Найти тему
История и культура Евразии

Золотая Орда в мире Ислама XIII-XIV веков

Золотая Орда является одним из самых известных и влиятельных государств в истории Ислама. Она возникла в XIII веке и просуществовала до середины XV века. Золотая Орда была основана Монголами, которые вторглись на территорию современной России и Украины.

История Золотой Орды началась с завоевания Чингисханом и последующим распадом его империи. В 1223 году, Монголы впервые сражались с Киевской Русью в битве на реке Калке. После победы над русскими княжествами, Монголы начали устанавливать господство на территории.

Золотая Орда была многонациональным государством, включавшим в себя различные народы и культуры. Ее столицей был Сарай-Берке, расположенный на Волге. Государство организовано на основе феодальной системы, где власть принадлежала хану и его родовым князьям.

Золотая Орда процветала благодаря развитию торговли и обмену культурными ценностями между Востоком и Западом. Она известна богатствами, великолепными дворцами и культурным разнообразием.

Однако со временем Золотая Орда стала распадаться на различные фракции и княжества, и ее власть ослабла. В конце концов, Золотая Орда была поглощена соседними государствами, такими как Московское княжество, и перестала существовать в середине XV века.

История Золотой Орды имеет важное значение для понимания развития исламской цивилизации и ее влияния на культуру и торговлю в Центральной Азии и Восточной Европе.

https://rudalle.ru/check_kandinsky22/3f3eaf31-999a-41ff-bb9b-cde157a86402#
https://rudalle.ru/check_kandinsky22/3f3eaf31-999a-41ff-bb9b-cde157a86402#

Ислам стал продвигаться на указанных территориях еще во время Арабского халифата во второй половине VII века. В Средней Азии он активно развивался при Саманидах, Газневидах, Сельджукидах, Караханидах.

Но в Золотой Орде ислам укоренился не сразу. Хотя конечно она одна из знаковых и могущественных государств кочевой Европы.

  • Сам по себе Улус Джучи (Золотая Орда или еще Улуг Улус) был западным пределом Монгольской империи - от Сибири до Восточной Европы.

Первые мусульмане пришли на Волгу с арабским полководцем Мерваном. Его воины разгромили хазар.

С тех пор мусульмане осели на Нижнем Поволжье. В 922 году к царю булгар Алмушу прибывает посольство от багдадского халифа во главе с Ахмедом ибн Фадланом. Посольству удалось обратить булгар в ислам.

Из указанных регионов ислам распространяется по всему Дешт-и-Кыпчаку. Пришедшие сюда монголы также были верующими. Но по своему:

  • Они веруют во единого Бога, которого признают творцом всего видимого, а также признают его творцом как блаженства в этом мире, так и мучений, однако, они не чтут его молитвами или похвалами, или каким-нибудь обрядом - Плано Карпини

Таким же был Батый: государем, который не придерживался никакой веры и секты, он их считал только способом познания божества.

Но уже при Батые ему приходится считаться с мусульманским населением жемчужин улуса - Волжской Булгарии и Хорезма. В дальнейшем управленческие кадры улуса из мусульман:

  • Он (Бату) был человек весьма справедливый и друг мусульман: под его покровительством мусульмане проводили жизнь привольно. В лагере и у племен его были устроены мечети с общиной молящихся, имамом и муэзином - Джузджани

Тот же Джузджани писал о Бату:

  • Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывали следующе: Бату втайне сделался мусульманином, но не обнаруживал этого и оказывал последователям ислама полное доверие

Большинством специалистов это замечание Джузджани воспринимается скептически. Хотя именно мусульманин Берке сместил православного сына Бату - Сартака и внука Улагчи. Хан в 1282-1287 годах Туда-Менгу также перешел в ислам.

Их поддержало мусульманское купечество.

  • Этот Берке сделался мусульманином и ислам его был прекрасный. Он воздвиг маяк веры и установил обряды мусульманские, оказывал почет правоведам, приблизил их к себе, держал их вблизи от себя, сдружился с ними, и построил в пределах своего государства мечети и школы. Жена его также сделалась мусульманкой; она устроила себе мечеть из шатров, которую возила с собой - египетский историк Энувейри

Сам Берке писал султану Египта Бейбарсу, что его соратники все приняли ислам, ввели у себя уставы и правила.

Но не всем нравилась политика исламизации. Многие выступали как ревнители старой тенгрианской веры. После Берке это привело к власти Менгу-Тимура, который был ревностным тенгрианцем. Его политика усиления кочевых групп привела к замедлению роста городов из-за притеснений мусульман.

Но Тудай-Менгу пришедший после него снова покровительствует мусульманам. Зато попал под влияние темника Ногая. Тот фактически лишил власти и его свергли собственные сыновья. Но ханом стал Тула-Буга. Его сместил сам Ногай, который возвел на престол Тохту. Тот обещал во всем слушаться Ногая.

Но вскоре Тохту узнал, что Ногай хочет уничтожить весь род Бату. И нанес тому поражение - Ногая убил между прочим, русский ратник.

Тохта склонен к мусульманам и даже с 1293 года чеканит монету. На ней надпись - Насир Ад-Дин Аллах. То есть помощник веры и Аллаха.

Но его сын Илбасмыш не поддержал позиции отца. Зато ее поддержал племянник Тохты - Узбек. Последний и стал ханом. Его опорой был фанатичный мусульманин и беклярбек государства Кутлуг-Тимур, на плечах которого и держалась вся административная система.

Узбек объявил ислам государственной религией. Это не нашло поддержки у кочевой знати:

  • Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания, и каким образом мы покинем закон (тура) и устав (ясак) Чингис-хана и перейдем в веру арабов - говорили во многих юртах

Но Узбек хан казнил 120 знатных джучидов, чем пресек всякие разговоры. Узбек-хан правил около 30 лет. При нем начался взлет городской культуры Улуг Улуса. Узбек разделил все государство на 70 улусов, наследственными правителями которых были только мусульмане. У хана было 4 помощника - эмира, старшим из которых был беклярбек. Также Узбек-хан упразднил курултай как народное собрание и вместо него стал собирать диван (совещательный орган из исламских улемов).

Важным стало широкое введение шариатских судов во главе с кадиями. Те были не только судьями, но и контролировали внутриполитическую жизнь региона где судили.

Реформы продолжил и сын Узбек-хана - Джаныбек:

  • Весь улус Узбека он обратил в ислам, разрушил все капища идолов, воздвиг и устроил многие мечети и медресе. Все свое внимание он обратил на благополучие людей Ислама.

Так Ислам окончательно утвердился в Золотой Орде!