенанта Боголюбова, герцог посоветовал: «Заместо того чтобы быть дюжинным офицером, лучше будьте морским художником. Кажется, вы тут вновь успеете».
На Мадейре Боголюбова ждала еще одна знаменательная встреча – с великим Карлом Брюлловым. После этого колебания, поступать ли в Императорскую академию художеств, окончательно развеялись. Специализация сомнений не вызывала: конечно, пейзажный класс, который вел профессор батальной живописи Готфрид Виллевальде.
Окончив академию с золотой медалью, Алексей Боголюбов получил пост главного художника Главного морского штаба. В следующие годы он много путешествовал по Европе, совершенствуя мастерство. Отличавшую его работы простоту мотивов и ракурсов, задумчивое настроение, многие колористические приемы он, очевидно, перенял от мастеров барбизонской и дюссельдорфской школ, с которыми сблизился в то время. Работы учителей Боголюбова и художников, к чьим советам он прислушивался, – Эжена Изабе, Шарля-Франсуа Добиньи, Теодора Руссо, Андреаса Ахенбаха – куратор выставки Светлана Усачева собрала в самостоятельный блок.
Летом 1861 года Гидрографический департамент Морского министерства заказал Боголюбову зарисовки и карты для атласа берегов Каспийского моря. Так художник отправился в экспедицию на побережье Каспия под руководством капитана первого ранга Николая Алексеевича Ивашинцова и, как сам писал, «по пути к Баку чертил разные берега».
Древний город тогда только что стал центром Бакинской губернии. Гуляя, путешественник погружался в атмосферу Востока. «Город Баку очень мне понравился. Тут стоит дивная башня древняя на берегу моря и, конечно, легендарная. Говорят, что какая-то красавица царица с нее угораздила в море. Теперь башня уже стоит на суше, ибо уровень воды понизился. Здесь есть красивый базар, хотя и небольшой, мечети, и вообще колорит Востока чувствуется вполне», – напишет Боголюбов в своих мемуарах «Записки моряка-художника».
И вот на холсте уже воплощен сюжет – разыгравшаяся морская стихия на набережной и у подножия Девичьей башни («Набережная Баку», «Девичья башня»). Боголюбов демонстрирует мастерство, способное составить конкуренцию Ивану Айвазовскому: точно переданы сине-зеленые и бирюзовые оттенки волны, бьющей о гранит, разлетающиеся пенные брызги, внезапные разрывы в плотной пелене облаков и проглядывающее в них голубое небо, серебристо-перламутровое сияние сумерек.
Ненадолго отвлекшись от морской темы, Боголюбов пишет небольшую городскую сценку «Баку. Улица в полдень» (1861, Русский музей). Уже признанный мастер «влажных стихий» несколькими цветами виртуозно передает напоенный знойным полуденным солнцем воздух, раскаленное небо, пронзительную белизну стен мечети, минарет, остатки базара и людей, лениво занимающихся своими делами. Это единственный бакинский пейзаж Боголюбова, вошедший в экспозицию Третьяковской галереи.
Эта работа представлена на выставке в отдельном зале этюдов, который архитектор Алексей Подкидышев превратил в подобие каюты корабля. Здесь собраны настоящие жемчужины пейзажного жанра, воссоздающие маршрут многочисленных путешествий Боголюбова. «Зима в Париже», «Уборка сена. Сен-Лё», «Прачки в Нанте», «Дома в Антверпене», «Нижний Новгород. Нижний базар», «Капри, Марина-гранде»… Разглядывая работы, полные поэзии и тихого света, понимаешь, насколько свободно в этом камерном формате чувствовал себя Боголюбов, прославленный автор масштабных батальных полотен, в которых ему также не было равных.
Выставка продлится до 21 января 2024 года.
Читайте еще:
Смотритель: фотограф Прокудин-Горский и запечатленный им Азербайджан
Текст: Евгения Гершкович
Фото: Государственная Третьяковская галерея